Урок литературного чтения С Есенин Берёза


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сандовская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока литературного чтения

С. А. Есенин «Берёза»

Разработала:

учитель начальных классов

МОУ Сандовская СОШ

п. Сандово Тверской области

Лебедева Л. А.

Цели:

продолжить знакомство с творчеством С. А. Есенина;

продолжить работу по привитию навыка анализа поэтического текста;

совершенствовать навык чтения поэтических произведений;

развивать воображение, речь;

воспитывать любовь и красоту к родной природе.

Оборудование:

портрет С. А. Есенина;

выставка книг;

картина летней и зимней берёзы;

И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»;

рисунки детей на тему «Волшебница- зима»;

карточки с оценками «5», «4», «3»;

аудиозапись стихотворения «Береза»;

книги «Мы читаем».

Ход урока

Подготовка и мотивация.

— Проверим готовность к уроку. Настройтесь, пожалуйста, на большую работу. Сегодня нам предстоит встреча с удивительным миром поэзии, где вы обязательно откроете для себя что-то новое и интересное.

Развитие навыка чтения.

Подготовим к работе речевой аппарат. Поработаем над дыханием.

— Вдох (носом), медленный выдох (ртом). Представьте, что вдыхаете морозный воздух (2 раза)

— Поучимся говорить быстро и правильно сочетания букв. Открыли с. 2 в книге «Мы читаем».

— Читаем 6 строку по горизонтали хором, друг другу, прочитайте с удивлением.

— Читаем 5 столбик по вертикали хором, каждый сам, прочитайте с радостью.

— Эти упражнения нам потребуются при выразительном чтении стихотворений.

— А что значит прочитать стихотворение выразительно?

(Соблюдать паузы, темп чтения, передать своё отношение и настроение автора к тому, что описал)

3. Проверка домашнего задания.

— Приступаем к проверке домашнего задания.

— Дома вы должны были выучить стихотворение С. А. Есенина «Поёт зима — аукает».

— Как вы его должны прочитать? (Спокойно, загадочно).

— Кто желает рассказать? Остальные внимательно слушайте, оценивая ответ, будьте объективны. (Ребята после ответа показывают карточку с оценкой).

— Почему поставили такую оценку?

— Я тоже поставлю…(Аргументация).

(Идёт опрос 3 – 4 человек)

— Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством С. А. Есенина.

4. Знакомство с биографией писателя.

— Чтобы лучше понять поэзию Есенина, обратимся о его биографии.

— Посмотрите ещё раз на портрет: красивый, голубоглазый, молодой человек.

— Когда родился? Где?

(21 сентября на рязанской земле, в селе Константиново).

— Кто запомнил, кто его воспитывал? (С 3 лет был отдан на воспитание к деду по матери и бабушке, которую он нежно и трепетно любил).

— Как дядьки повлияли на характер мальчика? (Развивали силу воли, характер, выносливость).

— В 18 лет поступил в университет, проучился только 1,5 года. Прожил короткую жизнь, но написал много произведений.

(Обращение к выставке книг, рассматривание).

С.А. Есенин писал и стихотворения, и поэмы, и повести.

С. А. Есенин — замечательный певец русской природы.

5. Беседа о природе.

— За окном прекрасное время года — зима. Но есть на земле страны, где нет зимы.

— Представьте, что вы встретились с этими детьми. Попробуем рассказать об этом чудесном времени года.

— Что вас волнует? Что удивляет?

— Какое особенное русское дерево вы показали бы гостям?

— Берёза прекрасна в разные времена года. Летом выглядит так (показ), зимой – по-другому.

— Какие явления изменяют берёзу зимой?

— Произнесите вполголоса — зима.

— Какое чувство возникло? (Кому-то грустно, кому-то радостно).

— Глядя на ваши рисунки, видно, кому из вас нравится зима, что нравится зимой.

(Выставка рисунков ребят на тему «Волшебница-зима»).

— На рисунках многие изобразили символ России — берёзу. Народ посвятил берёзе много песен, картин. Особенно красива зимняя берёза.

— Вот такой её увидел художник Игорь Эммануилович Грабарь в наше февральское утро.

— Рассмотрите репродукцию картины И.Э Грабаря « Февральская лазурь».

«Сказкой инея и восходящего солнца назвал Грабарь свою картину».

— Какое настроение создаёт у вас картина? (Картина яркая, красочная и создаёт настроение праздника).

Итак, художник изобразил берёзу с помощью красок, а Есенин посмотрел в окно, увидел чудесную берёзку в зимнее морозное утро и «нарисовал» картину словами. Его стихотворение так и называется «Берёза».

— Определите задачи по работе над стихотворением С. Есенина «Берёза».

6. Сообщение цели урока

— Сегодня мы будем учиться видеть те красочные средства, которые помогли поэту рассказать о зимней берёзе.

— Вы должны понять настроение автора и научиться выразительно читать стихотворение.

— Вы будете не просто читателями со своими ощущениями, а читателями внимательными, думающими, исследователями.

Посмотрите на схему.

7.Слушание стихотворения (аудиозапись).

— Послушайте стихотворение и постарайтесь представить себе всё то, что хотел показать Есенин.

— Какие картины увидели?

— Откройте учебники. Посмотрите на иллюстрацию. Какими красками художник изобразил берёзу?

— В сборниках художник показал берёзу такой (Показ иллюстрации в сборнике).

8. Словарная работа.

-Чтобы правильно понять текст, проведём словарную работу.

— Прочитайте самостоятельно, вполголоса. Пользуясь словарями С. Ожегова, раскроем смысл слов.

Принакрылась укрыла себя слегка чем-то.

Каймой обшивка по краю.

Кисти — украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток.

Бахрома тесьма для обшивки чего-нибудь, свободно свисающих кистей.

Обходя обойти что-нибудь вокруг.

Заря яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца.

— Читаем хором и разбираем каждое слово.

— Прочитайте стихотворение вместе со мной, а потом ответьте, какие слова помогли поэту показать, а нам увидеть красоту берёзы.

— Какие слова и выражения оказались еще непонятны?

9. Физкультминутка.

Рады, рады утру, сонные берёзы

И они от радости расплетают косы.

Рады, рады солнышку воробьи, синицы

И они от радости полетели выше.

10. Анализ стихотворения.

— Внимательно работаем с каждой строкой стихотворения.

— В каких выражениях рассказывается о цвете? (Белая берёза, серебряный снег, золотой огонь снежинок).

— Почему ветки пушистые? (На них лежит иней).

— Прочитайте, как Есенин описал иней?

— Иней появляется на деревьях, когда была оттепель, а потом стало холоднее.

— Какое время суток рисует поэт? Почему так думаете?

— Как заря занимается зимой? (На иллюстрации виден разовый цвет).

-Какое утро солнечное или пасмурное описывает поэт? (Снежинки горят в лучах восходящего солнца).

-Как заменить горят? (Сверкают)

— Какой приём использовал автор, чтобы показать блеск снега на ветках берёзы? ( Карточка сравнение).

-Найдите ещё сравнения.

-Для чего поэт использовал сравнения? (Чтобы ярче передать своё восхищение берёзой).

-А вам не кажется, что Есенин смог оживить берёзу, смог увидеть что-то новое в такой знакомой картине.

-Как называется такой литературный приём? (Карточка олицетворение).

— Найдите олицетворение (Принакрылась, распустились, горят снежинки, обходит, обсыпает).

— Для чего использовал? (Передать великолепие раннего зимнего утра).

-У поэта за каждым словом скрывается целый поэтический образ. Стихотворение рассказывает и об авторе, хотя его нет в стихотворении, но мы его чувствуем.

-Что узнали о нём? (Умеет любоваться природой, был очень внимательным, наблюдательным).

— Какое настроение появилось у вас после работы над стихотворением? Какие чувства возникли?

11. Подготовка к выразительному чтению.

-Чтобы подготовиться к выразительному чтению посмотрим, какое настроение возникает при чтении каждой картины. В ходе работы заполним таблицу.

Первое четверостишье

Второе

четверостишье

Третье

четверостишье

Четвёртое

четверостишье

Удивление

Восхищение

Радость

Торжество

Радость

Красота

Сказочно

Таинственно

-Первое четверостишье прочитаем, показав удивление, восхищение.

(На доске появляются карточки).

-Почему с удивлением? (Увидел такую красивую берёзу рано утром).

-Второе четверостишье прочитайте, показав радость, торжество.

-Почему чувствуется торжество?

— Третье четверостишье прочитаем с радостью, показав красоту.

— Четвёртое четверостишье прочитаем сказочно, таинственно.

-Какие слова об этом говорят?

-Посмотрите на записи и прочитайте стихотворение выразительно в парах.

-Стихи Есенина очень музыкальны и мелодичны.

— Прочитаем стихотворение, соблюдая все рекомендации.

12. Итог урока.

— Что нового для себя открыли на уроке?

— Чем заинтересовала вас поэзия Есенина?

— Стихотворения Есенина лиричны и удивительно образны. Умей только слушать. Я очень люблю поэзию Есенина, надеюсь, полюбите её и вы.

13. Задание на дом

— Какое задание хотелось бы получить?

— Дома выучить стихотворение С. Есенина «Берёза» наизусть и кто желает, можете нарисовать рисунок к стихотворению.






See also:
Яндекс.Метрика