Урок литературного чтения Пословицы и поговорки


Ход урока.

1. Орг. момент.

— Доброе утро! (СЛАЙД)

Сегодня встретились мы в первый раз,

Но от меня вы можете не прятать

Сиянье ваших умных глаз

Пусть будут поиски, сомненья,

И как ни краток встречи срок,

Быть может, мы сойдемся в мненьях

И вместе проведем урок.

— Меня зовут Людмила Валентиновна. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.

— Часть заданий мы будем выполнять в парах и группах. Обратите внимание на правила, которые вы должны соблюдать, работая в команде.

— Вы готовы отправиться за новыми знаниями? Перед вами лежат фишки.

— Кто из вас на уроке будет работать с удовольствием, отвечать на все вопросы (оранж.)

— А кто из вас будет стараться выполнить как можно больше заданий (зелён.)

— А есть ли среди вас дети, которые пришли, просто посидеть, послушать, посмотреть на работу одноклассников (жёлт.)

— Я рада, что наблюдателей у нас не будет.

2. Постановка темы урока.

Перед вами лежат карточки. Работаем в паре. Прочтите произведения и разделите их на две группы.

У. Какие произведения вы поместили в первую группу?

Дети читают тексты. 

У. Что вы поместили во вторую группу?

Дети подбирают названия, учитель помогает определить правильное понятие.

 

— Можете вы предположить, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?(пословицы, устное народное творчество)

— Наш урок посвящён «жемчужинам» русского языка: пословицам

(СЛАЙД) и поговоркам, которые делают нашу речь яркой и выразительной. . На Руси говорили: Без пословицы речь не молвится. — А вы знаете пословицы? Назовите?

— К какому разделу литературного чтения мы отнесём пословицы и поговорки?

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

— Может быть вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?

— Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь. (СЛАЙД)

— Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?

— Все эти произведения называются фольклором. (СЛАЙД)

— Что такое “фольклор”? (Спросить у детей) Обратимся к словарю (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”).

— Как вы понимаете эти три ключевых слова:

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (слайд)

Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.

Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.

Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать. (СЛАЙД)

-Иван Фёдорович Буслаев-известный языковед, фольклорист, историк русской словесности. Кто же такой фольклорист? Обратимся к словарю. Фольклорист – человек, изучающий народное творчество.

— Существует целая наука о фольклоре, которая включает собирание, изучение произведений устного народного творчества- это фольклористика.

А вы хотите побыть фольклористами на уроке? Тогда в путь. Отправляемся в путешествие в мир пословиц и поговорок.

— Что же такое пословица? Спросить детей (обратимся к словарю)

Пословица это краткое выражение с поучительным смыслом («Любишь кататься – люби и саночки возить»).

Признаки пословицы:

краткость;

меткость и точность мысли;

законченность предложения.

(СЛАЙД)

ДВЕ КАРТИНКИ СЛАЙДОВ (объясняют значение пословиц)

Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь насмех»; «Землю красит солнце, а человека-труд». Часто эти части рифмуются. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

— Что же такое поговорка?

Поговорка – это обычно часть пословицы, меткое народное выражение, краткое по форме, острое по смыслу. Например: “за двумя зайцами погнался” – делаешь много дел сразу. «Семь пятниц на неделе», «Поживём — увидим».

Белый слайд!

В народных пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная: его потребности, привычки.

Наша первая остановка «Город пословиц».

На листах пословицы по темам.

Пословицы и поговорки о дружбе

Дружба — великая сила.

Друга на деньги не купишь.

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Пословицы и поговорки о труде

Терпенье и труд все перетрут.

Кто не работает, тот не ест.

Маленькое дело лучше большого безделья.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Пословицы об учении

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Ученье свет, а неученье тьма.

Повторенье — мать ученья.

Пословицы и поговорки о Родине

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Своя земля и в горсти мила.

Жить — Родине служить.

-Какие бывают половицы? Пословицы и поговорки отражают различные стороны жизни народа.

ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД)

Делу время – потехе час, — говорит русская пословица

Трудился как пчела.

— Вторая остановка «Любознайкино».

— В. Даль посвятил сбору пословиц и поговорок всю свою жизнь? (СЛАЙД). Главным делом его жизни был «Словарь живого великорусского языка» — огромное собрание русских слов, пословиц, сказок и народных игр. Как вы думаете зачем он собирал пословицы и поговорки? Вы слышали пословицу?

Нет земли краше, чем Родина наша.

— Наша следующая остановка «Родная сторона».

— У разных народов много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, где появилась та или иная пословица.

(СЛАЙД)

— В нашем Самарской губернии, которой в прошлом году исполнилось 160 лет, проживают разные народы: русские, татары, мордва, чуваши. Каждый народ славится своими традициями, в том числе пословицами и поговорками.

— Предлагаю вам к русской пословице подобрать аналогичную пословицу других народов. (СЛАЙД)

Русские пословицы и поговорки:

Один в поле не воин.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Язык до Киева доведёт.

Чужая душа – потёмки.

На двух стульях не усидишь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Мордовские пословицы и поговорки:

Одна пчела много мёду не соберёт.

По двум зайцам выстрелишь, ни в одного не попадёшь.

Чувашские пословицы и поговорки:

Умеющий говорить до Симбирска дошёл.

Чужая душа – дремучий лес.

Татарские пословицы и поговорки:

Два арбуза под одной мышкой не уместишь.

Без труда и зайца не поймаешь.

Чужая душа – бездонное море.

— Прекрасны пословицы и поговорки! Наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте жанры устного народного творчества! Уважайте мудрость отцов!

Белый слайд!

— Следующая остановка «Пословица мы тебя знаем».

Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда. Сделал дело … гуляй смело. В гостях хорошо, ……а дома лучше. За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.

Назови пословицу по предметам

— Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы знаете. А можете ли вы назвать пословицу по предмету? Будьте внимательны! ЛОЖКА (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой) КНИГА (С книгой жить – век не тужить.) ИГОЛКА (Куда иголка, туда и нитка) ШИЛО (Шила в мешке не утаишь) ЯБЛОКО (Яблоко от яблони недалеко падает) КАМЕНЬ (Под лежачий камень вода не течёт) ПЕРО (Что написано пером – не вырубишь топором)

Собери пословицу (в парах). Ум хорошо, а два лучше.

Труд человека кормит а товарища выручай.

Не спеши языком лень портит.

Сам пропадай от того и наберёшься.

Глаза боятся торопись делом.

С кем поведёшься а руки делают.

Сверьте работу с эталоном (СЛАЙД)

– У чего есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… (дети хором отвечают)ПОСЛОВИЦА.

Вывод: Пословица, краткое мудрое изречение имеющие поучительный смысл. Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.

Узнай пословицу по рисунку (работаем в группах):

Пословицы ход урока

(Яблоко от яблони недалеко падает)

Пословицы ход урока

(Любишь кататься – люби и саночки возить)

Урок по чтению пословицы и поговорки

(Семеро одного не ждут)

Мы подъехали к остановке «Поэтической».

— Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы. (Легли, расслабились).

Ну, кто из вас не согласится,Что без труда мечта мертва;Что дело мастера боится,Что жизнь дана нам для добра;Что друг не тот, кто медом мажет,А то тот, кто правду прямо скажет.Что долог день до вечера,Коли делать нечего,Что сам себя лишь тот погубит, Кто других совсем не любит.И, конечно, без трудаНе вытащишь и рыбку из пруда.Помни! Тот, кто хочет много знать,Тот не должен долго спать.Согласитесь: лень и плутДо добра не доведут.

– Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)

— Вот подходит к концу наш урок. Остановка конечная «Город мудрецов».

Тихо все на месте сядем и закроем глазки.

Вспомним, всё, чему учились без моей подсказки.

— Что такое пословицы и поговорки?

— О чём бывают пословицы и поговорки?

— Чему учат нас эти мудрые изречения?

Рефлексия:

— Дерево славится плодами, а человек делами. Вспомните как вы собирались работать на уроке, вспомните какой цвет вы выбирали, а как вы можете оценить себя сейчас? Выберите плод своего труда. (СЛАЙД)

Прикрепите ваши плоды. Я тоже дарю вам плод. Мне очень понравилось работать с вами. Вручить папку с пословицами.

Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».






See also:
Яндекс.Метрика