Урок литературного чтения в 1 классе по теме Загадки Программа Планета знаний


Урок литературного чтения в 1 классе. (Программа «Планета знаний»)

Тема: Загадки.

Цель: формирование ценностного отношения к загадкам, как части устного народного творчества, в совместной учебно-познавательной деятельности по выявлению существенных признаков загадок, умению их загадывать, разгадывать и сочинять.

Ход урока.

Проверить готовность к уроку.

— Ребята, проверьте, пожалуйста, порядок на столе. Все ли настроились на урок, приготовились активно работать, хорошо читать, отвечать на вопросы?

Сегодня у нас в гостях снова наши старые знакомые, неразлучные друзья. Как их зовут? (Фюсь и Каркузябра). Давайте посмотрим, каких забавных героев изобразили наши ребята. Я буду показывать картинки, а художники пусть поднимут руки. (на слайдах – рисунки учащихся с изображением данных персонажей)

Но сегодня наши герои о чем-то поспорили. Вот послушайте, и вы узнаете, о чем они спорили.(чтение текста в учебнике стр.48) Как вы думаете, можно с помощью загадок проверить сообразительность? А что такое вообще – загадка? (дети высказывают свои предположения) Вот смотрите, какое определение загадки я нашла в толковом словаре. Давайте его прочитаем хором. (Дети читают на слайде: «Загадка – это краткое описание предмета или явления, которое нужно угадать.»)

Кто догадался, какая у нас сегодня будет тема урока? (Дети высказывают свои предположения, а затем читают тему на слайде: «Загадки».) Как вы думаете, чему мы будем учиться? (слайд №10. Цели урока: узнать, что такое загадка, научиться отгадывать загадки, учиться сочинять загадки). Постарайтесь запомнить эти цели, а в конце урока посмотрим, смогли ли мы их достичь.

Откройте учебники, давайте прочитаем, какое определение загадки дают авторы нашего учебника (чтение определения). Что же описывает загадка? Что проверяет?

Прежде чем начать читать загадки, давайте проведем небольшую словарную разминку и заодно подумаем, почему загадка так называется?

Чтение словарной разминки по учебнику.

-Ребята, кто понял, какие слова мы прочитали? (родственные или однокоренные)

Кто догадался, почему загадка так называется? (потому что это описание, которое надо отгадать, которое загадывают)

Посмотрите, кто написал наши загадки? Если у них автор? (Это народные загадки. Их написали люди очень давно – может быть десятки или даже сотни лет назад.)

Чтение загадок хорошо читающими детьми. Остальные разгадывают.

Как вы догадались, что это? Как вы думаете, как можно разгадать загадку? Загадка – это как задачка, которую надо решить.(Дети читают на следующем слайде алгоритм разгадывания загадок.)

Как отгадать загадку: 1.прочитать загадку не торопясь. 2.Найти важные признаки или действия загаданного предмета.

Работа в парах.

Я просила вас дома вспомнить свои любимые загадки. Сейчас вы загадаете их своему соседу по парте. Самые интересные или трудные загадки попробуем отгадать вместе.

Физминутка.

Давайте отдохнем, а заодно загадаем загадку нашим гостям.

Инсценирование стихотворения «Чудовище»

В пещере живет чудовище.

В лапищах держит сокровище.

У чудовища длинный хвостище.

Крепки у него лапищи.

Кривы на лапищах когтищи.

Остры у него зубищи.

Черны у него глазищи.

Блестящи его усищи….

Да ты не бойся, малышка,

Чудовище это – мышка!

Пещера – мышкина норка.

А сокровище – хлебная корка!

Как вы думаете, загадки есть только у русского народа? Конечно,нет! Свои загадки есть у каждого народа. Вот посмотрите на нашу выставку книг.(Показать несколько книг с загадками разных народов). Сегодня мы прочитаем и попробуем разгадать также загадки других народов. Но посмотрим, сможете ли вы разгадать загадки самостоятельно.

Прежде чем прочитать хором, давайте проведем еще одну словарную разминку.(Ребята читают на слайде наиболее трудные слова из текстов загадок)

Затем читают и разгадывают загадки самостоятельно (стр.50)

Давайте перечитаем их все вместе и проверим, правильно ли вы их разгадали. Эти загадки – стихотворные. Вспомните, как надо читать стихи? Не забывать про паузы, правильную интонацию, выделение голосом важных слов. (Читаем хором. Проверяем разгадки по рисункам на слайдах) Как догадались?

А теперь попробуем сочинить свои загадки. Вспомните, что такое загадка? (описание предмета). Чтобы описать предмет, надо выделить его главные признаки. Например, как вы бы описали зайца? Какие у него главные отличительные признаки?

От каждого ряда выберете по одному ученику, который будет описывать животное. А ваша задача – его угадать. (Выходят ребята и по очереди описывают одно животное – по картинке).

Можно попробовать сочинить и загадки в стихах, но тогда в них должна присутствовать рифма. Попробуйте продолжить данные строчки (данные на слайдах): «Листья гонит по дорожке…».

«Целый день в окно стучит….»

Итак, каковы же у нас были цели урока? Чему мы должны были научиться? (Вспоминаем и повторяем цели: узнать, что такое загадка, научиться их отгадывать и сочинять).Что такое загадка? Как можно отгадать загадку? Попробуйте, кто хочет, сочинить дома свои загадки! Кто считает, что был сегодня сообразительным и смог отгадать много загадок? Кому некоторые загадки показались трудными? Кто хочет попробовать сочинить свою загадку?

Спасибо за работу на уроке!






See also:
Яндекс.Метрика