Урок литературного чтения в 1 классе СЯ Маршак Апрель


Урок литературного чтения в 1 классе

С.Я.Маршак. Апрель

Цели урока:

познакомить с произведением С. Я. Маршака «Апрель» и пьесой П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник»;

формировать умение работать с текстом, выделять фамилию автора и название произведения;

совершенствовать навык чтения целыми словами;

упражнять в выразительном чтении стихотворения;

развивать речевые умения учащихся, интерес к предмету, расширять словарь;

пробуждать любовь к родной природе;

учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении.

Оборудование:

Презентация к уроку

Ход урока

1.Организационный момент

Сегодня я приглашаю вас в гости, отгадайте к какому времени года, прослушайте стихотворение и доскажите словечко:

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая-

Значит к нам пришла …

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая –

Значит к нам пришла …

Если солнце разрумянит

Наши щёки докрасна,

Нам ещё приятней станет-

Значит к нам пришла …

— Итак, мы идём в гости к весне. А точнее сказать, это она пришла в наши края. Весна прекрасное время года, время пробуждения природы.

— Сегодня на уроке познакомимся с произведениями С.Я.Маршака «Апрель» и пьесой П.И.Чайковского «Апрель», из которых узнаете какие изменения происходят в природе в апреле.

2.Проверка д/з

-О каком времени года беседовали на предыдущем уроке?

-Перечислите весенние месяцы.

— О каком весеннем месяце говорили?

-Какие изменения в природе происходят в марте?

-Вспомните стихотворения о марте.

(чтение наизусть стихотворений о марте)

Загадка

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Что за месяц, кто узнает?

По каким приметам узнали, что речь идёт о марте?

3. Работа над новым материалом

С мартом мы уже простились.

-А какой месяц к нам в окно заглядывает, улыбается?

-Какие изменения в природе происходят, в апреле узнаем из стихотворения «Апрель» С.Я.Маршака.

Краткая биография С.Я.Маршака.

Работа с произведением С.Я.Маршака «Апрель».

Чтение учителем стихотворения с использованием аудиозаписи «Природа, птицы и медведь».

Апрель

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель. (Звук капели)

По полям бегут ручьи, (Журчание ручья)

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник. (Рычание медведя)

Стали птицы песни петь, (Пение птиц)

И расцвёл подснежник.

Какое настроение вызывает стихотворение?

-О каких признаках весны говорит автор?

-Звуки чего услышал автор?

-Чьи голоса услышал С.Я.Маршак?

-А какие звуки природы вы услышали?

Словарная работа.

-Что такое «капель», «стужа», «валежник», «сквозь»?

Чтение трудных слов.

про-би-ра-ет-ся — пробирается

ва-леж-ник – валежник

рас-цвёл – расцвёл

под-снеж-ник – подснежник

Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

Определить какие строки в стихотворении будут читать громко – тихо, быстро – медленно, радостно.

Выразительное чтение стихотворения.

-Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

-Кто в стихотворении рад весне?

-Найдите в стихотворении действие капели?

-О чём это действие говорит?

Этот приём в литературе называется олицетворением.

-Как вы думаете, для чего поэт использует этот приём?

-Найдите действие ручья?

-О чём это действие говорит?

-Какой приём использует поэт?

Для чего он использует этот приём?

-Обратите внимание на 1 строку, для чего автор использует повтор?

Физкультминутка.

Весна пришла! Встаём, друзья!

Нас ждёт — торопит улица.

Шагаем дружно: ты и я

И не будем хмуриться.

Вот птицы с юга к нам летят.

Букашки пробудились.

Деревья листьями шумят.

Все звери оживились.

Танцует лес, танцует луг

И мы с тобою кружимся.

Как хорошо весной вокруг!

С природой мы подружимся.

-Прочитайте стихотворение и найдите рифмы.

-Какой цветок заметил автор?

-Если мы окажемся в весеннем лесу, мы все начнём собирать подснежники?

-Почему?

Послушайте стихотворение.

«Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы-

Опустеют все поляны

И не будет красоты!»

-Чему учит это стихотворение?

-Как нужно относиться к окружающей природе?

А сейчас прозвучит музыка весны П.И.Чайковского.

Вслушайтесь в неё, поживите в ней несколько минут и покажите в движениях картину, которую вы себе представили, но так, чтобы я смогла её прочитать.

Звучит пьеса «Апрель. Подснежник». П.И.Чайковского.

-Кто сможет сказать, когда слушали музыку кого или что себе представляли?

-Какое прочитанное произведение по содержанию похоже на пьесу?

Сегодня мы наблюдали, как великие мастера своего дела, поэт через художественное дело словами рисует картины, композитор – через звуки изобразил, пробуждение природы и призывали, своими произведениями любить родную землю. Только любовь к природе, её глубокое знание, доброта, помогли С.Я.Маршаку и П.И.Чайковскому написать такие замечательные произведения.

-Так какие изменения в природе происходят в апреле месяце?

Загадка

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель

Кто же к нам пришёл? (апрель)

-По каким приметам узнали, что речь идёт об апреле месяце?

С помощью заранее подготовленных картинок составить весеннюю картину по содержанию стихотворения.

4. Итог урока

-С какими произведениями познакомились на уроке?

-О чём эти произведения?

Пусть ваша жизнь с приходом весны станет радостнее, милее, интереснее, богаче впечатлениями и наблюдениями. С родителями сходите на прогулку, вдохните запахи весны, послушайте её голоса.






See also:
Яндекс.Метрика