Урок литературного чтения по системе Занкова Такие похожие разные судьбы


План урока литературного чтения в 4 классе по системе Занкова

Класс 4

Тема: «Такие похожие разные судьбы»

Дидактическая модель: исследовательская

Педагогические средства: проблемные задания

Вид деятельности: коллективная, групповая

Стратегическая цель: на материале классических рассказов («Петька на даче» Л. Андреева, «Ванька» А. Чехова), посвященных жизни ровесников четвероклассника, дать почувствовать, насколько отличается его жизнь от жизни Петьки или Ваньки. Дать возможность для сравнительного анализа жизни современного десятилетнего человека с жизнью ровесника, жившего сто лет назад.

Цели: сравнить условия жизни Петьки из рассказа Л. Андреева и Ваньки; их характеры, способности и судьбы; отметить, что в судьбе Ваньки тоже два мира; поразмышлять над картинами В. Маковского «Две матери», Н.П. Богданова-Бельского «Дети».

Оборудование: презентация к уроку, карточки к заданиям, учебник Н. Чуракова «Литературное чтение» 1 часть, репродукции картин В. Маковского «Две матери», Н. Богданова-Бельского «Дети».

Ход урока

Организационный момент

Городские дети.

Городские дети, чахлые цветы,

Я люблю вас сладким домыслом мечты.

Если б этот лобик распрямил виски!

Если б в этих глазках не было тоски!

Если б эти тельца не были худы,

Сколько б в них кипело радостной вражды!

Если б эти ноги не были кривы!

Если б этим детям под ноги травы!

Городские дети, чахлые цветы!

Всё же в вас таится семя красоты.

В грохоте железа, в грохоте камней

Вы – одна надежда, вы всего ясней!

С. Городецкий

— Каких героев, изученных нами произведений, можно назвать «городские дети, чахлые цветы»?

Постановка цели урока.

-Прочитайте тему нашего урока. (Такие похожие разные судьбы)

-Подумайте, о чьих судьбах мы будем сегодня говорить? Постарайтесь сформулировать цели нашего урока.

Сравнение ответов учащихся с целями на презентации.

Работа по ленте времени с.71

— Рассмотрите ленту времени. В какой исторический период происходит действие рассказов Чехова и Андреева? (Конец 19 века)

В этот период было отменено крепостное право. (Выступление о крепостном праве)

Крепостное право

Во времена крепостного права помещик был полновластным хозяином своих крестьян. Закон разрешал помещикам наказывать, менять, продавать крестьян, а крестьяне не имели права уходить от своих помещиков.

В изнурительной работе от зари до зари работали они на помещичьем поле – отбывали барщину. И только ночи да воскресения оставались крестьянам для работы на своем небольшом участке земли, который и кормил их.

Все в хозяйстве помещика делалось руками крепостных, которым не надо было платить за работу. За малейшую провинность он мог жестоко расправиться с ними. Непосильно тяжелый труд крестьян давал возможность помещикам вести привольную обеспеченную жизнь. Помещик со своей семьей жил в просторном барском доме. А за воротами усадьбы стояли ветхие, покосившиеся избы крестьян.

— Как вы думаете, изменилась ли жизнь крестьян после отмены крепостного права?

Введение в тему

Работа со шмутцтитулом третьей главы

— Теперь вы можете назвать мальчиков, которые изображены на шмутцтитуле. Кто это?

— Но они не похожи на чахлые цветы. Как вы объясните это противоречие? (о двух мирах)

— Опишите деревенский пейзаж, который подчеркивает состояние счастья Ваньки. (Словесное описание морозной ночи в деревне)

— Вспомните и расскажите, как Петька «вступил в полное соглашение с природой». (Ходил босиком, ловил рыбу в пруду, купался, ощушал себя свободным.)

Работа по теме урока.

Самостоятельная работа в группах. Необходимо заполнить сравнительную таблицу «Жизнь в городе Ваньки и Петьки», опираясь на составленный план-рассказ о Ваньке по трем вопросам:

— Опишите героев. Какие они?

— Как мальчиков «учили» ремеслу?

— Куда хотят вырваться мальчики? Где они чувствуют себя по-настоящему счастливыми?

Жизнь в городе Ваньки и Петьки

Петька

Ванька

Опишите героев. Какие они?

Самый маленький из всех служащих в заведении, ему 10 лет, не курил, не пил водку, не ругался, не знал, скучно ему или весело; очень худой, веснушчатый, на голове струпья, всегда сонные глаза, рот полуоткрыт, мелкие морщины делали его похожим на состарившегося карлика

9 лет, умеет читать и писать, танцует кадриль, считает до 100.

Как мальчиков «учили» ремеслу?

Выполнял однообразную подсобную работу, никак не связанную с парикмахерским ремеслом.

Качал ребенка хозяев, помогал на кухне, посыльный в кабак за водкой, учили его красть огурцы.

Куда хотят вырваться мальчики где они чувствуют себя по-настоящему счастливыми?

Дача – это место на земле, где красиво и просторно, где вольно дышится, где можно играть и резвиться со своими сверстниками.

Деревня – место, где он жил. В памяти остались только хорошие воспоминания.

2) — Можно ли сказать, что Ванька более развит, чем Петька?

— А какие у мальчиков одинаковые проблемы? (Общие проблемы у мальчиков – бесправие и скука. И того, и другого, по сути, не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих. И того, и другого неоправданно обижают. И тот, и другой мечтают вырваться из этой страшной атмосферы хамства и рабства.)

— Что является для Ваньки его «дачей»?

— Покажите, обращаясь к тексту, какими качествами обладают мальчики. (На доске: наблюдательный, активный, впечатлительный, находчивый, сообразительный, эмоциональный, способный оценить красоту мира, развитое воображение).

V. Работа с репродукциями. «Самарский художественный музей»

Тяжелую детскую судьбу отражали не только писатели, но и художники. Они с большим мастерством, правдиво, выразительно рассказывают нам об этом красками в своих полотнах. Прежде чем мы начнем работать над картинами, прочитаем в учебнике пояснения к картинам с. 78

— рассмотрите картину В. Маковского «Две матери». Что вы можете сказать о той семье, которая воспитывает мальчика? Как к нему относятся приемные родители?

— зачем пришла родная мать ребенка? Как она себя держит?

— как может закончиться эта история?

2. – Рассмотрите картину «Дети». В какое время суток происхо-

дят изображенные события?

— Зачем пришли деревенские мальчики в господский дом?

— Что говорит о том, что это крестьянские дети?

— Что они делают на веранде? (Мальчики с надеждой ждут, когда с ними расплатятся. В лицах мальчиков – напряженное внимание и ожидание. Дети боятся, вдруг их прогонят не заплатив.)

— Какое настроение в целом излучает картина? (Картина создает какое-то неопределенное настроение. С одной стороны, мы погружаемся в атмосферу яркого летнего утра, с другой – победе этого настроения «мешают» сами дети: их озабоченный вид, настороженный взгляд.)

— Каким художественным приемом пользуется автор, чтобы создать такое сложное впечатление? (прием контраста)

VI. Итог урока

Все эти дети – ваши ровесники. Сравните жизнь этих детей со своей собственной. Найдите сходства и различия.

— что вы узнали о жизни ваших сверстников в то далекое время?

— похожа ли ваша жизнь на жизнь этих детей?

VII. Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению А, П. Гайдар «Тимур и его команда»

Жизнь в городе Ваньки и Петьки

Петька

Ванька

Опишите героев. Какие они?

Как мальчиков «учили» ремеслу?

Куда хотят вырваться мальчики? Где они чувствуют себя по-настоящему счастливыми?






See also:
Яндекс.Метрика