урок литературного чтения в 3 классе_4112


Урок литературного чтения. 3 класс.

Тема: Сказка как литературный жанр.

Цели и задачи:

Обучающие: знать определение сказки как жанра, знать виды сказок, находить отличия сказки от легенды, сказочной повести, былины.

Развивающие: учить анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой, владеть элементарными способами получения и обработки информации.

Воспитывать умение работать в группах, развивать толерантность.

Ход урока.

— Сегодня у нас с вами обобщающий урок. Мы подведем итоги работы над большим разделом: « Сказки». Давайте поставим перед собой цели и задачи. О чем мы должны вспомнить на уроке? А так как работа у нас итоговая, то мы проведем не простой урок, а урок – проект по сказкам.

Внимание! На экран!

Слайд 1. Урок – проект « Все о сказках».

— мы работаем в группах. Каждая группа будет выполнять свою работу. У нас будут следующие группы:

1. АНАЛИТИКИ

2. ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ.

3. ИЛЛЮСТРАТОРЫ.

4. ИССЛЕДОВАТЕЛИ.

— Мы с вами изучили много разделов, связанных со сказками, получили много информации. Для того чтобы все это правильно использовать, нужно научиться её обрабатывать и систематизировать.

— Давайте придумаем разные варианты проектов: (альбом, опорная таблица, памятка, игра, схема), т.е. что мы сможем реально сделать за урок.

— Обсудим эти варианты. Выберем тот, который более приемлем для нас.

( остановимся на опорной таблице).

Слайд 2. Цель проекта: учиться …

Слайд 3. Задачи: создать …

Слайд 4. План проекта.

1. Формулирование определения сказки.

— Каждая группа предлагает включить что-то о сказках. Задание АНАЛИТИКАМ: выбрать наиболее важное из предложенных учащимися. После выступления АНАЛИТИКОВ, на доске появляется схема:

Все о сказке

Что такое сказка?

Виды сказок

Признаки волшебной сказки

Отличие сказки от других жанров

Язык сказки

Иллюстрирование сказки

Слайд 5. Создание проекта.

-План мы создали. Теперь мы будем работать над каждым пунктом.

Сформулируем определение сказки. В работу включаются АНАЛИТИКИ.

Сейчас мы познакомимся с разными высказываниями. АНАЛИТИКИ должны выбрать правильный из предложенных вариантов ответ и вынести его на доску.

Внимание! На экран! Дети по очереди читают с экрана: слайд 6-8

Сказка – это научно – фантастическое произведение.

Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

Сказка — это произведение, в котором разговаривают животные.

— Итак, слушаем первую группу. Верный ответ под №2, прикрепляют к доске.

2. Создание классификации сказок.

— Кто пишет сказки? Как различаются такие сказки? ( ПО АВТОРСТВУ)

— О чем пишут в сказках? Как различаются такие сказки? ( СОДЕРЖАНИЕМ)

На доске появляется следующая схема:

По авторству

По содержанию

— Сейчас в работу включается 2 группа — ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ.

Они будут зачитывать отрывки из разных сказок, а мы будем определять содержание сказок.

Затем АНАЛИТИКИ заполняют нижнюю таблицу, а ИССЛЕДОВАТЕЛИ верхнюю. В помощь я даю опорные слова: ( на доске на карточках). Итак, подведем итог…

Богатырские

Волшебные

Поучительные

О животных

Смешные

Бытовые

Былины

Легенды

Сказочные повести

Авторские

Народные

Дети зачитывают отрывки из сказок.

Сказка о потерянном времени. С. 109

Честное гусеничное. С.93

Сестрица Аленушка и братец Иванушка. С.26

Бой на калиновом мосту. С.92.

Сказка про храброго зайца. С.225

После обсуждения схемы заполняются на доске.

Определение особенностей волшебной сказки.

Работа с отрывками из сказок. Читают « цепочкой», отмечая карандашом то, что свойственно волшебной сказке.

АНАЛИТИКИ – озвучить признаки волшебной сказки.

ИЛЛЮСТРАТОРЫ – подобрать схемы к признакам.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ И ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ читают отрывки.

Жила – была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трех своих дочерей. И выросли дочери, быстрые ,как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали из дома.

Разозлилась Айога на девочку. Зашипела, замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились. Плавает и кричит: Ах, какая я красивая, го – го – го! Ах, какая я красивая!

Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку. Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку. Вдруг щука и говорит ему человечьим голосом. Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

Ходит честной купец, дивуется. И вдруг видит он, на пригорке зеленом цветет цветок цвета алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку, запах от цветка по всему саду ровно струя бежит. Возговорил он голосом радостным: вот подарок, о котором просила меня дочь младшая.

В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею. У них было три сына – все молодые, холостые, красавцы удалые, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Кто построит такой корабль, чтобы мог лететь, за того выдаст царевну замуж. Брать решили выполнить условие и отправились в путь – дорогу.

Проверка: дети выделяют особенности сказок, а АНАЛИТИКИ и ИЛЛЮСТРАТОРЫ выполняют задание. Все проверяют.

Физкультминутка под песню « Маленькая страна».

Отличие сказки от других жанров.

Учитель читает отрывок из былины « Добрыня Никитич». Дети должны определить жанр. Назвать отличительные признаки.

Слайд 9. Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.

Демонстрируем картину « три богатыря».

Учитель читает отрывок из сказочной повести « Случай с Евсейкой». Дети называют отличительные особенности повести.

Слайд 10 . сказочная повесть – литературное произведение со сказочным сюжетом. Демонстрируем картинку.

Учитель читает отрывок из легенды о Персее. Дети угадывают жанр и называют его отличительные особенности.

Слайд 11. Легенда – поэтическое предание о каком – либо историческом событии.

Демонстрируем отрывок из книги.

Подводим итоги: АНАЛИТИКИ еще раз называют отличительные признаки этих жанров. ИЛЛЮСТРАТОРЫ подбирают картинки к каждому жанру.

Особенности языка сказки.

— Сказку можно определить по особым выражениям, словам. Давайте попробуем сыграть в игру.

Я буду начинать выражение из сказки, а вы хором продолжать…

Скоро сказка сказывается… (да не скоро дело делается).

Ни в сказке сказать….. ( ни пером описать)

Растет не по дням….. ( а по часам).

Что ты, молодец, не весел……..( что ты голову повесил).

Сказка ложь, да в ней намек….( добрым молодцам урок)

Ложись спать, утро…… ( вечера мудренее).

Ну, а сейчас, источником информации будет инсценированный диалог. Посмотрим отрывок из сказки и найдем особые слова и выражения. АНАЛИТИКИ , будьте готовы делать выводы.

Выступают ИЛЛЮСТРАТОРЫ.

Подведем итог.

Мы подошли к последнему этапу проекта. Иллюстрирование сказок. Чтобы сказки было приятно читать, их иллюстрируют. Посмотрите на нашу выставку. Что вы можете сказать, об использовании разных цветов?

Выступают ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Они представляют иллюстрацию к сказке «Снегурочка».

Слайд 12. Подводим итоги.

Вы знаете, что когда проект готов, его нужно представить на суд зрителей, т.е. презентовать. Кто попробует защитить наш проект?

— Удалось ли нам достигнуть поставленных целей и задач? Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным?

Д/З. Представить свою любимую сказку, рассказать наиболее понравившийся отрывок.

Слайд 13. Спасибо за работу!. А чем в сказках награждали за хорошую работу? Вот и вам награда – хорошие оценки и сладкие призы.






See also:
Яндекс.Метрика