Урок литературного чтения в 1 классе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Согласные звуки [ п ], [ п, ],буквы П, п.

Мухаммедова Гульнара Равильевна

учитель начальных классов

г. Нягань 2012г.

Тема: Согласные звуки [п , [п,],буквы П.п.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Целевые установки урока:

-познакомить с согласными буквами П и п;

-учить выделять в словах звуки [п ], [п,];

— формирование навыков правильного слогового, сознательного чтения.

Из планируемых результатов наиболее значимыми для данного урока являются следующие:

Предметные результаты:

— учащийся познакомится со звуками [п ], [п,] и с отражением их на письме с помощью буквы п, с позиционным чтением слогов, с местом буквы «п» на ленте букв;

— научится характеризовать звуки [п ] , [п,] по схеме, находить эти звуки в звуковых схемах, читать слоги с буквой п и буквами, обозначающими гласные звуки, а также слова со знакомыми буквами ;

— совершенствует устную речь в ходе дискуссии по теме урока.

Метапредметные результаты:

— учащийся работает с учебной задачей урока по ранее разработанной схеме, продолжает освоение базовых предметных понятий о согласных звуках;

— осваивает логические УУД анализа;

— работает со знаково-символическими средствами представления информации (с звуковыми схемами);

— продолжает осваивать регулятивные УУД планирования и коррекции при составлении рассказов, осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные результаты:

— осмысление ценности труда в историческом и культурном наследии России, понимание героического прошлого родины;

— освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Оборудование: у учащихся – «Азбука» ч.1,подставки для книг, простые и цветные карандаши, тетради для печатания, наборы цветных фишек, окошки с подвижными полосками для составления слогов;

у учителя — «Азбука», часть первая, школьные учебные словари русского языка В.В.Репкина, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности:

— Ребята, сегодня к нам на урок чтения прилетел попугай с дальнего морского корабля. Как вы думаете, зачем он к нам прилетел? Давайте послушаем, что он хочет сказать? (слайд 2)

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии:

— У попугая в сундучке с драгоценностями есть какие-то важные бумаги. Может они помогут нам ответить на вопрос. Попробуем их прочитать. (слайд 3)

— Что мы с вами прочитали? (Это пословицы). Почему вы так решили? Как вы понимаете эти пословицы? Какое слово повторяется в каждой пословице? (Это слово плотник) А кто такой плотник? (ответы детей) Какую задачу мы поставим себе на уроке? (Узнать, что обозначает слово «плотник», ответ поискать в учебном словаре). С какой буквы начинается слово плотник? (С буквы п) Какую ещё задачу поставим на уроке? (Узнать, какой звук обозначается этой буквой: гласный или согласный, твёрдый или мягкий?) Кто поставил другую задачу? (слайд 4)

— Откроем словарь и поищем разъяснение слова «плотник».(Работа в парах). (Плотник — рабочий, занимающийся простой обработкой лесных материалов, постройкой деревянных конструкций.) (слайд 5)

— Значит, вот кем построен корабль, с которого прилетел попугай! А какими инструментами пользуется плотник? Отгадаем загадки волшебного сундучка.

(слайд 6,слайд 7)

3.Объяснение нового материала:

1) Составление звуковой схемы к слову «топор». Дети, составляя схему слова, рассказывают всё, что знают о звуках. (Звук [т ]. Согласный, твёрдый, обозначим синей фишкой. Звук [а ], гласный, обозначим красным цветом. Звук [п ], с ним мы ещё не знакомились.)Попробуем выяснить, какой он? Как он слышится? (Он согласный, потому что произносится с препятствиями. Плотно сжимаются губы, они задерживают воздух во рту, а затем воздух с силой размыкает губы и вырывается наружу. Он твёрдый, так как за ним следует гласный звук [о ]. Обозначим его с помощью красной фишки. Звук [р ], согласный, твёрдый, обозначим его синей фишкой. Какой буквой вы бы обозначили новый звук? (Буквой п) (слайд 8)

2)Составление звуковой схемы к слову «пила». В какой части слова вы слышите новый звук? (В начале слова) Какой он? (Звук [п,], согласный, мягкий, так как за ним идёт звук [и ].) Какой буквой вы бы обозначили новый звук? (слайд 9)

— Что бы вы ещё хотели узнать о новых звуках? (Звонкие они или глухие?) Как это можно проверить? Все вместе поставим руки к шее и произнесём эти звуки.

(слайд 10)

3) Игра «Твёрдый — мягкий» (Условия игры: в течение минуты запомнить изображённые на слайде предметы. При назывании предметов указать с помощью фишки, какой звук они в себе содержат: твёрдый [п ] или мягкий [п ]. (слайд 11)

— Расскажите всё, что вы узнали о новых звуках. Какой же буквой обозначим эти звуки на письме? Подведём итог нашей работе.

(слайд12)

— На что похожа буква п? (слайд 13)

— Напечатайте буквы П и п в тетради.

4.Первичное закрепление с проговариванием вслух.

1) — А теперь к букве п придут гости – гласные буквы. Чтение слогов — слияний по подвижным полоскам в окошках.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (слайд 14)

2) Чтение текста «Папа» (слайд 15)

Физминутка

Зарядка нужна и для врачей, и для учёных…А кем вы мечтаете стать?

(слайды 16,17)

3) Рассматривание иллюстрации (учебник с.78) Кто это? (Это русский царь Пётр Первый)

— На этой картине изображён сюжет из истории Российского государства трёхсотлетней давности. Этого русского царя звали Пётр Первый. При Петре Первом Российское государство процветало. Сам Пётр Первый учился морскому делу, учился строить корабли, чтобы иметь в России крепкий морской флот. Искусно работал топором и пилой и сам же строил корабли. Он приглашал из-за границы лучших мастеров, учился у них сам и учил своих подданных самому различному мастерству. Он хотел, чтобы Россия стала просвещённой, могучей державой.

Прочитайте четверостишие А.С. Пушкина на с. 78. Какие чувства он вкладывает в эти слова? Со времён Петра Первого город сильно изменился, но он по-прежнему остаётся одним из красивейших в мире. Посмотрим клип о чудесах этого города. (слайд № 18)

6.Включение в систему знаний и повторение.

— Прочитайте слова, записанные в столбиках на с.79 .Кто такой повар? Чем он занимается?(Повар занимается приготовлением пищи) В каком месте слова стоит новая буква? Кто такой пилот? (Люди, управляющие летательными аппаратами) Кто такой капитан? (Военачальник, офицерское звание в вооружённых силах)В каком месте слова стоит новая буква? Покажите их на слайде. (слайд №19)

— Что обозначают все эти слова? (Профессии людей) (слайд 20)

Чтение текста «Повар» на с.83 учебника (слайд 21)

— Как зовут повара? Как пишутся имена? Какие овощи кладут в суп? Прочитайте названия овощей и соотнесите их с рисунками в учебнике на с. 82.

— Проверим, что у вас получилось. (слайд 22)

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке:

— Расскажите, что вы узнали на уроке о новой букве. (слайд 23)

— В каком ряду на ленте букв будет стоять буква п? Объясните, почему?(Мы поставим букву п во второй ряд, так как она обозначает согласный глухой звук) Откройте страницу 83 с лентой букв, проверьте свои утверждения о букве п.

— Послушайте, что вам хочет рассказать попугай. (слайд 24)






See also:
Яндекс.Метрика