Урок литературного чтения Тема урока ЕЛ Шварц Два брата


Урок литературного чтения

Тема урока: Е.Л. Шварц «Два брата».

Цели урока:

дать ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным миру

пробудить желание осмотреться в мире образов, которые его окружают

развитие художественных интересов детей

Задачи урока:

познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, его произведением “Два брата”, продолжить работу над совершенствованием техники чтения, активизация “вдумчивого чтения”

формировать читательские умения учащихся при работе с текстом, учить рассуждать над содержанием, образами героев, давать их поступкам объективную оценку, расширять активный словарь учащихся

воспитание норм морали и нравственности через поступки героев.

Ход урока

Мобилизующее начало урока

Приложение (1-й слайд)

Введение в тему

“Если знаешь что-нибудь получше, поделись; Если нет, у меня поучись”(Гораций)

— Как понимаете смысл философского высказывания?

Мотивация урока:

— Что бы Вы хотели узнать и чему научиться?

— Для чего Вам это нужно?

II. Работа по теме урока или изучение нового

Приложение (2-й слайд)

— Отыщите среди букв фамилию писателя, с чьим произведением сегодня будем знакомиться. (набор букв: АБЬХСПОЛШВАРЦПРОНЫЙ)

— Знакомо ли Вам это имя?

— Знакомы ли нам его произведения?

2. Знакомство с биографией писателя

(выступления учащихся, приложение – слайды № 3, 4)

1-й ученик: — Евгений Львович Шварц – русский драматург, родился 9 октября 1896 года в Казани в семье врача. Детство писателя прошло в Майкопе. Он учился на юридическом факультете Московского университета и одновременно играл в театрах – студиях. Сначала в Ростове-на-Дону, а с 1921 г. в Петрограде, в “Театральной мастерской”. В рецензиях на спектакли “Театральной мастерской” критики отмечали выдающиеся пластические и голосовые данные Шварца и прочили ему блестящее актёрское будущее. Несмотря на это он оставил сцену.

2-й ученик: — После оставления университета Шварц сочинял стихотворные фельетоны для журналов “Забой” и “Кочегарка” под псевдонимом “Дед Сарай”. В 1924 г. Евгений Львович вернулся в Ленинград, работал в детской редакции Госиздата под руководством С. Маршака. Одной из главных его обязанностей была помощь дебютантам. Многие вспоминали о том, что Шварц отличался редкостной способностью развивать и дополнять чужие замыслы, помогая, таким образом, новичкам раскрыть свои творческие возможности.

Приложение (слайды № 5, № 6)

3-й ученик: — В эти годы Шварц был близок к группе ОБЭРИУ (общество реального искусства), куда входили Александр Введенский, Юрий Владимиров. Как и многие Обэриуты, Шварц писал детские стихи и рассказы для журналов “Чиж” и “Ёж”, издавал детские книги. В 1929 г. Шварц написал первую пьесу “Ундервуд” о студенте Ныркове, о самоотверженной пионерке Марусе. Затем была написана пьеса “Брат и сестра”, в которой рассказывалось о спасении детей с льдины. В 1942 г. была написана пьеса о блокаде Ленинграда “Одна ночь”. В годы Великой Отечественной войны Евгений Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров.

4-й ученик: — В 1956 г. был издан первый сборник его пьес. По ним стали ставить спектакли в СССР и за рубежом. В 1955 – 1956 годах Шварц вёл дневниковые записи, ставшие основой его Телефонной книжки – уникальной формы мемуаров, изобретённой им самим.

Приложение (слайд № 7)

3. Высказывания о творчестве писателя

— Что же говорили современники о Шварце – писателе, драматурге?

Илья Эренбург: “Чудесный писатель, нежный к человеку и злой ко всему, что мешает ему жить”

Валентин Каверин называл его “личностью исключительной по иронии, уму, доброте и благородству”

Приложение (слайд № 8)

— Шварц Евгений Львович написал около 25 пьес, но не все они изданы. По его сценариям поставлены фильмы: “Первоклассница”, “Золушка”, “Дон Кихот”.

Приложение (слайд № 9)

— Умер Евгений Львович Шварц в Ленинграде 15 января 1958 г.

Приложение (слайд № 10)

— Мир произведений Шварца для детей населяют короли, свинопасы, принцессы, трубочисты, драконы, рыцари.

— Что же писал Е. Шварц для детей?

— О чём его сказки?

4. Театрализация отрывка из сказки “О потерянном времени”

Приложение (слайды № 11, 12, 13, 14)

5. Работа над произведением

Приложение (слайд № 15)

— Сегодня мы начинаем работу над произведением Е. Шварца “Два брата”.

1) Предположите по заглавию, иллюстрации о чём эта сказка? (высказывания детей).

2) Первичное чтение 1-ой части (жужжащее чтение)

— Оправдались ли ваши предположения? (высказывания учащихся).

3) Выборочное чтение

— Перечитайте начало сказки. Можно ли его назвать сказочным?

— Как называется такая вступительная часть? (пролог).

4) Беседа по содержанию с элементами выборочного чтения

Приложение (слайды № 16 – 20)

— О ком идёт речь в сказке?

— Как его звали?

-Что его огорчало? Почему?

— Что заставило отца взять честное слово со старшего сына?

— Почему Старшему не хотелось играть с Младшим?

— Что случилось 28 декабря? Зачитайте.

— Какую книгу читал Старший брат в канун Нового года?

— Как поступил Старший брат после очередной крупной ссоры с Младшим братом? Зачитайте.

— Что страшного в словах Старшего брата “… оставь меня в покое…”? (рассуждения детей).

— Можно ли Старшего назвать жестоким человеком? Почему? Докажите.

— Как повёл себя Старший, когда опомнился, ведь Младшего во дворе уже не было? Зачитайте.

— Почему отец с нетерпением выскакивает из саней, подъезжая к дому? (высказывания учащихся).

— Скрыл ли Старший от родителей произошедшую ссору?

— Отчего поседел отец? (рассуждения).

— Что сказал Старшему отец? Зачитайте.

— Каким бы вы назвали решение отца? Жестоким, справедливым, мудрым? (рассуждения).

— Почему братья носят такие необычные имена?

5) Чтение 2-ой части (чтение цепочкой)

Работа по содержанию

— Где начинается волшебство? Зачитайте.

— Куда попал Старший, когда пошёл вперёд на звон колокольчиков?

— Что нового мы узнали о Старшем?

— Зачем нам сказочник во второй раз называет его количество лет?

— Зачитайте описание ледяного леса. А какое впечатление произвела на Вас красота этого леса?

— Как переплетаются в сказке реальность и фантастика?

6. Развитие творческого воображения

— Пофантазируйте, что может произойти потом?

— Найдёт ли Старший младшего?

— Как это случится?

7. Обобщение

— Что понял Старший брат, когда потерял брата? (рассуждения).

Приложение (слайд № 21)

III. Рефлексия

“Слово улетает, написанное остаётся” Античный афоризм.

IV. Домашнее задание

— дочитать сказку

— на выбор: а) найти значения непонятных слов; б) нарисовать диафильм с подписями из текста.






See also:
Яндекс.Метрика