Урок литературного чтения_3694


Литературное чтение 3 класс

Тема: Георгий Алексеевич Скребицкий «Лебеди».

Цели:

1. Познакомить с произведением Г. А. Скребицкого «Лебеди», рассказать его содержание.

2. Подготовка к краткому пересказу текста.

3. Продолжить знакомство с животным миром : с лебедями.

4. Воспитание бережного отношения к природе.

Оснащение урока:

1. Портрет автора.

2. Выставка его книг.

3. Иллюстрация художника А. Рылова «В голубом просторе».

4. Иллюстрации «Жизнь лебедей».

5. Пластинка «Лебединая верность».

6. Запись на доске (трудные слова и выражения, эпиграф к уроку).

7. Картину (Белое море, Прибалтика, Причерноморье).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Вступительная беседа.

— Прочитайте стихотворение (на доске).

Как лес хорош, разбуженный весною! Поют ручьи, поет сама земля. Картины прошлого встают передо мною, С далекой юностью встречаюсь снова я. Кругом разлив, в лицо мне веет ветер, Весны привет повсюду нахожу, И нет счастливее меня на целом свете, Когда в лесной дали, на солнечном рассвете К своей весне — я к детству ухожу.

— Таким стихотворением Г.А. Скребицкий начинает повесть о своем детстве « От первых проталин до первой грозы».

Он писал: « Начнешь вспоминать свое детство, юность… и перед тобой, как наяву, поплывут одна за другой картины далекого прошлого. Будто сидишь у окна дальнего подъезда, подъезжаешь по родным, дорогим сердцу местам, по тем местам, где не был уже давным-давно.»

Г.А. Скребицкий – русский, советский писатель, писал рассказы, сказки, стихи, в основном для детей. Он сам является главным героем всех своих произведений.

/Рекомендация книг для дополнительного чтения/.

— В своих произведениях Г.А. Скребицкий рассказывает о той скромной природе, которая сразу не бросается человеку в глаза своими яркими красками, она, как тихая песня, постепенно закрадывается в душу и остается в ней на всю жизнь. Он с детских лет знакомится с родной природой и потом всей душой полюбил ее и какое счастье, какую радость в жизни принесла ему эта любовь. Он надеялся своими рассказами зародить хоть искру этой любви и в ваши юные сердца.

2) Объяснение темы урока:

— Сегодня будем читать рассказ Г.А. Скребицкого «Лебеди» /Работа с иллюстрациями/.

3) Рассказ учащегося о лебедях.

Лебеди – эту птицу воспевали в былинах и сказаниях. Одна из самых крупных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поёт перед своей гибелью. Такой песни лебедь, конечно, не поёт. Он вообще не относится к певчим птицам: лебедь – шипун может неторопливо гоготать, а лебедь – кликун – издавать гулкие и торжественные трубные звуки. Их хорошо слушать по весне, когда лебеди, возвратившиеся с южной зимовки, парами величаво пролетают в поднебесье. Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озерам, в густейших камышах. Это исключительно чуткие и осторожные птицы. Заботы о воспитании лебедят делят между собой мать и отец. Лебедь — прекрасное и теперь редкое создание природы, охота на него в нашей стране запрещена.

III. Чтение рассказа «Лебеди» учителем.

Какие чувства появились у вас?

— Почему так автор назвал рассказ?

IV. Чтение рассказа детьми.

— Отметить трудные слова, словосочетания, выражения.

— обогнали весну

— два раза встретить весну

— день прибывает «на воробьиный скок»

— ночь словно тает, как остатки льда (сравнительный оборот).

— Да, природе есть куда торопиться.

— летний круглосуточный день

— в небе разливались прозрачные сумерки

— край неба начинали розоветь

ликует – радуется (восторженно), торжествует

палисадник – небольшой огороженный садик перед домом

рыбачий поселок

словили – (синоним) поймали

слобода (в слободу) – поселок около города, пригород

ставная сеть

на мели (мель) – мелкое место

верхние ячеи

чулан – помещение в доме, служащее кладовой

сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом (в деревне)

чуток

оглашая (глас – голос)

отмель – мель, идущая от берега (песчаная)

пологие острова – (антоним) крутые.

Прочитайте слова, выражения, сравните с теми, что отметили вы.

Объяснение.

V. Беседа по содержанию.

— Как случилось, что автор два раза в году встретил весну?

— Где происходят события? (Белое море) – показать на карте.

— Как писатель пишет о северной природе?

— Как он выразил свое отношение к ней? Прочитайте.

— Какое очень важное событие происходит в живой природе с наступлением весны? (Прилет птиц.)

— Прочитайте.

— Почему лебедь был один? Эта осторожная птица была рядом с рыбацким поселком?

— Кто поймал лебедку?

1) – Каким он показан в рассказе (этот простой рыбак Иван Васильевич)?

А) Внешний вид,

Б) его действия после разговора с писателем;

— внимательно слушал;

— заторопился : не доел кашу, не оделся;

— сожалел: «Эх, дружище …»;

— «Вот это хорошо!…» – обрадовался;

— осторожно развязал крылья.

2) — Кого он напоминал писателю? Чем?

— Найдите эти строки в тексте.

— С каким чувством говорит автор о рыбаке? (с чувством теплоты).

3) Перечитайте, как лебеди страдали в одиночестве.

— Как вы назовете такую дружбу? (верная, верность).

VI. Прослушивание пластинки (песни « Лебединая верность»).

— Как вы думаете, как и почему появилась эта песня?

VII. Вывод.

Надо беречь и охранять природу (лебедей – этих осторожных птиц).






See also:
Яндекс.Метрика