Урок литературного чтения Русские народные песни 3 класс


Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.

Задачи:Образовательные: • Совершенствовать навыки выразительного, беглого, сознательного чтения; • дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках. • Познакомить с русскими народными песнями, в которых отразились не только общечеловеческие ценности, но и самобытность русского народа. Развивающие: • Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа, различать виды русских народных песен. • Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных. Воспитательные: • Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума и чувств. • С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине, умение защищать ее. • Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств, без которых немыслимы благородство и сердечная чуткость.Место урока в серии других уроков: урок из раздела «Устное народное творчество».

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: урок изучающего чтения.

Оборудование: Слайдовая презентация, цветок «Ромашка», записи на доске, запись темы на плакате,                               Ход урока I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя, благоприятствующего творческой деятельности — Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Что нужно для того, чтобы выполнить эту работу хорошо? Учитель предлагает детям выработать правила работы на уроке. — Чтобы выполнить работу быстро и правильно нам нужно соблюдать определенные правила. Некоторые из них записаны на доске, прочитайте и скажите, что вы о них думаете. Запись на доске. Нам важно: 1. Доказать свою точку зрения. 2. Перебивать товарищей. 3. Видеть глубину и красоту авторского слова. 4. Выкрикивать свое мнение. 5. Внимательно выслушивать мнение товарищей. 6. Молчать, когда спрашивают. 7. Быть готовым протянуть руку помощи. 8. Бояться высказывать сое мнение. 9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках. 10. Обижаться и обижать товарищей. 11. Быстро и дружно работать в паре и группе. 12. Быть бесполезным для товарищей. — Почему вы решили, что некоторые правила нам не подходят? Прочитайте, как же мы будем работать на уроке. Во саду ли в огороде, девица гуляла. Во саду ли в огороде, цветочки поливала. Одни цветочек сорвала, И нам в класс передала. А цветочек не простой, В нем каждый лепесток — расписной. — Да, ребята, вот какую ромашку нам передали в класс. Смотрите, как улыбается нам серединка ромашки. Сегодня у нас первый вводный урок по теме.II. Речевая разминка.

Коляда́— традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), торжественные колядные песни в честь хозяев дома, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.

Слайд 2

— Прочитайте стихотворение.

Коляда, коляда,Приходи из далёка,Один раз в годок,Полюбуемся часок.С морозом трескучим,Со стужей колючей,Со снегами белыми,С вьюгой, с метелями.Самокаты — саниПокатили сами -От села до села,Коляда весела.

— Прочитайте медленно, «жужжащим» чтением.

— Прочитаем все вместе плавно и певуче.

— Прочитаем с ускорением.III Изучение нового материала.. 1. Актуализация опорных знаний. — Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?

— Правильно – это колядка. А что обозначает это слово?

— Кто придумал эту песню?

— Подумайте, что мы начнём изучать на этом уроке?На доске записана тема: «Устное народное творчество».

Слайд 3– Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? Слайд 4А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.

Словарная работа.

Устное — уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.

Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор

безымянен.

Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы. Фольклор — это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, казахского, польского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы.

— С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души. Слайд 5

— С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?

Пословицы

Пословицы

Пословицы

Пословицы

Песни

Песни

Сказки

Сказки

Скорого

ворки

Скорого

ворки

Потешки

Потешки

Считалки

Считалки

Загадки

Загадки

Небыли

ца

Небыли

ца

— Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.

— К какому жанру можно отнести колядки? Почему?- Теперь сорвем первый лепесток нашего цветка. На первом лепестке песенки.

3. Работа над русскими народными песнями. 1) Беседа о русских народных песнях. – Каждый из вас слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. (Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.)

— Прочитайте в учебнике о русских народных песнях на стр. 14.

— Приведите примеры русских народных песен, какие они бывают? Как вы понимаете название песен «потешки», «заклички», «плясовые»?

Слайд 6

— Колыбельные песни;

— Песни-потешки;

— Заклички;

— Шуточные песни;

— Плясовые песни.

— Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки. Все это и есть устное народное творчество.

4. Песенки.

Чтение стр.14-15.

— Какие это песенки? Докажите. Какое настроение вызвали у вас песни? — По исполнению, какие это песни?

— Когда исполнялись эти песни-заклички?

— К кому обращаются дети в песнях? Приведите примеры из текста.

— Прочитаем следующую песню. Чтение на стр. 15-16.

— Поделитесь впечатлениями после чтения этой песни.

— Кто подразумевался под образом лебёдушки?

— Когда молодая девушка покидает свой дом?

— Какая мелодия больше соответствует песне о лебёдушке: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?

Слайды 7-13

— В нашем селе вот уже 30 лет существует фольклорный ансамбль «Рябинушка».

Участники этого ансамбля собирают и сохраняют русские народные песни нашей местности. Вы не раз слышали выступления ансамбля на праздниках в селе. Посмотрите на слайды и назовите участников нашего народного ансамбля.

Исполнители:

Яхнева Нина Егоровна, руководитель и запевала (1937 год рожд.),

Копейцева Феодосия Даниловна (1928 год рожд.),

Ожерельева Мария Николаевна (1935 год рожд.),

Голубятникова Раиса Нефёдовна (1937 год рожд.),

Голубятникова Мария Никифоровна (1938 год рожд.),

Некрылова Мария Митрофановна (1939 год рожд.),

Локтева Раиса Максимовна (1940 год рожд.),

Некрылова Мария Андреевна (1943 год рожд.).

Слайд

— Наших бабушек приглашают на различные концерты по всей области, они участвуют в конкурсах и фестивалях. В 2007 и в 2011 году на фестивале в Воронежской области «На троицу» им вручали грамоты за сохранение культурного наследия.

Слайд

Выпущен диск с песнями наших «Рябинушек» — «Хороша наша деревня».

Слайд

В печатных изданиях района, области часто рассказывается о нашем народном коллективе. А это «золотой голос» нашего ансамбля. Кто знает её имя? Послушайте песню в исполнении ансамбля «Рябинушка».

Слайд

Что бы вы пожелали участницам ансамбля «Рябинушка»?

IV. Фикультминутка.

V. Продолжение изучения темы.

1. Чтение и обсуждение русской народной песни «Как на тоненький ледок»

— Прочитайте песенку на стр. 17.

— Поделитесь впечатлениями от прочитанного.

— Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?

2. Повторное чтение.

3. Чтение-инсценирование.

4. Слушание русских народных песенок.

— Выскажите своё мнение о песенках. Какие понравились и почему.

VI. Итог урока.— С чем мы знакомились на уроке?

— Какие бывают русские народные песни?- С какими песнями познакомились?

— Как называется фольклорный народный ансамбль нашего села?

— Как вы думаете, нужно ли сохранять народные песни? Почему?

Рефлексия.

— Мы знакомились с жанром устного народного творчества – песнями, с песенным ансамблем нашего села «Рябинушка», читали и слушали русские народные песни. Нужны и полезны ли вам эти знания? Подумайте и выберите кружок со цветовым обозначением, прикрепите его на плакате. Да – зелёный. Не знаю – жёлтый. Нет – синий.

— Объясните свой выбор.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение одной русской народной песни (по выбору), в библиотеке взять и прочитать книги с русскими народными песнями, нарисовать поздравительную открытку ансамблю «Рябинушка».

  

 






See also:
Яндекс.Метрика