Урок литературного чтения по басне ИАКрылова Ворона и Лисица


 Урок: литературное чтение

 Тема урока: И.А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Цели урока:

-ознакомить  учащихся с басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

-формировать умение выражать свое отношение к прочитанному; определять мораль басни;

— учить давать героям басни правильную оценку;

-отрабатывать навыки выразительного чтения;

-воспитывать искренность, честность, скромность.

Оборудование: Презентация «Басни Крылова», выставка книг, ТСО.

Ход урока:

Орг.момент.

Проверка д/з.

1. Выразительное чтение и сопоставление басен Крылова и Эзопа?

2. Слово об авторе И. А.Крылова (рассказывает подготовленный ученик)

Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. За свою жизнь Крылов написал около 200 басен. Родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и маленький Ваня не смог получить хорошего образования. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец, поэтому мальчику пришлось поступить на работу. Басни Крылов стал писать, когда ему было уже 37 лет.  Басни его не стареют. Они переведены больше, чем на 50 языков.                                                                                     

III. Сообщение темы урока.             

Работа по теме урока:

Чтение учителем.

-Отмечаем непонятные слова и выражения.

2. Словарная работа.     

 Лесть – угодливое восхваление

*Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо, на верху чего-либо.

*Пленить- покорить чем – ибо, очаровать

Ангельский (голосок) – отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью.

*Вещуньина (голова)- от слова вещунья – предсказательница

*Царь птица – лучшая из всех птиц

*Бог послал — так раньше говорили о чем – либо, случайно добытом или полученном.

*Все не впрок – не на пользу

3. Работа с текстом

— Кто главные герои басни?

(Ворона и Лисица – главные герои басни.)

Что толкнуло Лисицу на разговор с Вороной?  (сыр)

-Проследите по тексту, какие глаголы использует Крылов для описания действий вороны?

(На доске иллюстрация и подписи)

Взгромоздилась

Собралась

Призадумалась

Держала

Вскружилась

Каркнула

-Какой показывает автор Ворону? ( неуклюжая, глупая, задумчивая, растяпа, доверчивая)      

— Действия, совершаемые Лисицей?

-Какая лисица? ( хитрая, умная, льстивая)    

Как называет её Крылов? (плутовка)

ФИЗМИНУТКА:

Лишь успев на ель присесть,

Свой сырок желая съесть,

Распахнула клюв растяпа,

Поддалась она на лесть.

Утащила сыр лиса

Да во тёмные леса.

4. Давайте посмотрим, как сумели понять характер героев наши артисты.

/ инсценировка басни/.

Удалось ли актёрам показать характер Вороны и Лисицы?

Какой момент вам наиболее понравился?

5. Чтение детьми.

-Продолжим разговор о героях басни. Посмотрим, как автор описывает их действия.

Подберите словосочетания, подходящими по смыслу, опираясь на текст.  (слова на доске). – О ком эти слова? Кто это?

 Хитрит, лукавит, заискивает- вертит хвостом.

Смотрит пристально, не отрываясь – глаз не сводит

Каркнула очень громко — во все горло

Подходит тихо, осторожно — на цыпочках подходит

Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова

Исчезла, скрылась  — была такова

Трудно дышать – дыхание сперло

6. Подготовка к выразительному чтению.       — Обратите внимание на интонацию Лисицы, её поведение, обращение к Вороне?

-Для чего же Лисица так расхваливала Ворону?

-Как ведёт себя Ворона?

Просмотр мультфильма.

7. Определение морали басни.

 — В каких словах заключается мораль басни?

Как вы понимаете смысл этих строк? А что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

-Какие пороки людей осуждаются?

  — Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды. Кого из персонажей басни они вам напомнят?

V. Рефлексия

— Понравилась ли вам басня?

-Кому понравилось знакомиться с её героями?

-Кому было неинтересно, скучно?

VI . Обобщение.

Можно ли басню Крылова «Ворона и Лисица» считать современной, хотя она написана очень давно?

Почему?

VII. Домашнее задание.

Выразительное чтение басни. – 2 группа (слабые)

Выразительное чтение басни Эзопа «Ворон и Лисица». Сопоставление с басней Крылова. — 1 группа.

Иллюстрирование басни.

Литература

Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. (Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова -3 изд., дораб. —  М.: Вентана –Граф, 2010 год. (Начальная школа 21 века)

Литературное чтение в 3 классе: Методическое пособие.- 3-е изд. доп.-  М.: Вентана –Граф, 2007 год.

Ворон и Лисица

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».

Басня уместна против человека неразумного.






See also:
Яндекс.Метрика