Урок литературного чтения во 2-м классеРассказ ЕИ Чарушина Страшный рассказ


Урок литературного чтения во 2-м классе.

Рассказ Е.И. Чарушина «Страшный рассказ».

Учитель начальных классов Разуваева Анна Владимировна.

Цели урока: знакомство с биографией и творчеством детского писателя Е.И. Чарушина «Страшный рассказ», произвести анализ данного произведения

Задачи урока:

Образовательные

— познакомить детей с биографией и творчеством Е.И.Чарушина

— познакомить детей с рассказом «Страшный рассказ», его идейно-смысловым и художественными содержанием

— формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи

Развивающие

— развивать устную речь учащихся

— развивать образное и логическое мышление

— расширять кругозор детей

— развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять

Воспитательные

— воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей

— воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения

— воспитание критического мышления

Организация детей на работу на уроке.

Стадия вызова

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями о животных.

Е. Чарушин «Страшный рассказ».

— Прочитайте название произведения.

— Было ли вам когда — ни будь страшно?

— Попробуйте предположить , о чём будет рассказ? (ответы детей)

— Посмотрите на иллюстрацию. О ком это произведение, судя по рисунку?

— Послушайте небольшое сообщение о еже внимательно. Сведения, которые вы услышите, нам в дальнейшем пригодятся.

Ёж – маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. Пищей ежа служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи, мыши. В случаи опасности ёжик свёртывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. К зиме ежи жиреют и впадают в глубокую спячку. Ёж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки, гусениц, грызунов и ядовитых насекомых.

Стадия осмысления.

Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года. Отец, известный русский художник – архитектор, много разъезжая. Нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Отец же дал первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу . животных. К Чарушину известность пришла как к художнику – иллюстратору. Он иллюстрировал книги Пришвина, Бианки, Маршака, Горького. Позже он стал писать рассказы о животных, и их повадках.

— Сейчас мы узнаем, о чём этот рассказ и кто его главные герои.

1 часть:

— Где жили Шура и Петя?

— Почему они остались одни?

— Как вы думаете, испугались мальчики или нет?

2 часть:

— О чём говорили мальчики?

— Как вы думаете, стало мальчикам страшно или нет?

3 часть:

— Что чувствовали мальчики?

— Как вы думаете, что произошло дальше?

4 часть:

— Кто тут пришёл?

— Кого нашли в доме?

— Как с ним поступили?

— Чем закончился рассказ?

4. Стадия рефлексии.

— Почему автор назвал рассказ страшным?

— Можно ли назвать мальчиков трусами? Выскажите свою точку зрения.

— Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. В любой ситуации надо думать о том, что вы в полной безопасности и защищённости. А это в свою очередь, даёт ощущение спокойствия.

— С помощью подчёркнутых слов составьте план рассказа.

5. Итог урока.

— с каким произведением мы познакомились на уроке?

— Кто автор?

— Чему научил нас рассказ Е. Чарушина?

6. Дом задание : пересказ

Е Чарушин «Страшный рассказ»

1 часть:

Мальчики Шура и Петя остались одни. Они жили на даче – у самого леса. В маленьком домике. В этот вечер папа и мама ушли в гости. Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то ползает – шуршит…

2 часть:

Шура и говорит со своей кровати:

— Мне совсем не страшно.

— мне тоже совсем и не страшно. – отвечает Петя с другой кровати.

— Мы воров не боимся, — говорит Шура.

— Людоедов тоже не боимся, — отвечает Петя.

— И тигров не боимся, — говорит Шура.

— Они сюда не придут, — отвечает Петя.

И только Шура хотел сказать, что он крокодилов не боится, как вдруг они слышат… за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу; топ…топ… шлёп… шлёп… топ… топ…

3 часть:

Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.

— Не дыши, — говорит Шура Пете.

— Я не дышу.

Топ… топ… шлёп…шлёп…А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и топает.

4 часть:

Но тут пришли папа с мамой. Они открыли двери, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого. И вдруг вдоль стены кто-то пробежит в угол… Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят – да это ёжик! Он, верно, из леса забрался в дом. Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.






See also:
Яндекс.Метрика