Урок литературного чтения Тема талант добрый и веселый к 100-летию С МихалковаЗкласс Шк


Дата проведения: 20.04.13.

3 класс, программа «Школа России»

Тема :талант добрый и весёлый.

Цель: знакомство детей с жизнью и популяризация творчества писателя

С.В. Михалкова.

Задачи: расширить круг чтения детей;

формировать навыки беглого, осознанного чтения;

развивать внимание, память, речь учащихся;

развивать творческую активность;

прививать интерес к самостоятельному чтению детской литературы.

Формируемые виды УУД:

Личностные УУД

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания).

Познавательные УУД

Общеучебные

— формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение информации.

Коммуникативные УУД

-развитие умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

-формирование действий нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей.

Оборудование:

презентация, карточки для доски,з/з песни «Путешественники»,«Песенка юных читателей»,карта исследования, информационная карта,

«Наш толковый словарь к произведениям С.Михалкова»,лист взаимооценки,

рекомендательный список произведений писателя для самостоятельного чтения.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Психологический настрой.

2. Актуализация знаний.

К. И. Чуковский об этом писателе сказал: (слайд 1)

«Стих у…, то озорной, то насмешливый, неотразимо певуч, лиричен, и в этом его главная сила».

О ком это сказано? (слайд2)

3. Объявление темы урока. Постановка проблемы урока.

-Вы уже догадались и можете объявить тему нашего урока.

(На доске открыть карточки — Сергей Владимирович Михалков ).

Ребята, а какой юбилейной дате посвящен наш урок?

-Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос «В чем секрет творческого долголетия писателя?»

А для этого проведем исследование жизни и творчества С.В. Михалкова.

По ходу урока вы будете заполнять «Карту исследования».

Приложение №1 Карта исследования__________________

Направление исследования

Результаты исследования

ФИО писателя

Годы жизни

С какими произведениями познакомились на уроке?

С какими произведениями

познакомился самостоятельно?

(заполняется вне урока)

Какую запись вы уже можете сделать?

4.Изучение нового материала.

Знакомство с биографией писателя.

Давайте познакомимся с биографией С.В. Михалкова.

№2.Информационная карта.

Сергей Владимирович Михалков (1913 — 2009) – писатель, поэт, драматург, баснописец, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации, политический деятель.Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве, ул.Волхонка, дом №6.Кроме Сергея, в семье воспитывались еще два мальчика: Михаил и Александр. С.В. Михалков учился дома до пятого класса, потому что жили далеко от школы. С детства он много читал.

Затем семья переселилась в Пятигорск. Именно там, в 1928 году было опубликовано первое стихотворение Сергея Михалкова «Дорога».Окончив школу, юный поэт возвратился в столицу. Он работал в нескольких местах до тех пор, пока, наконец, не стал внештатным сотрудником газеты «Известия». После печати в 1935 году поэмы «Дядя Степа» по-настоящему прославился. В годы Великой Отечественной войны С.В. Михалков был военным корреспондентом. Ему приходилось писать очерки и заметки, тексты и листовки для различных газет, которые рассказывали о войне.

С.Михалков прошел всю войну, награжден орденами и медалями. Победу встретил в Берлине.

-С какой целью будете читать?

Проверка самостоятельной работы.

Что же вы узнали о писателе?(Ответы детей сопровождает показом слайдов и дополняет сведениями о писателе)

-За особые заслуги в развитии детской литературы он был удостоен многочисленных наград, знаний и премий.

Но больше всего Сергей Владимирович ценил один орден.(слайд)

Это орден, который присуждался людям, приносящим детям радость. Особенностью ордена было то, что рыцарей ордена избирали дети.Вот как говорил Михалков об этом ордене: «Орден улыбки. Я им очень горжусь. Его вручали мне в Центральном детском театре – на подносе с розой и кубком, а в нем лимонный сок. Президент Ордена сказал: «Пейте, Михалков, посмотрим, как будет вести себя кавалер Ордена Улыбки». Я выпил кубок залпом. Рот до ушей и тут же экспромтом продекламировал:

Нет, вы не сделали ошибки,

Что присудили Орден мне.

Я буду с Орденом Улыбки

Трудиться для детей вдвойне».

Знакомство с произведениями писателя.

— В годы войны С. Михалков писал не для детей, а о детях взрослым. Как, например, в его стихотворении «Быль для детей».

Давайте прочитаем это стихотворение.(Начало и концовку читает учитель , середину- дети.)

Приложение №3

«Быль для детей».

Спать легли однажды дети —

Окна все затемнены,

А проснулись на рассвете —

В окнах свет и нет войны!

Можно больше не прощаться,

И на фронт не провожать,

И налетов не бояться,

И ночных тревог не ждать.

Отменили затемненье,

И теперь на много лет

Людям только для леченья

Будет нужен синий свет.

Люди празднуют Победу!

Весть летит во все концы:

С фронта едут, едут, едут

Наши братья и отцы!

На груди у всех медали,

А у многих — ордена.

Где они не побывали

И в какие только дали

Не бросала их война!

-Какое это стихотворение по настроению? Как догадались?

-В чем же секрет таланта С. Михалкова? Об этом он сам пишет в своем стихотворении «Мой секрет». (слайд)

Музыкально-динамическая пауза.

Звучит песня «Путешественники».

И эта песня, ребята, появилась благодаря творчеству С. Михалкова.

Стих- парад.

В нашей школе прошел конкурс чтецов, посвященный 100-летию С. В. Михалкова. Многие ребята готовились к этому конкурсу. Кто желает сегодня выступить ?

(Стихотворения«Чистописание»,«Прививка» и др.читают наизусть ученики. После каждого стихотворения учитель задает вопросы. Например,

скажите, что случилось с мальчиком, ведь он говорил, что не боится прививок?)

Чтение басни «Не стоит благодарности»

Прочитайте ещё одно произведение и попытайтесь определить, к какому жанру оно принадлежит.(После самостоятельного прочтения дети читают басню по ролям.)

Приложение №4.

Тащил на себе как-то раз Медведь огромное бревно. Замучился, присел на пенек передохнуть.- Тяжелое небось бревно-то? — спросил молодой Кабан, что неподалеку грелся на солнышке.- Ох, и тяжелое! — ответил Медведь, отдуваясь.- И далеко еще тащить?- До самого леса.

— В такую-то жару! Поди, умаялся?- И не спрашивай!- Такое бревно вдвоем бы тащить!- Ясное дело — вдвоем бы сподручнее было!- Ну, я пошел! — сказал Кабан, поднимаясь. Желаю удачи! Смотри не надорвись!- Спасибо, — вздохнул Медведь.- Не за что! — ответил Кабан.

Почему вы думаете, что это басня?

Какова же мораль басни?

Не стоит благодарности — басня о нежелании помогать друг другу, об удивительном свойстве людей, кроме этого ещё и успеть словом обидеть.

-На стихи С.В. Михалкова поставлено много детских спектаклей и снято много мультфильмов. Имя С.В. Михалкова много лет не сходило с театральных афиш. В театрах страны шли его сказки и пьесы.

Инсценировка стихотворения.

Вот и мы сейчас попробуем инсценировать стихотворение« А что у вас?».

Стихи С. Михалкова чрезвычайно популярны не только в нашей стране, но и за рубежом. Общий тираж его книг, изданных в мире на разных языках, превысил пятьсот миллионов экземпляров. Сергей Михалков по праву считается классиком детской литературы. А слова этой песни можно считать наказом вам, юным читателям.

(звучит «Песня юных читателей»)

-В нашей школе продолжается «Неделя детской книги». Завтра вы посетите школьную библиотеку и сможете выбрать книгу для того, чтобы ваши наступающие весенние каникулы прошли интересно.В выборе произведений писателя вам поможет «Рекомендательный список».

5.Домашнее задание (по выбору):

Самостоятельно выбрать книгу в библиотеке.

Написать отчет о прочитанной книге, сделать рисунок.

Попробуйте написать собственные стихи.

6.Итоги урока.

Проверка карт исследования.

-В чем же, на ваш взгляд, секрет таланта и творческого долголетия С.Михалкова?

7.Этап рефлексии.

-Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Каким был урок для вас?

8.Взаимооценка (заполняется лист)

Библиография:

Языкова Е. В.

О творчестве Сергея Михалкова / Е.В. Языкова. — 2. изд. — М.: Просвещение, 2003 — 221, [2] с. ил., цв. ил., портр.;17 см.

Аннотация: Автор книги долгие годы работала с С.В. Михалковым в качестве референта и помощника. Поэтому книга отличается, прежде всего, личным отношением автора к С.В.Михалкову.

С. В. Михалков: поэт, общественный деятель / Московский гос.

гуманитарный ун-т им. М.А. Шолохова; [авт.-сост. Т. Д. Полозова].- Москва: МГТУ им. М.А. Шолохова, 2010 — 305 с. портр.;21 см

Аннотация: Основное содержание книги составляют доклады, речи и статьи С.В.Михалкова, материалы его биографии.

Интернет- ресурсы:

http://allforchildren.ru/poetry/author6-mikhalkov.php

http://www.bestreferat.ru/referat-44540.html






See also:
Яндекс.Метрика