Урок литературного чтения в 1 классе Мир глазами поэтов


Урок литературного чтения в 1 классе

Система Занкова

Тема: «Мир глазами поэта»

( раздел «Сады поэзии: из чего растут стихи»)

Методическое обеспечение: В.Ю. Свиридова

«Литературное чтение» учебник для 1 класса, 2008г.

Составила: учитель

начальных классов

МОУ «лицей №9»

Медведева Елена Николаевна

2011год

Задачи:

Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование

интереса к художественным произведениям, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;

содействовать формированию у учащихся позиции слушателя, читателя в зависимости от учебной задачи;

создать условия для формирования у детей умения находить в тексте ответ на вопрос и делать несложные выводы;

содействовать формированию у учащихся интереса к общению и групповой работе;

способствовать формированию умения выделять и сравнивать художественные образы литературных произведений.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация учебного

материала, карточки для работы в парах, для работы в группах, карточки со словами «поэзия, стихотворение, поэт, сравнение, преувеличение, звукоподражание»

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Выберите слово, определяющее ваше настроение.

Дети из предложенных эпитетов (на карточках или на доске) выбирают и называют свои определения.

Учитель: Почему у нас прозвучали разные слова?

Ученики: У нас разное настроение.

Учитель: Посмотрите на картинку. Что вам представилось? (Слайд 2- дерево)

Дети называют свои ассоциации.

Учитель: Почему прозвучали такие разные ассоциации?

Ученики: Мы думаем по-разному…

Учитель: Как вы думаете, когда авторы пишут об одном и том же у них получается по-разному или одинаково?

Ученики: По-разному.

Учитель: А как это можно узнать? Дети высказывают мнения (проверить).

Подготовительный этап

Актуализация опорных знаний

Учитель: Прежде чем мы проверим ваши предположения, давайте вспомним, с каким разделом мы начали знакомство? (обращение к учебнику)

Ученики: Сады поэзии. Из чего растут стихи. (Карточка «поэзия»)

Учитель: С какими произведениями мы чаще встречаемся в этом разделе?

Ученики: Со стихами. (Карточка «стихотворение»)

Учитель: Чем стихотворение отличается от других произведений?

Дети: Есть рифма, ритм…

Учитель: Как называют людей, создающих стихи?

Дети: Это поэты. (Карточка «поэт»)

Учитель: Какие приёмы могут использовать поэты в своих произведениях?

Дети: Сравнение, преувеличение, звукоподражание. (Карточки)

Формулирование цели урока.

Учитель: Какова цель нашего урока? Дети высказывают свои предположения (проверить, одинаково ли авторы пишут и от чего это зависит).

Учитель: Итак, нам необходимо проверить, действительно поэты, как и мы, по-разному смотрят на мир, и понаблюдать, какие приёмы они используют? (Слайд 3)

Усвоение новых знаний и способов действий

Первичное знакомство со стихотворением Н. Орловой (с.54)

Учитель: Предлагаю вам познакомиться со стихотворением Нины Орловой «Дерево-жираф». Читает стихотворение.

Учитель: Я вижу, вы улыбаетесь. Почему?

Ученики: Весёлое стихотворение…

Учитель: Почему у стихотворения получилось такое настроение?

Ученики: Такое настроение у поэта.

Учитель: В каких словах вы это чувствуете?

Ученики находят строки из стихотворения и зачитывают (Например, мы с тобой поём, на плече украшен воробьём).

Чтение стихотворения детьми.

Учитель: Прочитайте стихотворение друг другу в парах с настроением, которое мы выбрали.

Несколько учеников читают стихотворение выразительно вслух.

Наблюдение нового литературного приёма

Учитель: Что значит «чуть свет»? Почему автор просит нас проснуться чуть свет?

Ученики: Значит, встать очень рано. Утром мир еще не пробудился, нет шума, природа может приоткрыть свои тайны.

Учитель: Какая особенность дерева нам кажется сказочной, необычной?

Ученики: Дерево гуляет, слушает.

Учитель: Какое превращение делает поэт?

Ученики: Дерево превращает в живое существо. (Слайд 4)

Учитель: Такой приём называется «олицетворение». (Слайд 5)

Учитель: Как сказать проще?

Ученики: Превращение неживого предмета в живой.

Учитель: От каких слов образовалось это слово?

Ученики: Лицо, творить.

Учитель: Что это значит?

Ученики: Представить, что у неживого предмета есть лицо, он похож на человека.

Физминутка

4.Первичное знакомство со стихотворением Льва Друскина

Учитель: А теперь представьте, что мы вместе с поэтом Л. Друскиным гуляем в парке. Послушайте его стихотворение и попробуйте представить картину, нарисованную поэтом.

Учитель: Какой поэтический образ вы представили?

Ученики: Образ дерева- человека. (Слайд 7)

Учитель: Чем отличается этот образ от того, который создала Нина Орлова?

Ученики: В стихотворении Орловой дерево было похоже на жирафа, а здесь на человека, предыдущий образ вызывал радостные чувства, а у Льва

Друскина – грусть.

Учитель: Почему один поэт, увидев согнутое дерево, сравнивает его с жирафом, а другой — с несчастным человеком?

Ученики предлагают ответы (…характер автора)

Учитель: Какой же характер у него?

Ученики: …Чуткий.

Учитель: Если бы автор не признался, что видит в иве человека, вы бы догадались?

Учитель: В каких строках вы это чувствуете?

Ученики: Горькая калека, опираясь на костыль.

Учитель: Что значит «горькая калека»?

Учитель: Какой приём использует поэт? Почему так думаете?

Ученики: Олицетворение…

5.Чтение стихотворения детьми

Учитель: Прочитайте стихотворение выразительно друг другу, передав чувства автора.

III. Упражнения в применении знаний

1.Коллективная работа

Учитель предлагает детям в отрывках стихотворений найти олицетворение и определить настроение. Сначала дети работают коллективно (Слайд 8)

Дети читают отрывок сначала тихо для себя, а затем хором вслух и обсуждают.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем – совсем немного

Ждать седой зимы осталось.

Бодрое, спокойное, тоскливое

2.Работа в парах

Учитель предлагает детям произвольно поменяться местами. Учащиеся работают в парах с заданиями, предложенными на карточках. Сначала ученики 1 варианта читают тихо свои отрывки, находят олицетворения, определяют настроение, а ученики 2 варианта слушают и помогают, а затем ребята меняются ролями. После окончания работы результаты обсуждаются. ( Слайды 9,10)

1 вариант

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

Грустное восхищённое тревожное

2 вариант

А в саду сердито

Выла буря злая,

Над окном деревья

Тёмные качая.

Тревожное весёлое спокойное

После обсуждения результатов работы ученики возвращаются на свои места.

IV.Первичное закрепление нового способа действий

Учитель организует работу в группах, предлагает детям выполнить творческое задание учебника, используя приём олицетворения.

1,2,3 группы составляют рассказ «О чём думает уютное кресло», 4,5,6 группы «Что чувствует цветок в вазе» (Слайды 11,12)

Дети получают карточки с предлагаемым началом:

«Закрылась входная дверь. Старое кресло…»

«Целый день никого не было дома. Уютное большое кресло…»

«Вся семья вечером собралась в комнате. Уютное мягкое кресло…»

«Мама принесла красивую розу и поставила её в вазу на окно…»

«На окне стоял горшок с фиалками…»

« На столе в вазе стояла ромашка…»

Ученики представляют результаты своей работы.

Рефлексия учебной деятельности

Учитель: Почему такими непохожими получились вами созданные образы?

Ученики делают вывод о том, что это зависело от характера, настроения, личного видения мира.

Учитель: А какова была цель нашего урока?

Ученики: По-разному или одинаково поэты смотрят на мир. Мы убедились, что по-разному, как и мы.

Учитель: Легко ли было вам создать свои образы?

Ребята делают вывод, что поэтом и писателем быть нелегко.

Учитель: Какие выводы мы можем сделать из сегодняшнего урока?

(Слайд 13)

Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное;

Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите прекрасное;

Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное;

Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.

VI.Рефлексия эмоционального восприятия урока

Учитель предлагает детям выбрать, и объяснить к какой иллюстрации они хотели бы прикрепить листик. На доске иллюстрации к стихотворениям, с которыми работали на уроке.






See also:
Яндекс.Метрика