Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе литературное чтение м


Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .

(Литературное чтение, музыка, изобразительное искусство

Тема: К. Г. Паустовский « Скрипучие половицы» ( Отрывок из повести « О лесах»). Обобщение.

Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Цели: осознание детьми смысловой, содержательной стороны читаемого текста;

развитие речи учащихся, творческого воображения через слово, музыку, живопись; развитие выразительности чтения и умения формулировать идею произведения, развитие интереса к чтению и музыке;

воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: портреты К.Г. Паустовского, П. И. Чайковского, И. И. Шишкина, диск с записями произведений композитора П. Чайковского( « Танец маленьких лебедей» из балета « Лебединое озеро», «Вальс цветов» из балета « Щелкунчик», симфония №4финал), репродукции картин И. Шишкина « Сосны, освещенные солнцем», « Утро в сосновом лесу», выставка книг с произведениями К. Паустовского.,

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Создание эмоционального настроя.

Звучит « Танец маленьких лебедей» из балета « Лебединое озеро».

3.Сообщение темы и цели урока.

— Не случайно урок мы начали с прослушивания этой необыкновенной по красоте музыки. Вы узнали, наверное, мелодию?

— Правильно, это « Танец маленьких лебедей». Произведение это всем знакомо. Его автором является знаменитый русский композитор Петр Ильич Чайковский. Перед нами портреты двух замечательных людей- писателя и композитора. Им мы посвятим наш урок. Но скажите, почему композитор и писатель оказались в центре нашего внимания на уроке литературного чтения? Что объединяет этих людей? ( Произведение К. Г. « Скрипучие половицы», любовь к родине, родной природе.

— Сегодня мы продолжим работу над этим произведением В каком разделе учебника оно помещено?( В разделе « Природа и мы» )Мы – это люди, значит произведения собранные здесь рассказывают о взаимоотношениях людей и окружающей природы. Какая проблема поднимается автором произведения? ( Экологическая проблема, проблема сохранения природы в ее первозданном виде). Давайте вспомним о чем это произведение.

4. Работа над содержанием произведения.

— Давайте обратимся к началу рассказа. итак, мы сказали, что К. Паустовского и П. Чайковского объединяет любовь к природе. Из чего мы сделали такой вывод?( Паустовский посвящал свои художественные произведения природе, П. Чайковский также старался выразить свою любовь к природе , ее обитателям музыкальными произведениями.)

-Найдите в тексте слова, подтверждающие это.( стр. 84)

— Скажите, что помогло Петру Ильичу сочинять прекрасные произведения?( Старый дом, окружавший его лес, деревушки, просеки и даже заброшенная дорога).

— Как называлось любимое место композитора?( Рудый Яр)

— Почему Петр Ильич любил это место посещать?( Оно казалось ему наилучшим выражением русской природы)Как понять эти слова?( стр. 84 Это вдохновляло его на работу)

— Что восхищало П.И. Чайковского в природе этих мест?( стр. 84-85)

— Обратите внимание вот на это произведение искусства – картину И.И. Шишкина « Сосны, освещенные солнцем».Не кажется ли вам, что художник и композитор побывали в одном и том же месте. ( Звучит «Вальс Цветов», на фоне музыки учитель продолжает урок)Петр Ильич Чайковский восхищался увиденным, что вдохновляло его на сочинение прекрасных музыкальных произведений, К.Г. Паустовский написал об этом в своей повести, а И.И. Шишкин изобразил это на картине, помог нам представить то, о чем писал Паустовский и чем восхищался Чайковский. Вот оно, это место, которое является « наилучшим выражением русской природы»

— Петр Ильич Чайковский не просто сочинял музыку, он старался сотворить ее такой, чтобы она была понятной всем. Чего он добивался от своих произведений? ( стр.85,начало 2 части.)

-Здесь же , во второй части отрывка Паустовский противопоставляет прекрасное и ужасное, мы узнаем о страшной вести. Здесь мы знакомимся с отрицательным героем произведения- купцом Трощенко. Сам он еще не появляется, но о нем говорят те, с кем он знаком. Давайте найдем эти слова, которые характеризуют Трощенко.( стр.87)

-Вот видите, оказывается, не всегда приличные с виду люди бывают добрыми и порядочными.

— Для чего скупал Трощенко лес?

— Какой путь спасения леса видел Василий?

— Во время разговора Василия со слугой Чайковский был занят сочинением музыки, он еще не знает о предстоящей вырубке леса. Он играл, играл, играл. Василий Вслушиваясь в музыку, слышал в ней что-то знакомое, родное. Что же напоминала старому леснику музыка Чайковского?( стр. 88, конец 2 части)

— А сейчас вы послушайте одно из произведений Чайковского и скажите что прослушивается в этом произведении?( Звучит симфония № 4 финал. Прослушивается мелодия усской народной песни « Во поле береза стояла…»)

— А сейчас давайте перечитаем 3-ю часть произведения. О чем в ней говорится? (Чтение по ролям)

— Как отреагировал Чайковский на весть о вырубке леса?

— Какими словами называют слуга и Чайковский вырубку леса? ( Палачество, подлость, мерзость чудовищная)

— Помог ли губернатор Чайковскому? Почему? На что решился композитор?

-Как произошла встреча Чайковского и Трощенко?

-Как понимал Трощенко желание Чайковского выкупить лес? Найдем этот отрывок и прочтем.( стр.90-91)

— Пятая часть рассказа самая трагическая. Почему? Как ее можно озаглавить?

— Как Паустовский описывает вырубку леса?( стр. 91-92. Звучит симфония № 4 , финал. Учитель читает отрывок вслух)

— В каких словах выражается главная мысль рассказа?( Чтение и разбор основной мысли)

( На плакате слова :

Рыбе вода, птице воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину! М. Пришвин.

— Что понимает автор под словами « калечить и безобразить землю»?

— Как вы думаете, что нельзя оценить деньгами? Что нельзя купить?( Здоровье, счастье, совесть, друзей, любовь, жизнь)

— В чем состоит могущество государства? (« В душе народа»)Как это понять?

_ Что воспитывает широту духа? ( Природа) Каким образом?

— К чему призывает автор?

-Для чего нужно беречь природу?( стр. 93)

— Каким вы представляете этот уголок природы( обращается внимание на картину Шишкина) после вырубки леса?

— Как бы вы поступили на месте Чайковского?

— Какие чувства вызывает этот рассказ?

5. Итог урока.

— Итак, мы подробнее разобрали произведение К.Г. Паустовского « Скрипучие половицы».

Этот рассказ имеет грустный финал. Если бы вы были писателем, какой финал этой истории придумали? Почему?

— Встречались ли вы в своей жизни с подобными ситуациями?

6. Домашнее задание.

Перечитать 4-ую часть рассказа и приготовить слова, которыми бы вы попытались убедить купца Трощенко не вырубать лес.






See also:
Яндекс.Метрика