Урок литературного чтения в 4 классе


Урок литературного чтения в 4 классе по произведению

Михаила Пришвина «Выскочка»., с применением технологии

Развития Критического мышления и Системно-деятельностного подхода.

Цели: создать условия для:

1. осмысления идеи произведения;

2. овладения навыками смыслового, выразительного чтения;

3. развития сопереживания, умения оценивать поступки;

4. развития коммуникативных навыков, умения аргументировать свою точку зрения;

4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Оборудование:

1. Учебник на каждой парте у учащихся;

2. Заготовки с пословицамии ключевыми словами для творческого задания (для каждого ученика).

3. Чистые листы для работы с текстом (для выписывания слов и составления «синквейна»).

4. Крупная иллюстрация на доске и картинки «героев» произведения, которые по мере чтения рассказа прикрепляются к иллюстрации.

5. Толковый словарь С.И. Ожегова.

ХОД УРОКА

На доске

М.М.Пришвин

( название закрыто)

Ход урока.

Вступительная беседа.

-На уроках литературного чтения мы познакомились с произведениями М.М.Пришвина

— К какому литературному жанру относится произведения.

М.М.Пришвин писал не только повести, путевые очерки, новеллы, миниатюры, романы ,но и рассказы. И вот сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересным и необычным рассказом этого писателя.

Стадия вызова. (АОЗ, затруднение, целеполагание)

На данном этапе существует несколько приемов, я выбрала работу с ключевыми словами

В рассказе встретятся слова:

Собака Вьюшка

Косточка

Сороки

Вторая косточка

Выскочка

хвост в зубах

сорока без хвоста

Сейчас предстоит работа в группах. Вспомним правила работы в группах

Предлагаю из данных слов придумать сюжет, дать название своему произведению, презентовать свой ответ, определить жанр, дать название своему произведению. (Жанры могут получиться разные: у кого сказка, у кого рассказ,очерк)

-Учитель фиксирует ответы на доске. (Названия.)

А теперь давайте послушаем рассказ М.М.Пришвина

III. Стадия осмысления.остроение нового знания)

(перед чтением: на столах картинки с изображением персонажей рассказа, порошу вас поместить их на плакат по мере появления этих героев)

Чтение учителем.

Постепенно появляется картина на доске:

Беседа после прочтения рассказа.

— Понравился рассказ?

— Какие моменты вызвали улыбку?

— Назовите героев рассказа.

Посмотрите, какие названия вы подобрали ему. А автор назвал его

« Выскочка» (Открывается название на доске).

— Кто же из вас был близок к названию?

Открыли учебник на странице 92.

Чтение про себя учащимися с подчеркиванием непонятных слов.

Словарная работа. Объяснение значения подчеркнутых слов с использованием толкового словаря.

Словарь Ожегова:

Совместный поиск.

Работа с текстом.

Судя по названию произведения, интересует ли нас Вьюшка?

А кто интересует?

Работа в малых группах:

Отметьте в тексте описание сороки

Зачитайте.

— Какие слова автора указывает на то, что сорока отличается от других сорок?( По технологии Системно-деятельностногоподхода,учитель показывает эталон) Слайд.

(В семье не без урода, поскакала дуром . А я-как мне самой хочется ).

-Каким вам представляется сорока в этот момент? (индивидуальна работа)

СЛАЙД (бесстрашная, ловкая, хитрая)

Зачитывают, учитель записывает слова на доске в столбик.

— А как ведут себя СОРОКИ, увидев Вьюшку? Зачитайте и отметьте в тексте границы действия собаки Вьюшки.

— А какими в этом отрывке представлены сороки? (смелые, храбрые, решительные, хитрые, умные).

— О чем они дружно договариваются?

( очень быстро оклевали украденную косточку и недолго думая, собрались отнять у собаки вторую) СЛАЙД

— А какие действия в это время предпринимала Вьюшка?

— От чего Выскочка осталась без хвоста?

— Найдите и зачитайте, какой стала сорока без хвоста?

-Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом?

Работа в парах:

1.Для описания действий героев автор использовал много глаголов. Прочитайте текст еще раз и подчеркните глаголы, которые относятся к Выскочке.

Работают самостоятельно.

Зачитайте глаголы (учитель записывает на доску во второй столбик)

Подскакала

улучила

вырвалась

изловчилась

2. Охарактеризуйте образ сороки:

( зачитываем обороты и прилагательные, характеризующие сороку)

Сорока

с пыльцой в голове

с заскоком

радужный длинныйхвос

V. Рефлексия.

Используя слова, составить « синквейн».

1.сорока

2. подскакала, вырвалась

3. ловкая, хитрая, проворная

4. Сорока осталась без хвоста.

5. Выскочка.

Дети зачитывают свои «синквейны» по желанию.

-В чем необычность рассказа? (элементы сказочности)

-Какие чувства у вас вызвал образ сороки? Почему?

-Как автор относится к своим персонажам? Докажите.

VII. Подведение итога урока. Поигрем (игра называется «Продолжи фразу», я называю начало, а вы ее закончите.Договорились?)

:

«Мне понравилось …»

«Мне было трудно…..»

«Мне было интересно…»

«Благодарю!»

Дифференцированное домашнее задание:

1. выразительное чтение,

2. составление «синквейна» о Вьюшке,

3. выразительное чтение, выполнение рисунка, каким вам представился сорока (собака, сороки)






See also:

Урок литературного чтения в 4 классе


Урок литературного чтения 4 класс

Тема: Сказка С. Козлова. Не улетай, птица, пой!

Цель: Формирование понятия о том, как на нас воздействует красота

Задачи урока: 1. Прочитать сказку С. Козлова, используя такие виды чтения:

— просмотровое

— ознакомительное

— изучающее

2. Учить пониманию всех уровней текстовой информации.

3. Для реализации поставленной цели использовать приём выделения деталей текста и подтекстовой информации.

Оборудование урока: видеофильм «Альпы», карточки со словами для дифференцированной работы в группах.

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Действия ученика

1 Организационный момент

2 Самоопределение

3 Целепологание

Что ждёте от урока?

Показ слайда, на котором портрет С. Козлова

Что вы знаете о С. Козлове?

Какие ценности показывает автор в своих сказках?

Как вы думаете обо всех ли ценностях мы узнали из сказок С. Козлова?

Будем читать, анализировать. Узнаем новое

Узнавание автора

Ответы учащихся

Доброта, отзывчивость, дружба, взаимопонимание

?

4 Работа с текстом до чтения

5 Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение

Словарная работа

Беседа по содержанию. Проверка предположений

6 Работа с текстом после чтения

Извлечение концептуальной информации

Соотнесение своей точки зрения с позицией автора

7 Работа в группах

8 Рефлексия (смайлограмма)

9 Итог урока и д./з.

Сегодня мы узнаем об очень интересном состоянии в душе, которое способствует замечательным делам и действиям. Показ видеофильма «Альпы» (слайды красивейших мест в горах в сопровождении музыки австрийского композитора В.А. Моцарта «Чардаш»

Прочитайте название сказки, которую будем читать.

Прогнозирование (антиципация). Как вы думаете о чём расскажет данное произведение?

Во время чтения пользуйтесь знаками ? и !

Попытайтесь объяснить главную мысль текста. Найдите в тексте слова, подтверждающие вашу точку зрения

Помогите поросёнку, придумайте для него способ, чтобы научиться прыгать

Работа в группах. 3 группы получают по набору карточек со словами. Задание: распределить слова по трём номинациям 1 что посмотрели? 2 обобщить увиденное 3 чувство, возникающее при просмотре С. Козлов «Не улетай птица, пой!»

Ответы учащихся

(Упражнения на дыхание)

Читают учащиеся по смысловым частям

Взаимообъяснения в парах

Ответы детей

Работа в группах и презентация способа от каждой группы






See also:
Яндекс.Метрика