Урок литературного чтения по теме ННосов Живая шляпа


Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Н.Носов «Живая шляпа».

Цель: познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Носова «Живая шляпа».

Задачи:

-подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией;

-формировать умение выдвигать гипотезы, предположения, сравнивать, аргументировать свою позицию;

-развивать критическое мышление, память, воображение, речь;

-воспитывать смелость.

Тип урока: изучение нового материала.

Стратегии: кластер; чтение с остановками; мой эпиграф; верите ли вы в то, что ….

Оборудование: шляпа для учителя, шляпки для ребят, мелодичная музыка, магнитофон, презентация, заготовки с названиями произведений Н. Н. Носова, игрушка кота, выставка книг

Н. Носова.

Ход урока.

(В начале урока проводится физ.зарядка).

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки нужно встать.

Организационный момент

Сядьте ровно,

Ножки вместе,

Ручки полочкой на стол.

Начинаем разговор!

Вызов

Слайд 1

(учитель читает стихотворение, набросив шляпку себе на голову)

Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

— Что такое шляпа?

— Какие бывают шляпы?(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, мужские, женские, цветные и т. д.)

3. Стратегия «верите ли вы в то, что..»

— Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? 4. Корректирующая проба. — Возьмите листочки, которые лежат у вас на столе. Зачеркните букву «у», составьте из оставшихся букв фамилию, имя, отчество и название произведения, которое мы сегодня будем изучать.

НуиукуоулуауйуНиукууоулуауеувуиучуНуосуов

« Жуиувуауяуушуулуяупуау»)

Слайд 2

— Сегодня мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова «Живая шляпа».

— Что вам известно об авторе произведения?

Дети: Николай Носов родился в 1908 году в семье актера. После школы учился в институте кинематографии. Поставил несколько мультфильмов. О том, чтобы быть писателем не думал. Он стал сочинять для своего маленького сына.

Слайд 3

Учитель: -Посмотрите на портрет писателя. Как вам кажется, каким он был писателем?

Дети делают психологические выводы.

Носов был замкнутым, необщительным, удивительно деликатным и не уверенным в себе человеком. Он от природы был разнообразно талантлив. О себе говорил: « В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, занялся химией, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, стал детским писателем.

— Какие произведения вы читали дома?

Слайд 4

5. Обсуждение прочитанных произведений.

( Как называют ребят, которые выдумывают всякие забавные истории?) «Фантазеры»

Какую черту человеческого характера высмеивает Носов в рассказе «Живая шляпа»?(трусость)

Из какого рассказа можно узнать, как не надо вести себя в кино? «Замазка»

Назовите коротышек из цветочного города.

(Незнайка, Знайка, Гунька, Цветик, Пилюлькин, Пончик, Торопыжка, Стекляшкин, Кнопочка, Авоська, Винтик, Шпунтик и тд.)

Как был одет Незнайка? (яркая голубая шляпа, желтые штаны, оранжевая рубашка, зеленый галстук)

Из какого рассказа этот диалог:

«- А я раньше летать умел.

— А ну, полети!

— Сейчас не могу: разучился.»

(«Фантазеры»)

Из какого рассказа можно узнать о том, как не нужно варить кашу? «Мишкина каша»

О каких героях Н. Носова такие слова: «Они были похожи друг на друга, только один был чуточку повыше, другой чуточку пониже. Оба ходили в кожаных куртках. Из карманов их курток вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты.»

(Винтик и Шпунтик)

6. Выставка рисунков.

(Дети выходят к доске со своими рисунками и рассказывают, какой эпизод изобразили и почему.)

— Какие еще произведения Носова читали?

Слайд 5

Стратегия «Кластер»

«Приключения Незнайки»

«Мишкина каша»

«Затейники»

Н. Носов

«Фантазеры»

«Заплатка»

«Огородники»

«Телефон»

«Огурцы»

7. Древо предсказаний.

— Можете ли вы по названию рассказа определить, о чем пойдет речь? Кто герои? Чем закончится рассказ? (запись предложенных ответов на доске)

Подготовительные упражнения к чтению.

Физ. минутка на расслабление мышц шейного отдела позвоночника, тренировка глаз перед чтением.

9.Упражнение на развитие речевого аппарата.

Слайд 6

Чтение скороговорок. « Литературное чтение» ч.2, страница 66.

Тренировка навыка чтения целыми словами.

На доске: плюх-ну-лось со-скольз-ну-ла по-смо-три

Под-прыг-ну-ла рас-кра-ши-ва-ли при-от-кры-ли

Дети читают по указке учителя сначала по слогам, затем целыми словами.

Осмысление.

Стратегия «Чтение с остановками»

— Читать текст будем по частям, с остановками.

Чтение 1-ой части (до слов «увидели возле комода шляпу»)

— Что произойдет дальше?

Чтение 2-ой части (до слов «Вовка за ним»)

— Как далее будут развиваться события?

Что шляпа будет делать в дальнейшем?

Смогут ли ребята преодолеть свой страх?

Чтение 3-ей части (до слов «ну, пойди, посмотри»0

— Как далее будут развиваться события?

Возвратятся ли ребята в комнату?

Как будут защищаться, если шляпа набросится на них?

Чтение 4-ой части (до слов «шляпа как подскочит кверху»)

Физ. Минутка.

К шляпе дружно подойдем,

Ее взглядом обведем!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

— Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы?

5-я часть (рассказывает учитель, вынимая котенка из-под шляпы)

Рефлексия

— Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора?

— Есть и небольшие расхождения.

— Но все мы люди разные, мыслить одинаково не можем.

— Понравился ли вам рассказ?

— Почему?

— Как бы вы поступили на месте мальчиков?

— Как менялось настроение мальчиков? (страх перерос в смех)

— Помогает ли смех в сохранении здоровья?

Учитель: смех – полезен, смейтесь на здоровье. Но смех – дело серьезное. Плохо смеяться над ошибками и неудачами товарищей. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, уметь самому посмеяться над собой. В этом помогают нам рассказы Носова.

— Как вы думаете, какие чувства испытал котенок?

— Почему вы не испугались?

— Приходилось ли вам испытывать страх? Когда?

— Случались ли с вами такие необычные истории, когда было страшно, а затем смешно?

— Как можно побороть свой страх?

Стратегия «Мой эпиграф»

Слайд 7

— На доске пословицы:

Волков бояться – в лес не ходить.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

У страха глаза велики.

— Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

— Представьте, что наша шляпа стала волшебной, и, надев ее, вы можете загадать самое заветное желание.

У вас на партах лежат картинки шляпок. Загадайте свое заветное желание и запишите под шляпкой.

(пауза, звучит музыка)

— Поделитесь, если хотите, своими мыслями. (Выступления детей по желанию).

Мечта учителя:

— Ну и если вы мне позволите, то я вам зачитаю своё желание.

— Мне очень хотелось бы, чтобы наш класс был дружным, смелым, веселым, бесстрашным.

11. Домашнее задание.

И, как пожелание, прочитайте дома еще раз это произведение, подготовьте пересказ. Урок окончен.Спасибо за урок.






See also:
Яндекс.Метрика