Урок литературного чтения по произведению М Пришвина Деревья в лесу


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49 Г. БЕЛГОРОДА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Школьный конкурс методических разработок уроков

М. Пришвин «Деревья в лесу»

(2 класс, «Начальная школа XXI века»)

Выполнили:

Четверикова Ирина Витальевна,

учитель начальных классов,

Демченко Ирина Григорьевна,

учитель начальных классов

Белгород

2013

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Четверикова Ирина Витальевна,

Демченко Ирина Григорьевна

Класс: 2

Дата:

Предмет: литературное чтение

Тема урока: М. Пришвин «Деревья в лесу»

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме (урок изучения нового материала).

Деятельностная цель: осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера; ориентирование в нравственном содержании прочитанного; участие в обсуждении произведения.

Содержательная цель: овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения; расширение представлений о произведениях М.Пришвина для детей.

Цели урока:

образовательные: познакомить учащихся с произведением М.Пришвина «Деревья в лесу»; формировать умение работать с текстом, выделять заголовок произведения; обогащать словарь детей словами по теме чтения; наблюдать за выразительными средствами языка;

развивающие: способствовать развитию связной речи, осознанного, правильного и выразительного чтения, умения анализировать прочитанный текст; создать условия для развития элементов творческой деятельности как качеств мышления и развития эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

воспитательные: развивать умение видеть суть окружающих предметов,   воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к родному краю.

Личностные УУД: развивать эмоциональную отзывчивость на жизненные события, выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; понимать цель и смысл выполняемых заданий; выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; осуществлять первоначальный контроль своих действий.

познавательные УУД: читать текст, понимать фактическое его содержание, находить в тексте ответ на заданный вопрос, формулировать несложные выводы.

коммуникативные УУД: проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

Оборудование: проектор, презентация к уроку, экологическое панно «Сказки зимнего леса», слова для меток, опорные слова, кружки разного цвета.

Этап урока

Время, мин

Задачи

Методы, приемы работы

Используемые технологии

Средства обучения

Форма организации учебной деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организация начала урока

1 мин.

Подготовка уч-ся к работе на уроке:

— обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии;

— психологически подготовить уч-ся к общению

Беседа

Здоровьесберегающие

Фронтальная работа

— Доброе утро, ребята! Мне очень приятно снова с вами встретиться. Давайте пожелаем друг другу доброго дня, улыбнемся и начнем наш урок.

— С какой целью мы приходим на урок литературного чтения (учиться бегло и выразительно читать, пересказывать, составлять рассказы, выразительно читать стихотворения)

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Ставят перед собой цель

II. Динамическая разминка (чтение с убыстрением темпа)

2 мин

Обеспечить установление обучающимися внутрипредметных и межпредметных знаний

Беседа, обобщение

Технология критического мышления, продуктивного чтения

Запись текста на доске

Чтение по слогам, словами, предложениями с убыстрением

С какой целью мы занимаемся динамической разминкой?

«Многие любуются природой. Но не многие её принимают к сердцу. Даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается почувствовать в ней свою собственную душу».

Слушают учителя. Отвечают на вопросы, читают текст

2 мин

Определить автора текста

Анализ, сравнение, рассуждение

Игровая технология.

Технология критического мышления

Карточки для работы в парах (Приложение 1)

Работа в парах: «Найди лишнее», ответ на вопрос

— Кто автор этих строк?

— Ответить правильно на вопрос вы сможете, выполнив задание. (Пришвин)

-Что по-вашему значит: «…не многие принимают её к сердцу»?

Работают в парах.

III. Работа с произведениями и книгами по теме

2 мин

1.Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний

2.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий

Беседа, обощение, обобщение, анализ

Технология опорных сигналов, здоровьесберегающие технологии

Книги по тематике

Выставка книг по тематике

Ребята, с какой большой темой мы сегодня работаем? (Снежок порхает, кружится….)

Какие произведения о зимней природе вы уже читали?

(К. Ушинский «Мороз не страшен», И. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С, Иванов «Каким бывает снег»)

-Что объединяет эти произведения?

(они все написаны о природе)

Слушают учителя. Отвечают на вопросы

IV. Проверка домашнего задания

3 мин

1. Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з

2. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить причины их возникновения

3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

Беседа, обобщение, рассуждение

Технология опорных сигналов, критического мышления

Таблички на стенах с моделям произведений

Фронтальная работа.

Выразительное чтение.

— Для чего мы выполняли домашнее задание?

— Дома вы читали произведение о зиме. Как оно называется? (Дети Деда Мороза)

— Кто его написал?

— Вокруг вы видите модели к разным произведениям. Вам необходимо подобрать модель, которая соответствует произведению, прочитанного вами дома.

(Приложение 2)

— Какая модель подходит? Почему?

Выразительное чтение сказки по ролям.

— Сумели ли ребята передать содержание рассказа? (Показали выразительное чтение, артистичность)

Слушают учителя. Отвечают на вопросы, рассуждают, выразительно читают

V. Сообщение задач урока. Подготовка к чтению рассказа и первичная ориентация в нем

3 мин

Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

Беседа, обобщение, рассуждение

Технология

критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие технологии

Компьютер, презентация

Фронтальная работа, индивидуальная работа

— Сегодня у вас новая встреча с писателем и его произведением. (Приложение 3, слайды 1-4)

-С каким произведением этого писателя мы

познакомились в этом году («Недосмотренные грибы »)

-Догадайтесь, какое название у произведения, которое мы будем сегодня читать. Посмотрите на буквы разного цвета и попробуйте составить слова.

— Прочитайте название произведения. (М. Пришвин «Деревья в лесу»)

-Сформулируйте задачи, которые мы можем поставить перед собой на уроке.

— Как вы думаете, о чем это рассказ?

-Видели ли вы зимний лес? Красив ли он? Что вы там заметили интересного?

— Писатель М. Пришвин по-своему увидел зимний лес, и его тоже поразила эта картина!

Смена поз

Выступления учащихся, отвечают на вопросы, рассуждают

VI. Первичное чтение рассказа М. Пришвина «Деревья в лесу»

5

1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное восприятие уч-ся изучаемого материала

2. Содействовать усвоению уч-ся способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению)

3. Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала

Беседа, слушание, обобщение, рассуждение

Технология

критического мышления, технология анализа художественного текста

Учебник, тексты

Чтение хорошо читающими детьми

— С какой целью мы будем знакомиться с новым произведением? (Узнать новое, интересное)

— Послушайте, ребята, рассказ М. Пришвина «Деревья в лесу» и постарайтесь ответить на вопрос « Что же поразило писателя в зимнем лесу? На что он обратил внимание?»

Слушают, отвечают на вопросы, читают

VII. Эмоционально — оценочная беседа

2

Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества

Беседа,

рассуждение, анализ

Технология

критического мышления

Учебники

Фронтальная работа

— Так что же поразило автора в лесу?

— На что он обратил внимание?

— Понравилось ли вам это произведение?

Рассуждают, отвечают на вопросы

VIII. Повторное чтение произведения, работа над содержанием, языком рассказа

4

Установить правильность и осознанность изучаемого материала

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся

3. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Беседа, чтение,

рассуждение, анализ, наблюдение, ассоциации, сравнение

Технология ритического мышления, технология анализа художественного текста

Опорные матки на стенах, учебники

Фронтальная работа, словарная работа, работа в парах

— Сейчас мы вместе будем читать рассказ о зимнем лесе.

В процессе чтения будем наблюдательными. Итак, представьте: мы входим в зимний лес. Читаем первые два предложения. (Чтение по вызову)

— Что мы заметили в лесу?

( Немного летит снег. Тихо и совсем тепло.)

— Как вы понимаете значение слова «пороша»? (метка на стене)

— Идем дальше. Читаем абзац до конца.

— Среди каких же деревьев мы оказались вместе с писателем?

— Ребята, ели какие?

— Посмотрите, как описывает их автор.

(Они « повесили громадные, тяжелые лапы».)

— Посмотрите в тексте, как они стоят?

(Они совсем прямые. Вот стоят они огромные, прямые, темно-зеленые, а лапы повисли вниз от тяжести снега.)

— Давайте остановимся у березок. Какие они?

(Березы совсем согнулись. Макушки внизу. Получились кружевные арки.)

— Что такое арка? (метка на стене)

(Дуговое покрытие проема в стене или пространства между двумя столбами, колоннами)

— Посмотрите, вот арка.

-Ребята, как вы думаете, почему писатель, говоря о березах под шапками снега, сравнивает их с кружевными арками? (сравнение метка на стене)

— Прочитайте, что пишет автор о березах и елях и обратите внимание на то, что они ведут себя по-разному.

( Ель, как царица, стоит такая гордая, а береза вся согнулась и как будто плачет)

— Очень хорошо. Молодцы!

— Вот такими разными и красивыми увидел их писатель, и мы вместе с ним среди снежной тишины.

— А теперь продолжение рассказа я вам прочитаю.

(Приложение 4)

— А для чего я это буду делать?

Словарная работа (мутовка-группа листьев, ветвей, расположенная на стебле на одной высоте)

— Что мы сразу не заметили? Ведь ели и березы отвлекли нас. (Разные фигуры из снега.)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика