Урок литературного чтения Утёс


Урок литературного чтения в 4 классе

Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Утес»

Цели урока следующие:

образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения,

развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Проверка домашнего задания.

-Скажите, пожалуйста, над творчеством какого поэта мы работаем?

-Домашнее задание вы выполняли по желанию, по выбору: кто-то выучил стихотворение, кто-то принес рисунки. Из ваших рисунков я подготовила выставку. Она получилась очень красивой, потому что каждый из вас стремился передать то настроение, которое навеяло на вас стихотворение.

-Посмотрите на выставку рисунков. К каким они произведениям? Есть ли в рисунках неточности, несоответствия?

-Кто желает рассказать, прочитать стихотворение выразительно или наизусть (Заслушиваются несколько учеников, ребята оценивают своих товарищей.).

— Что объединяет произведения, которые мы с вами прочитали (Идея, тема.)?

2. Знакомство с новым произведением.

-Сегодня мы продолжим работу по изучению творчества М.Ю.Лермонтова. Прочитайте название стихотворения: М.Ю.Лермонтов «Утес». (Дети записывают тему урока в тетрадь.)

-Как вы понимаете слово «утес»?

-Каким перед вами предстает утес? ( Словесное рисование.)

-Какой характер может быть у утеса? (Сильный, могучий, мощный, всемогущий, он богатырь.)

-Давайте обратимся к толковому словарю. ( Читает учитель или подготовленный ученик, одновременно на доску помещаются несколько иллюстраций утеса.)

Первичное восприятие стихотворения.

-Послушайте стихотворение. (Чтение наизусть стихотворения учителем.)

-Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Докажите словами из текста. (Создается словарь настроения.)

— О чем говориться в стихотворении.

тучка утес

Посмотрите на рисунки (грозовая туча и легкая, золотая тучка) и скажите, какое изображение тучки соответствует образу, созданному Лермонтовым?

-Докажите словами из стихотворения.

-Почему поэт выбрал слово тучка, а не туча? Да, вы правы, туча большая, неповоротливая.

-А какой вы представляете тучку. (Выслушиваются ответы детей, в тетрадь записывается слово «золотая».)

-Как вы думаете, что сделало тучку «золотой»? (Луч заходящего солнца.)

-Где ночевала тучка?

-Как Лермонтов назвал утес? ( Слово «великан» записывается в тетрадь.)

-Для чего Лермонтов использует это слово? (Подчеркнуть мощь, величие утеса.)

-Почему тучка ночевала на груди утеса?

-Прочитайте, что произошло с восходом солнца?

-Найдите слова, которые передают действия тучки. (Умчалась, весело играя.)

-Что хотел сказать Лермонтов словом «умчалась»?

-Какими другими словами можно передать движение тучки по небу?

-Как вы думаете, изменится ли от этого картина, которую мы представляем?

-Попробуйте представить себе эту тучку. Какая она? (Дети отвечают, в тетради появляется запись: веселая, беззаботная, легкомысленная, ветреная)

—Какие краски вы бы использовали бы, рисуя картины к данному фрагменту? Докажите словами из текста.

— Прочитайте второе четверостишие самостоятельно и скажите, какой образ рисует в этих строчках автор.

-Какое настроение у утеса, докажите (печаль, грусть).

-Докажите, что утес старый (морщины).

-Как вы понимаете словосочетание «влажный след»? (след тучки, след от слезы утеса)

-Подчеркните глаголы, которые передают переживания утеса.

-Может ли каменная глыба плакать, думать? Какой прием использует Лермонтов? (Прием олицетворения)

-Перечитайте еще раз стихотворение. Где, в каких строчках можно увидеть олицетворение?

-Давайте подумаем над словом «пустыня». Может ли все это происходить в пустыне с песками, барханами, или имеется в виду какая-то другая пустыня?

-А теперь попробуйте сказать, зачем это стихотворение написал поэт? Чему он хотел нас научить, что хотел объяснить, от чего предостеречь? (Чтобы мы на бросали стариков. Пока любовь есть в жизни человека – он великан. Как только она уходит, человек остается один, он горюет и плачет.)

-Какова же идея стихотворения: Утес был великаном пока была тучка. Он чувствует себя нужным. Грел на своей груди, охранял. Стал старым, морщинистым, одиноким утесом – не кому стал не нужен.

Тучка нуждается в утесе ночью, в трудное для себя время. Утром, когда развеялись тревоги, она умчалась.

Человеку важно быть кому-то нужным. Нельзя бросать человека, обрекая его на одиночество. Нужно быть благодарным.

Работа над выразительным чтением.

-С каким настроением будем читать первую часть? Докажите.

-С каким настроением будем читать строки второго четверостишия? Докажите.

— Вспомните все, чем мы говорили на уроке, еще раз перечитайте стихотворение про себя, подготовьтесь читать выразительно.

Работа в парах.

5. Конкурс чтецов.

Ребята оценивают своих товарищей.

6. Домашнее задание:

А) Обязательное: выучить стихотворение наизусть или подготовить выразительное чтение.

Б) Задание по выбору: — написать мини-сочинение об этом стихотворении;

— нарисовать рисунок к стихотворению






See also:
Яндекс.Метрика