Урок литературного чтения по теме Образ зимы в произведениях разных видов


Тема:

Образ зимы в произведениях разных видов.

Цели:

Показать, как средствами разных видов искусства создаются сходные и одновременно особенные образы зимы.

Показать общую природу художественного образа в разных видах искусства и обратить внимание на специфику его выражения языком поэзии, музыки, живописи.

Учить понимать образы, заложенные в произведениях художников, поэтов, композиторов.

Влиять на формирование у детей образа зимы с опорой на индивидуальный опыт общения с природой.

Развивать произвольное внимание, воображение, устную связную речь, любовь к природе, художественный вкус.

Ход урока:

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

— Скажите, какое сейчас время года? (зима)

Каждый из вас по-своему представляет зиму. Для кого-то это игры в снежки, катание на санках, коньках. Кто-то любит зиму за Новогодние праздники.

— Расскажите о зиме.

— А только ли мы с вами задумываемся о том, какая бывает зима? А кто еще? (поэты, композиторы, художники).

— Сегодня на нашем уроке мы узнаем, какой предстает зима в поэзии, музыке, картинах?

Образ зимы в музыке Чайковского.

— Я вам приготовила для вас сюрприз. Это чудесная, прекрасная музыка Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года». Отрывок называется «Февраль. Масленица». Закройте глаза и представьте себе картину, которую нарисует ваше воображение. (слайд и запись музтрывка)

-Что вы представили себе, когда слушали музыку?

Широкая площадь. Много людей. Всем весело. Люди едят блины, жгут чучело Масленицы.

-А какой предстает зима в музыке П.И.Чайковского? (Праздничная, веселая, радостная).

-Как композитору удалось создать в музыке праздничную, живую, веселую зиму?

(музыка радостная, веселая, бодрая, ритмичная — мажорный лад)

3. Образ зимы в картинах.

-А как еще можно передать видение зимы? (В картинах)

Художник Иван Иванович Шишкин написал картину «На севере диком..» (слайд)

Посмотрите внимательно на картину и скажите, какова зима на этой картине?

(ночь. Светит луна. Сосна одна, больше ничего нет. Много, много снега. Зима здесь загадочная, сказочная, таинственная).

-Что помогло вам понять сказочный образ зимы?

-Какими красками написана картина? (Серебристыми, белыми, синими. Такие цвета создают образ зимы — сказочной и загадочной.)

Физминутка.

4. Изучение нового материала.

Мы познакомились с разными образами зимы в музыке, живописи. А сейчас подумаем, какой характер у зимы в стихотворении С. Есенина. (слайд)

Сначала я вам расскажу немного об этом русском поэте.

Родился Сергей Александрович Есенин 3 октября 1895года в селе Константиново, что привольно раскинулось на зеленом холмистом берегу реки Оки. До 9 лет он рос в семье бабушки и дедушки. Дед знал множество песен, частушек. Бабушка любила и хорошо пела русские песни, знала много сказок и рассказывала их маленькому Сереже. С ранней весны и до поздней осени маленький Сережа вместе с другими ребятами пропадал в лугах, полях, лесах. Ходил в ночное, пас лошадей. Стихи он начал писать в 10 лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. В творчестве Есенина много стихов о природе. Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений. Которое так и называется «Зима.»

Чтение учителем.

— Что вы почувствовали, когда прослушали стихотворение?

— Какое настроение возникло у вас? (тревожное, невеселое. Мы чувствуем, как холодно птичкам зимой, как они замерзли. Как им плохо).

Скажите, ребята, а что нужно делать зимой нам, чтобы птичкам легче было перенести лютые морозы? (слайд)

Чтение детьми.

Работа по тексту.

— Какие слова и выражения вам не понятны? (работа над словами) (слайд)

— Постановка логических ударений и пауз.

— Поиск рифмы.

— Поиск отрывка к иллюстрации.

— Что такое олицетворение? Это наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.(слайд)

— С кем сравнивает автор воробьев?

— Еще какие олицетворения вы можете найти в произведении?

— Чтение хором.

— чтение по парам.

5. Физминутка для глаз.

А теперь поработаем в парах. Будем отвечать на вопросы:

— Какой характер зимы в этом стихотворении?

— Как поэт создает такой образ зимы?

(Суровый, морозный, безжалостный).

(Птички жмутся, вьюга с ревом бешеным, злится).

6.Итог

— Какие образы зимы предстали перед нами в музык Чайковского, на картине Шишкина, в стихотворении Есенина? Слайд

На картине зима сказочная, в стихотворении безжалостная, морозная. В музыке веселая, праздничная.

— Какой образ зимы вам ближе?

— Изменилось ли ваше представление о зиме?

7. Домашнее задание.

Какое домашнее задание вы хотели бы получить по той теме?

— выучить стихотворение, выразительно прочитать, придумать частушки о зиме.

8. Творческая мастерская.

А сейчас мы превратим наш класс в творческую мастерскую. Вы все превратитесь в художников.

Посмотрите на фото зимы.

Я включу тихую зимнюю музыку, а вы попробуете нарисовать свое видение зимы. А ребята, которые приготовили стихи о зиме, прочтут их нам.






See also:
Яндекс.Метрика