Урок литературного чтения_3784


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №26»

г. Старый Оскол

Урок литературного чтения

2 класс

М. Пришвин «Моя родина»

Учитель начальных классов:

Климова Ольга Викторовна

2013 год

Тема урока: М. Пришвин «Моя родина».

Цели урока:

• Познакомить обучающихся с рассказом М. Пришвина «Моя родина»;

• совершенствовать умение читать текст правильно, осознанно и выразительно, целыми словами;

• развивать умения: вчитываться в рассказ; работать с содержанием произведения; находить в тексте информацию, заданную в явном виде; понимать смысл использованных в тексте образных выражений; характеризовать природу нашей родины на основе прочитанного; подтверждать свою точку зрения выдержками из текста;

• развивать творческие способности;

• развивать интерес к творчеству М. Пришвина;

• воспитывать патриотизм

Планируемые результаты

Предметные результаты

Обучающиеся научатся: правильному, осознанному и выразительному чтению текста целыми словами; работе с содержанием рассказа; составлению характеристики природы нашей страны на основе прочитанного; определению главной мысли произведения; использованию прикнижного словаря; составлению рассказа на заданную тему.

Метапредметные результаты (УУД)

Регулятивные: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий.

Познавательные: прогнозировать содержание текста по его заголовку; понимать содержание прочитанного произведения; характеризовать природу нашей родины на основе прочитанного; определять авторский замысел; находить в тексте фактическую информацию, заданную в явном виде; объяснять значение слов с помощью словаря; определять главную мысль произведения; формулировать вывод и подтверждать свою точку зрения выдержками из текста.

Коммуникативные: участвовать в парной работе по составлению характеристики природы нашей страны; определять авторское отношение и формулировать свое отношение к прочитанному; рассказывать о природе

родного края

Личностные: интерес к творчеству М. Пришвина, любовь к природе, любовь к Родине.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс (2 часть) под редакцией Г.С. Меркина.- М.: ООО «Русское слово». «Начальная инновационная школа», портрет писателя М.М.Пришвина, репродукции картин русских художников с пейзажами природы, книги М.М. Пришвина, песня «С чего начинается Родина?», слова на доску: Михаил Михайлович Пришвин, «Моя Родина», очерк, мне запомнилось …, мне понравилось …, меня поразило…, меня удивило…, тексты (для групповой работы), тесты (для самостоятельной работы), презентация, проектор, экран, компьютер, толковый словарь, рисунки детей.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

— Добрый день. Надеюсь, мы с вами сегодня хорошо поработаем, узнаем много нового и интересного.

2. Актуализация знаний.

Тема родной природы и  Родины  является одной из самых важных в творчестве поэтов, писателей, композиторов.

— Ребята, я предлагаю вам послушать песню. Послушайте и скажите, о чем она?

( песня «С чего начинается Родина?», муз. В Баснера, стихи М Матусовского.)

— О чём же эта песня? (О Родине)

Дети в своих рисунках отразили значение для них слова Родина, (выставка рисунков)

А обобщат всё сказанное ребята в своих стихах:

1 ученик

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

2 ученик

В нём умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котёнок……и я.

3 ученик

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком.

И на щёчке родинка —

Это тоже Родина!

— Как вы понимаете смысл слова «Родина»? (место, где родился и т.д.)

— Давайте посмотрим с вами в толковом словаре значение слова Родина .

— В каком городе мы живем?

— Что вы знаете о нашем городе?

«Охранять природу – значит охранять  Родину ».

 Родина  и природа неразделимы.

— Посмотрите на доску и скажите, что вы видите?

(выставка книг по творчеству М. М. Пришвина )

— Значит, о каком удивительном человеке, страстно любящим природу мы будем говорить? ( М.М.  Пришвине )

3. Знакомство с биографией писателя.

Вы лучше поймёте произведение, его сюжет, прочитав выдержки из биографии об этом писателе. (Работа по группам.)

Вспомним правила работы в группах.

Текст для 1 группы

Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься    наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

 

— Что узнали о жизни Пришвина?

Текст  для 2 группы

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

— Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст  для 3 группы

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом .Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей  капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.    

-Где побывал М.М. Пришвин ?

Текст  для 4 группы

Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом.

«После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда, и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался.

— Чем любил заниматься Пришвин?  (Охотой)

А вот в чём была её особенность, вы узнаете, прочитав  отрывок из воспоминаний Пришвина.

4. Тренировочные упражнения.

— В его рассказах путешествуя весной по лесу можно услышать пение птиц

— Мы удивимся такому пению и скажем удивлённо: «Ого»

— Вдруг показался ёж и мы радостно воскрикнем: « Ух,ты! »

— А сейчас поиграем в игру «Скороговорка»

— Сначала читаем скороговорку медленно, протяжно, затем в среднем темпе,

выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе.

Встретил в чаще ёж ежа

— Как погода, ёж?

— Свежа,

— И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съежась два ежа.

5. Предварительная работа над текстом

Пок/ры/ва/лось, ки/пя/ти/лось, вста/ва/ни/ю, Ро/ди/на, Кла/до/ва/я солн/ца, сок/ро/ви/ща/ми, про/буж/да/ет/ся.

Чтение слов по слогам, ставя ударение.

6. Изучение нового материала

Первичное восприятие рассказа. Чтение учителем.

— Сегодня мы познакомимся с рассказом – очерком «Моя — Родина».

— Что же такое очерк? (дети находят в толковом словаре)

(Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе).

— Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного и расскажите, что вам больше всего запомнилось, поразило, удивило. Свой ответ начать вам помогут эти слова. (Обратить внимание детей на доску, где записаны слова: «мне запомнилось…, меня удивило…, меня поразило…»- Подумайте и скажите, какая тема этого произведения?(Через описание красоты родной природы, автор говорит о любви к Родине.)

7. Словарная работа

Сок/ро/ви/ща

Кла/до/вая

— Что такое сокровища? (ответы детей)

Давайте посмотрим в толковом словаре значение этого слова

8. Физминутка.

На горе стоит лесок

(круговые движения руками)

Он не низок, не высок

(сесть, встать)

Удивительная птица

подает нам голосок

(глаза и руки вверх)

По тропинке два туриста

Шли домой издалека

(ходьба)

Говорят: « Такого свиста мы не слышали пока».

(плечи поднять)

9. Чтение  обучающимися. Анализ произведения.

а)  Чтение  цепочкой по предложению.

Определите жанр и тему произведения.

Кто является главным героем в произведении?

Какую привычку воспитала у  Пришвина  его мать? Прочитайте.

Найдите и прочитайте, как по-особенному готовилось молоко, и каким был чай?

Почему автор думает, что начинать работу надо вместе с солнцем? (прибыло здоровье, радость в жизни и счастье)

В чем заключалась «охота» писателя? Прочитайте.

Прочитает  классу …..

(он ходил на охоту с записной книжкой и охотился за открытиями, а не за птицей и зверем)

Как он вас называет? (молодые друзья)

С чем он сравнивает природу?

Что писатель называет «Кладовой солнца»? (природа, которая хранит сокровища жизни)

Какие «сокровища жизни» надо охранять? (рыб, леса, степи, горы, животных)

б) Выразительное чтение обучающимися.

в) Деления текста на части и составление плана обучающимися (проверка учителем).

— Запишите или нарисуйте.

10. Закрепление.

Работа в тетрадях на печатной основе.

Назовите «важные слова»

(Охранять природу – значит охранять Родину)

Какими являются эти слова для рассказа? (главными, главная мысль этого рассказа)

Какие пословицы или поговорки вы знаете, которые подошли бы по смыслу к произведению «Моя Родина».

(Береги землю родную, как мать любимую)

Что можете вы сделать, чтобы сберечь природу? (сажать деревья, убирать мусор, не загрязнять водоёмы, не рвать цветы)

11. Итог урока. Рефлексия по группам.— Мы узнали о Пришвине М.М., что этот писатель особенно любил природу.- Мы поняли, что охранять природу, значит беречь Родину.- Мы учились читать бегло, выразительно и понимать текст.- Мы узнали, что М. Пришвин называл свои произведения очерками.Выполнение теста.Самостоятельная работа.Тема: Пришвин М.М. Тестирование. (Раздаются каждому ребёнку)Тестирование покажет, как точно вы запомнили некоторые фразы и образные выражения, которые встречались в тексте.1. Мать угостила меня …а) чаем;б) кофе с молоком;в) чаем с молоком.2. Потом и в городе …а) я вставал на заре;б) я вставал с первыми петухами;в) я вставал рано.3. После чаю …а) я уходил на охоту;б) я уходил на работу;в) я уходил спать.4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …а) с драгоценными камнями;б) с великими сокровищами жизни; в) с большим богатством.5. Я прочитал(а)…а) сказку;б) рассказ; в) очерк.6. Очерк …а) Пришвина М.М.;б) Паустовского К.Г.; в) Чарушина Е.И.

Моя Родина литературное чтение 2 классПеред вами «мишень» , закрасьте те части, которые считаешь нужным, был активным участником-закрась, было понятно- закрась и т.д.

1 ученик: Природа богата, но её богатства не бесконечны, и человек должен пользоваться ими как разумный и заботливый хозяин.

2 ученик: Закон об охране природы обязывает всех людей беречь природные богатства Родины, чтобы природа не истощилась и ещё долго служила людям.

3 ученик: В лугах ромашки солнечного цвета

Такие, что светлей на свете жить

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

12. Домашнее задание:

Исследовательский проект «Природа нашего края». Составьте рассказ о природе своего края, выучить последний абзац произведения « Моя   Родина» М.М.  Пришвина. 






See also:
Яндекс.Метрика