Урок литературного чтения по теме Каждому- своё место в природе По рассказу ДНМамина-Си


Урок литературного чтения

3 класс.

Тема: У каждого — своё место в природе.

Цель: Освоение приёмов продуктивного чтения: составление тестовых вопросов;

пересказ от имени героя.

Задачи: Учиться вычитывать в тексте информацию, заданную в явном и неявном виде.

Ход урока:

Работа с текстом до чтения.

Учитель: Предлагаю вам поразмышлять над рассказом Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Услышав имя автора, смогли бы вы предположить, о чём в рассказе пойдёт речь?

Ученики: (примерно) В своих сказках и рассказах он подробно описывает случаи из жизни животных

или людей с животными.

Учитель: Откройте учебники на стр. 77, прочитайте название рассказа( « Медведко» ) и рассмотрите

иллюстрацию художника. Выскажите теперь свои предположения.

Ученики: Видимо, речь пойдёт о маленьком медвежонке, который попал к людям.

Работа с текстом во время чтения.

1 часть читает учитель. Даются необходимые комментарии.

2 часть читают дети (вслух). В ходе чтения учащиеся задают возникающие вопросы. Обращается внимание на то, что в первом абзаце 3 раза повторяется слово забавно и задаётся вопрос: Как автор назвал медвежонка, когда тот разбудил его второй раз? (упрямый зверь)

После прочтения второй части обсуждаются вопросы детей: Удастся ли рассказчику уснуть?

Приживётся медведь в доме? (Выслушиваются версии детей)

Часть 3. Читают дети, последний абзац — учитель.

Учитель: Как теперь называют медвежонка?

Ученики: Разбойник, поганый зверь.

После чтения: Как поступит рассказчик?

Часть4. ( учитель читает) Чтение с комментированием.

Вопросы учителя: 1)Кто главный герой рассказа?

2)В какой момент вы догадались, что зверь не приживётся в доме?

3)Подтвердились ли ваши предположения, высказанные в начале рассказа.

3. Работа после чтения.

Учитель: 1) Найдите в тексте слова, которыми автор называет Медведко. (Дети называют слова,

учитель выставляет их на доске).

Вопрос учителя: Что заметили?

Дети отмечают, как изменяется отношение рассказчика к Медведко.

Задание: Просмотрите ещё раз текст и попробуйте составить 1-2 вопроса, которые можно поместить в

тест (с тремя вариантами ответа). (Работа в группах).

Когда готовы 3-4 вопроса, их демонстрируем на экран. Вопросы и ответы корректируются учителем

и учениками вместе. Среди вопросов должен быть следующий : « Почему Медвежонок вёл себя так беспокойно?» В совместной беседе приходим к выводу ( он записан на обратной стороне доски):

У каждого — своё место в природе.

Учитель: Какой совет вы могли бы дать всем «хозяевам» Медведко?

Вспоминаем цитату Антуана де Сент — Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили».

4. Рефлексия.

Начинается со слов: Мне понравилось…

Сначала не понял…..

Трудно было придумать… и т. д.

5. Итог подводит учитель.

6.Д/З: Подготовить пересказ от третьего лица: кучера, кухарки, Медведко.

Примечание: Вопросы к тесту, составленные детьми: — Каков возраст медвежонка? ( 8 недель, 1

неделя, 3 недели)

-Где жил барин? (В Москве, на Урале, в Санкт-Петербурге)

-Почему кухарка назвала «Медведко» поганым зверем? ( Он был весь грязный, она была грубиянкой,

он безобразничал).

-Почему первые хозяева отдали медвежонка? ( хотели сделать подарок, нечем было кормить,

рады были избавиться).

-О чём хотел сказать автор? (Медведь- самое лучшее домашнее животное, « Мы в ответе за тех, кого

приручили», медведь очень опасен).






See also:
Яндекс.Метрика