Урок литературного чтения_3779


Урок литературного чтения

Тема: «Тайны загадок». 1-й класс

Макеенкова Наталья Георгиевна, учитель начальных классов

Цели урока: формировать представление об игровом характере малых жанров фольклора-загадках; познакомить с приёмом«Сравнение»; учить сочинять загадки; воспитывать культуру речи; формировать УУД.

Оборудование: рисунок учёного Кота,иллюстрация «Мудрой книги», иллюстрации предметных картинок-отгадок.

ХОД УРОКА

Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

Организовать направленное внимание на начало урока.

На доске рисунок Кота учёного.

Начинаем наш урок.Предъявите-ка улыбку,А с улыбкою – билет,Без билета входа нет.Скучных мы отсылаем обратно –Скучать можно домаСовершенно бесплатно!

Приготовление к уроку.Приветствие учителя.

2. Актуализация опорных знаний

Формировать УУД: познавательныеДальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.

Кот учёный ждёт от вас интересных считалок. Это и будет ваш билет.

Выразительное чтение считалок.

3. Мотивация Проблемная ситуация

Мотивировать школьника на изучение темы «Тайны загадок».Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формировать УУД:

Личностные-самоопределение, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация.Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества.Познавательные – постановка и формулирование проблемы.Регулятивные – определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.Коммуникативные – владение монологической речью.

Ребята, я рада, что всем удалось предъявить билет Коту учёному. И он приглашает вас продолжить путешествие через огороды Бабы-Яги вместе с Машей и Мишей.Согласны?

Кот приготовил для вас задание.На доске картинка: поле одуванчиков.Дунь на цветок и прочти.

– Что вы прочитали?– Но прежде чем сказать отгадку, вдумайтесь в значение каждого слова. Нарисуйте отгадку.– Что вы нарисовали и как размышляли?

– Ребята, перед нами поле одуванчиков. Они все окутаны тайной. Что за тайны?– А что же такое загадка?Чем мы сегодня займёмся на уроке?– Сегодня на уроке мы узнаем тайны загадок, а помогут нам одуванчики – цветки-загадки.

Дети сдувают одуванчики и читают с доски:

Когда идёшь тропинкою,Куда ни глянь в поляхБелеют чудо-шарикиНа тонких стебельках.Сквозные серебристые, Они, как пух, легки.Стоят и чуть качаютсяОт ветерка с реки.

Золотисто-жёлтый днём,Он зелёный вечерком.Подожди неделю – Станет белый-белый.Ещё подождёшь – Только лысинку найдёшь!

Есть один такой цветок – Не вплетёшь его в венок.На него подуй слегка – Был цветок – и нет цветка.

Ответы детей (загадки)Рисуют на листах отгадки.

Дети доказывают свои ответы.Выставка рисунков.Ответы (загадки)

Ответы.Ответы (узнаем тайны загадок)

Читают про себя с доски:

ОЙ-люли, та-ра-ра-ра-ра-ра!Заходи-ка, детвора!Да, подумай, посмекай,Все загадки отгадай!

4. Изучение нового материала

5. Закрепление нового материала

Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать загадки.

Формировать УУД:

Познавательные – работа с двумя источниками информации.Личностные – самоопределение, помощь сказочным героям.Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, выделение существенных признаков.

Познавательные – находить ответы на вопросы в тексте.Познавательные – подведение под понятие.Личностные – ориентироваться при решении трудных задач .Коммуникативные – учёт позиции собеседника.Регулятивные – высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникативные – работа в пареПознавательные – знаково-символическоемоделирование; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Закрепить, повторить,

Формировать УУД:

Коммуникативные – работа в группе.Личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержанияПознавательные – умение строить речевые высказывания.

Физминутка.

Работа в тетради с. 9 № 1.

– Прочитайте загадки:

– С чего надо начинать поиск отгадки?– «Красненькая матрёшка» (подвести к ответу «ягода»)– «Беленькое сердечко» ( подвести к ответу малина)– Что помогло нам разгадать загадку?– Найдите слово-указатель, которое поможет отгадать вторую загадку.– О каком предмете так говорим7– Что значит это слово?

Физминутка.

– А вот и Кот. (Учебник .с.14-15)

– Кот предложил вам побыть исследователями– Как в загадках представлены растения?– Как вы думаете, почему?

– Что вам помогло отгадать загадки?– Вам нравиться отгадывать загадки? Почему?– Что же такое загадка?Об этом Маша и Миша прочитали в «Мудрой книге», которую им дал Кот учёный. Давайте узнаем, что в ней написано.(Читает из словаря)

– Помогите Маше и Мише ответить на вопросы одуванчика. (учебник стр. 16,17)

Физминутка.

– Ребята, посмотрите сколько одуванчиков на огородах Бабы-Яги! Ещё не все тайны их мы разгадали!

– Какую тайну загадок вы раскрыли?

– Кот просит вас помочь Мише и Маше.Чтобы им быстрее уйти от одуванчиков поможем им ещё отгадать загадки.

Физминутка.

Дети представляют, что пришли на цветущую поляну и вдыхают восхитительный аромат цветов. Вдох носом, выдох ртом (2-3 раза)

Дети читают.Хорошо читающие дети, читают загадки:

Красная Матрёшка,Беленькое сердечко. (Малина)

* * *

Я румяную МатрёшкуОт подруг не оторву.Подожду когда матрёшкаУпадёт сама в траву. (Яблоко)

Ответы (прочитать вдумчиво, понять все слова, представить о чём говорится)– перебирают разные варианты.

– перебирают разные варианты.Ответы (работали вместе, размышляли, фантазировали)– «румяное»Ответы (яблоко)Ответы (красное)

Физминутка

Вот так яблоко!ОноСоку сладкого полно.Руку протяните,Яблоко сорвите.Стал ветер веточку качать,Трудно яблоко достать.Подпрыгну, руку протянуИ быстро яблоко сорву!Вот так яблоко1ОноСоку сладкого полно.

Дети читают и отгадывают загадки

Ответы (им даны имена людей)Ответы (всё что окружает человека он воспринимает как живое, а имена, которые он даёт различным предметам делают их похожими на людей).Ответы (рисунки, признаки)Ответы (проявить смекалку, игра, расшифровать)Ответы

Читают и отвечают.

Физминутка

Работают в рабочих тетрадях с.10 № 3. (Взаимопроверка)

Ответы (приёмы сравнения)

Дети работают в группах (отгадывают только те, в которых о предметах-отгадках говорится как о человеке.)Вписывают в сетку кроссворда (Ключевое слово – молодцы)

6. Рефлексия

Формировать УУД:

Личностные– самооценка на основе критерия успешностиКоммуникативные –формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

– Чем сегодня мы занимались на уроке?– Какую тайну загадок вы раскрыли?

ОтветыОтветы (приёмы сравнения)

7. Домашнее задание

Познавательные – умение строить речевые высказывания

– Баба-Яга благодарит вас, за то что разгадали тайны одуванчиков и предлагает вам устроить аукцион загадок.– Дома приготовите загадки по выбору: вспомните какие-нибудь загадки или сочините сами ( не обязательно складные). Спасибо за урок!






See also:
Яндекс.Метрика