Урок литературного чтения ВПКатаев Дудочка и кувшинчик


Литературное чтение. В.П. Катаев. «Дудочка и кувшинчик»

Цель урока:

Познакомить детей с краткой биографией автора и рассказом В.П.Катаева «Дудочка и кувшинчик».

Задача:

Развивающий аспект – развитие речи, обогащение активного словаря учащихся, развитие интереса к предмету;

Воспитывающий аспект – урок нацелен на воспитание любви к труду и требовательности к себе, а также на формирование представлений о таких качествах как трудолюбие и лень;

Познавательный аспект – формирование общеучебного умения осознанного правильного выразительного чтения;

Формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературно – авторской сказки;

Оборудование: портрет писателя, выставка книг В.Катаева, разрезанные пословицы на слова, цветик-семицветик из цветной бумаги, слова для словарной работы

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте. Встали красиво и подготовим наш речевой аппарат к уроку чтения.

II. А.Г.

«Шарик»

Как звенят комарики

Как рычит собака

Как шипит змея

«Жил-был язычок…»

Работа над чистоговоркой. Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, четвёртая мерещится.

III. Проверка домашнего задания

-Чтобы узнать насколько внимательно вы читали текст дом. задания я проведу тест.

-Тест состоит из 5 вопросов. Читает вопрос, находите правильный ответ и обводите его в кружок, если вы считаете, что правильных ответов 2, то обводите два ответа.

IV. Физминутка

V. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

Недаром дети любят сказку.Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.

1.Слово учителя с элементами беседы:

— Ребята, вы любите сказки? (да)— Чем отличается сказки от других произведений? (в сказке могут говорить животные и растения, с героями происходят необычные приключения, есть волшебство)— Кто пишет сказки? (сказки пишут авторы, составляет народ)— Как называются сказки, которые сочинил народ? «народные» — Как называются сказки, которые написали писатели? “авторские”— Каких писателей сказочников вы можете назвать? (Пушкин, Андерсен, Чуковский, Перро и др.) (Показываю красивый семицветный цветок, сделанный из цветной бумаги.)

— Ребята, посмотрите на этот волшебный цветок. Сколько у него лепестков? Стоит нам оторвать один лепесток, загадать желание и оно сбудется.

— Кто из вас знает, из какого произведения этот цветок? (Цветик – семицветик.)

— А кто автор этой сказки?

VI. Знакомство с биографией В.П.Катаева.

Рассказ о писателе.

Автор данной сказки Валентин Петрович Катаев. Катаев Валентин Петрович – русский советский писатель, родился в семье учителя г. Одесса. Начался печататься в 13 лет. Сотрудничал в газете «Гудок», журналах «Крокодил» и «Юность». Был на фронте. Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки. В.П.Катаев написал такие произведения как: …….

— Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Катаева «Дудочка и кувшинчик»

VII. Изучение нового материала

— Знакомство с новым произведением хотелось начать с Древней Индийской цитаты «Дело стоит рядом со стоящим, идёт за идущём, творит с творящим. Оно следует за нами подобно тени»

— В конце урока я попрошу вас, объяснить, как вы понимаете данное высказывание, и почему именно это высказывание я взяла сегодня на уроке.

1. Отработка техники чтения

— При чтении нам встретятся трудные слова, давайте прочитаем их по слогам, а затем целыми словами.

ЗаглядывалаЗашевелился

ПриговаривалаРаздвинулась

Разбегаются Мерещится

2. Словарная работа

Видимо-невидимо –очень много

Сизая – тёмно-серый с синеватым оттенком

Сварливая – ворчливый, склонный к ссорам человек

На корточках – низко присев с сильно согнутыми ногами

3. Чтение рассказа «Дудочка и кувшинчик».(Читает учитель и хорошо читающие дети.)

VII. Физминутка для глаз

4. Беседа по содержанию и выборочное чтение.

— Зачем Женя и вся её семья пошли в лес? (За ягодами)

— Во что должны были собирать землянику мама, папа и Павлик? (мама в чашку, папа в кружку, Павлик в блюдечко)

— Что для сбора земляники досталось Жене? (кувшинчик)

— Какие советы давали Жене мама и папа? (с.25, 2 абзац)

— Послушалась ли Женя советов родителей?(Да, но скоро Жене надоело сидеть на корточках и собирать ягоды)

— Прочитайте, как Женя искала ягоды на своей поляне в начале произведения? (с.24, 6 абзац)

— А как надо было собирать землянику? (присесть, нагнуться к самой земле, и заглянуть под листики)

— Можно ли Женю назвать трудолюбивой и усидчивой девочкой? Почему вы так решили? (нет. У неё не хватает терпения и силы воли)

— Почему Женя ушла со своей полянки и куда она направилась? (Она пошла искать себе другую полянку, где земляника не прячется, а сама в кувшин лезет)

-С кем встретилась Женя? (со стариком-боровиком)

— Почему именно Женя встретилась со старичком – боровиком? (она высказала своё желание: “Хоть бы мне кто – нибудь помог?”)— Прочитайте, как выглядел старичок, которого повстречала в лесу Женя. (с.26, 6 абзац)

— Какие звания имел старик-боровик? (с.26)

— О чем пожаловалась Женя?

— Что предложил Старик-боровик? (Специальную дудочку)

— Дал ли старик-боровик дудочку Жене?

— На каких условиях он дол ей дудочку?

— Автор говорит, что дудочка играла «чудную музыку». Кто и как реагировал в лесу на эти звуки? Найдите в тексте.

— Почему Женя не смогла собрать все ягоды на поляне? (У неё не было кувшинчика)

— что предприняла Женя?

— Почему Женя не смогла собрать ягоды после того, как у неё появился кувшинчик?

— Как поступила Женя на этот раз?

-Дал ли старик-боровик Жене дудочку и кувшинчик?- Почему старик-боровик назвал Женю «хитрой девочкой»? (Потому, что он она хотела сразу получить и кувшинчик, и дудочку)

— Что рассердило старика-боровика? (Его рассердила лень девочки)

— Как вы думаете, почему Женя побежала собирать ягоды, стала наклоняться, заглядывать под каждый кустик? А ведь она боялась устать? (Во-первых её ждали родители, а во-вторых , наверное, ей стало стыдно).

— Что помогло Жене перемениться? (Услышав осуждение от старика-боровика, ей, скорее всего стало стыдно)

Почему она никому не рассказа о дудочке? (Ей, возможно, было стыдно)

— Как изменяется характер Жени на протяжении рассказа? Охарактеризуйте Женю, какой она была в начале рассказа и какой мы её видим в конце произведения.

— Какой урок вынесла для себя Женя из встречи со стариком – боровиком? (Если чего-то хочешь добиться, нужно приложить немалые усилия, для достижения поставленной цели)

— Чему учит нас эта сказка?

VIII. Физкультминутка

IX. Закрепление изученного материала.

1. Работа в группах

а) Составление картинного плана

б) Работа с пословицами

— Из отдельных слов соберите пословицы.

воставить план

2) Проверка.

Глаза страшатся, а руки делают.Терпенье и труд все перетрут.Где труд, там и счастье.Не трудиться, так и хлеба не добиться.Умелые руки не знают скуки.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

-Что объединяет данные пословицы? (Все они о труде)

— С какой пословицей мы встречались на предыдущих уроках?

-Я вам подготовила две пословицы о землянике. «Ради земляники не раз земле поклонишься», «Кто землянику в рот кладёт, тот здоров круглый год»

-Почему в народе так говорят о землянике? (Отвар из листьев земляника очень хорошо помогает при простудных заболеваниях)

X. Заключительная часть

1. Итог урока

— С каким произведением мы познакомились на уроке?

— Кто автор данного произведения?

— Закончить наш урок хотелось бы словами известного великого итальянского художника, ученого Леонардо да Винчи «Счастье даётся тому, кто много трудится»

2. Оценивание

3. Домашнее задание

— пересказ, выразительное чтение. Нарисовать иллюстрацию к данной сказке.






See also:
Яндекс.Метрика