Урок литературного чтения Поэма АС Пушкина Руслан и Людмила отрывок


МБОУ «Средняя школа №5»

Открытый урок по литературному чтению

во 2 «б» классе

тема:

«Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила (отрывок)»

Учитель начальных классов Чурюкина Галина Сергеевна

г. Курск

Цели: познакомить детей с отрывком из поэмы А.С. Пушкина, с новым видом жанра, с биографией поэта;

развивать речь, мышление, навыки чтения, умения работать со словарем; воспитывать любовь к чтению, искусству, любовь к Родине, уважение к людям, защищающим родную землю.

Ход урока

Орг.момент

Звенит звонок

Начинается урок

Урок литературного чтения.

Я хочу посмотреть с каким настроением вы начинаете урок? (показ лица)

Я рада, что у вас хорошее настроение.

Проверка домашнего задания.

-Какой раздел мы закончили читать? (сказочные человечки)

Давайте вспомним этих героев и назовем черты характера, которыми наделены герои, (показ картинок)

Какой герой? Какими качествами характера он наделен?

Мумии-тролль;

Хоббит;

Буратино;

Чиполлино.

Почему авторы учебника предложили нам знакомство со сказочными человечками? (некоторые не похожи на людей, но они добрые, смелые, отзывчивые, никогда не бросят в беде, всегда придут на помощь)

— О таких героях народная мудрость гласит.

Сам погибай, а товарища выручай.

Что это? (пословица)

Объясните смысл этой пословицы?

Работа над темой.

— Вместе с кем мы путешествуем от одной книги к другой? (с Афанасием)

Он и сегодня спешит открыть нам новую дверь, в новый раздел.

О ком можно сказать так?

Герои русских былин, воины, отличающиеся необычной силой, удалью, мужеством, умом. (о Богатырях)

Как вы думаете, о ком же мы будем читать? (о сказочных богатырях)

Прочитаем название раздела. (Сказочные богатыри)

Беседа.

В какие времена они жили? (в стародавние времена)

Каких русских богатырей вы знаете?

Чем они занимались? (защищали Родину от врагов)

Работа с иллюстрацией Васнецова «Три богатыря»

Кого мы видим?

Добрыня НикитичИлья МуромецАлеша Попович

Что помогает определить, что это богатыри? (боевые кони, одежда, доспехи)

Все говорит о том, что это люди, отличающиеся силой, мужеством.

Не только художники в своих произведениях прославляют богатырей, их силу, но и композиторы.

— Сейчас мы прослушаем фрагмент из оперы Глинки.

Какие картины вы представили? Прослушивание.

Эта опера написана на сюжет поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Кто такой Пушкин? (показ портрета)

Краткая биография

А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 года. Поэт родился в дворянской семье. В семье говорили и читали по-французски. Русскому языку Пушкина обучала бабушка Мария Алексеевна. Сказочница и певунья няня Арина Родионовна и дядя Никита Козлов рассказывали Саше очень много русских народных сказок, прибауток, песен и обрядов. Он старался их запоминать и это ему в дальнейшем пригодилось. Пушкин учился в лицее, любил очень много читать. Александр Сергеевич очень много написал стихотворений сказок. В своих произведениях он высмеивал богатых и заступался за бедных. В 1837 году Пушкин был убит на дуэли.

С какими произведениями мы уже знакомы? (Показ рисунков к сказкам)

Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

А что такое «поэма»?

Что нам нужно сделать, если мы не знаем значения слова?(нужно обратится к толковому словарю)

Чтение статьи из словаря:

Поэма — повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую тему.

Словарная работа.

Прежде чем познакомиться с отрывком, попробуем объяснить значение некоторых слов.

Воспрянул — быстро поднялся, встал.

Внезапный — наступивший, происшедший вдруг (синоним — неожиданный)

Бездейственный — не проявляющий деятельности

Стан — войско, воюющая сторона (устаревшее)

Латы — металлические доспехи для защиты война от ударов.

Витязь — храбрый воин, богатырь

Басурман — человек другой веры, враг

Приданья –устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколения

Чтения отрывка учителя.

Какую картину представили?

Кто же такой Руслан? (Витязь, богатырь)

Физ. минутка.

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

Чтение отрывка детьми с комментированием.

Яснели холмы и леса

И просыпались небеса

Когда будут происходить события? (Утром)

Еще в бездейственном покое

Дремало поле боевое

Что значит бездейственный покой?

Вдруг сон прервался: вражий стан

С тревогой шумною воспрянул

Внезапный крик сражений грянул

Что произошло во вражеском стане?

Смутилось сердце киевлян

Бегут нестройными толпами

Для кого крик сражения был внезапным, неожиданным? (для киевлян жителей киевской Руси)

Что случилось дальше? (чтение до конца)

Какую картину представили?

Работа над выразительными средствами.

Какое изобразительное средство использует автор? (Сравнение)

Прочитайте. (Как божий гром)

Зачем?

Как вы понимаете строчку: Наш витязь пал на басурмана.

Прочитайте две последние строчки. Как вы их понимаете?

Самостоятельное чтение и составление цитатного плана. Самостоятельно прочитайте отрывок, при чтении разделите его на части.

На сколько частей можно разделить весь отрывок? Чтение первой части — давайте озаглавим ее цитатой. Дремало поле боевое

Как надо читать первую часть? (не спеша, спокойно)

Чтение второй части. Крик сраженья грянул

Как надо читать вторую часть? (быстрее, оживленно) Чтение третьей части.

Наш витязь пал на басурмана.

Как надо читать третью часть? (оживленно с радостью) 12) Чтение по рядам.

Чтение по рядам каждой части (один должен слушать всех, все — одного)

Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок

Итог урока.

Как же на Руси называли воинов сильных, храбрых, одерживающих победу?

С каким богатырем мы познакомились на уроке?

Из какого произведения мы узнали о нем?

На следующих уроках мы узнаем о других богатырях, которые защищали родную землю от врагов.

А есть ли богатыри сейчас?

Сейчас это слово употребляется в переносном значении, т.е. человек, большого роста и крепкого телосложения, сильный, смелый, ловкий. И мне бы хотелось, чтобы вы когда вырастите, были похожи на русских богатырей, т.е. были сильными, смелыми, ловкими, защищали свою Родину. А сильными вы станете, если будете вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой. А пока вы должны быть отзывчивыми, доброжелательными, всегда помогать друг другу, с уважением относиться к старшим, пожилым. А сейчас оцените свою работу на уроке.






See also:
Яндекс.Метрика