Урок литературного чтения Петька на даче


Тема: «Л.Н. Андрееев. Петька на даче»

Цели:

познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Петька на даче»;

познакомить учащихся с жизнью и творчеством Леонида Андреева;

проанализировать рассказ;

формировать умения: работа с текстом, выделение главного и существенного;

продолжить работу по развитию речи, логического мышления, памяти, внимания, воображения; формировать качества нравственной личности;

воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: Учебник: Литературное чтение Н.А. Чураковой. 4 класс; мультимедиа проектор; компьютер, презентация к уроку.

Лексическая работа

Уточнение понимания слов из рассказа: аляповатый, приказчик, потешный, подмастерье, окорначенный, оторопелый, апатичный.

Организационный момент

Сегодня мы будем работать с новым произведением. Мы попытаемся заглянуть в лица наших сверстников, живших задолго до нас.

Было это давным –давно в старом Петербурге. Жил на свете маленький мальчик с большим сердцем, жил со своими радостями и печалями.

Подготовка к восприятию произведения:

Сегодня мы начинаем знакомство с 3 главой нашего учебника. Откройте учебник на странице 55. Прочитайте название этой главы. Крутить барабан времени – значит пытаться проникнуть в прошлое или будущее. Об этом нам повествуют изображения на странице. Как это можно сделать?

Значит в этой главе мы найдем произведения, которые перенесут нас во времени. Увидим, как жили ваши сверстники в те далекие времена.

Итак, с какого же произведения мы начнем наше путешествие?

Знакомство с биографией.

Леонид Николаевич Андреев родился 9 августа в Орле в 1871 году на 2-й Пушкарной улице. Отец его, Николай Иванович, сын по крови предводителя дворянства и крепостной девушки; мать, Анастасия Николаевна — из семьи разорившегося польского помещика. Они тогда только-только выбрались из нищеты: землемер Николай Андреев получил место в банке, приобрел дом и начал обзаводиться хозяйством. Николай Иванович был заметной фигурой: люди уважали его за необыкновенную физическую силу и чувство справедливости, не изменявшее ему даже в регулярных драках. Леонид Андреев потом объяснял твердость своего характера наследственностью со стороны отца, тогда как свои творческие способности целиком относил к материнской линии. Анастасия Николаевна, урожденная Пацковская, хотя и происходила, как полагают, из обрусевшего и обедневшего польского дворянского рода, была женщиной простой и малообразованной. Основным же достоинством ее была беззаветная любовь к детям, и особенно к первенцу Ленуше; и еще у нее была страсть к выдумкам: в рассказах ее отделить быль от небылицы не мог никто. Детство Леонид помнит «ясным, беззаботным». В шесть лет научился читать «и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку».

Учился в Орловской классической гимназии (1882-91) и, по собственному указанию в небольшой автобиографии «учился скверно, в седьмом классе целый год носил звание последнего ученика и за поведение имел не свыше четырех, а иногда три». Уже в гимназии Андреев открыл в себе дар слова: списывая задачки у друзей, он взамен писал за них сочинения. Но в гимназические годы Андреев о писательстве не помышлял и всерьез занимался только… рисованием. Однако в Орле никаких возможностей учиться живописи не было, поэтому все закончилось только рисованием для себя. Читал очень много. Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. К этому времени материальные условия семьи чрезвычайно ухудшились. Отец умер, и пришлось сильно нуждаться, даже голодать. На эту тему написан первый рассказ – «о голодном студенте». В редакции смеялись над его рукописями. Рассказ «Баргамот и Гарасько», с которым вы познакомитесь в старших классах, первый рассказ, который принес ему известность. Каждое его произведение наполнено сочувствием и любовью ко всему живому.

Работа по новой теме. Первичное чтение произведения

На вопрос, почему автор назвал данное произведение именно так, мы оветим в конце урока.

Чтение по цепочке (с. 56-59)

Лексическая работа

Уточнение понимания слов из рассказа: аляповатый, приказчик, потешный, подмастерье, окорначенный, оторопелый, апатичный.

Проверка восприятия первой части произведения.

Выборочное чтение

Кто главный герой этого произведения?

— Когда мы узнаем, как звали героя? Зачитайте. Случайно ли автор использует глагол назывался по отношению к Петьке? Кого обычно называют?

Что он делает в парикмахерской?

Каким предстает перед нами мир парикмахерской?

Вызывает ли Петька у вас жалость?

Почему, разве та работка, которую он выполняет, является очень тяжелой?

Дни однообразны, выполняет одну и ту же работу, которая не связана с освоением парикмахерского искусства

Кто работает и живет в парикмахерской вместе с П? Найдите и прочитайте в тексте рассказ о Николке.

Кто вызывает у вас большее сочувствие: П или Н?

А как автор относится к П?

Найдите по тексту, как представлен город в рассказе?

Деревья бульвара, серые от пыли, неподвижно млели под горячим, безжалостным солнцем и давали такую же серую, неохлаждающую тень. Квартал заполнен домами дешевого разврата, которые придают местности «особый характер чего-то грязного, беспорядочного и тревожного». Словом, все описано в мрачных, серых тонах)

Какое слово часто повторяется в описаниях? Какое лексическое значение имеет это слово в тексте? В толковом словаре дается такое объяснение этого слова: Покрытый грязью. Запачканный грязью. Серовато-мутный (о цвете). Предназначенный для нечистот, отбросов. Вызывающий моральное отвращение, непристойный, гнусный.

Как вы думаете, в каком из озвученных значений употребляется это слово в тексте?

На что он смутно надеется? Петька постоянно хотел попасть «в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно»

— Как движется время Петькиной жизни в парикмахерской? Почему? Найдите и зачитайте этот отрывок.

— Зачитаем этот отрывок дальше?

— Почему появляются зеркала? В чем символичный подтекст зеркал? Каким предстает мир вокруг Петьки?

— Почему при описании Петьки в парикмахерской возникает мотив сна?

Мальчик не живет, а существует, и жизнь он воспринимает как неприятный сон

Найдите дальше по тексту и зачитайте дополнения к портретной характеристики Петьки. Что странного в портрете?

— Почему он выглядит как старик?

— Кто такие карлики в сказках?

— Что его заколдовало?

— Как зовут мать Петьки? Почему?

— Как реагирует Петька на посещение матери и ее уход? Зачитайте.

Физкультминутка

Продолжение чтения

Как вы думаете, бывал ли Петька за городом? Например на даче Что бы вы могли рассказать ему о своих дачных впечатлениях?

А сейчас продолжим чтение р-за и узнаем, какое впечатление произвела дача на П. Со страницы 59 до конца р-за.

Углубленный анализ теста (2 и 3 части рассказа)

Итак, П побывал на даче. Совпали ли ваши личные впечатления с Петькиными?

— В один прекрасный момент мать Петьки приходит в парикмахерскую, чтобы забрать его на дачу.

— Какими словами начинается повествование этой части?

— Что вам напоминает такое начало?

— Почему Андреев выбирает сказочную форму?

— Почему Петька торопить мать?

— Почему он обрадовался, не зная, что такое дача?

В вагоне, на даче на П обрушился новый мир, на даче — мир природы.

— Как начинает двигаться время вне парикмахерской?

— С чем ассоциируется движение?

— Значит, Петька начал жить.

— С чем сравниваются свистки паровоза?

Почему?

— Опишите мир, который Петька увидел из окна? Сравните его миром парикмахерской. Обратите внимание на цвет, пространство.

— Зачитайте отрывок, описывающий портрет Петьки в этом момент.

— Что разгладило морщинки Петьки? Почему исчезает мотив сна, преобладающий в парикмахерской?

— Итак, Петька приехал на дачу.

— Зачем был введен новый герой – Митя?

— Чем он занимается на даче? Чему он научился? Что он делает впервые? Для ребенка это естественно? А для Пети?

— Что приобрел Петька на даче?

— Почему Петька растолстел?

Но эта жизнь неожиданно для Петьки прерывается. Зачитаем диалог.

— Почему Андреев делает акцент, что надо ехать к хозяину. Что отбирается у Петьки в связи с этим словом. Чем он опять становится?

Что стало с П, когда он узнал, что необходимо вернуться в город? Почему он кричит?

— А с чем ассоциируется крик ребенка? Какой человек рождается здесь?

— Сравните поведение Петьки во время дороги на дачу и обратно. Что с ним происходит?

— Как меняется портретная характеристика?

— Почему Петька просит спрятать удочку? Что она значит для него?

— Итак, Петька опять в парикмахерской?

— Но все ли возвращается на круги своя?

— Станет ли Петька таким же, как Николка?

7. Обобщение материала

Если бы вы составили план этого рассказа, на сколько частей вы бы разделили это произведение?

Традиционно произведение начинают с представления героя. Соблюдена ли эта традиция в прочитанном рассказе?

Перед нами рассказ-событие. Т.к. в рассказе внимание автора сосредоточено на изложении событий. Его содержание — отдельный момент жизни мальчика, биография которого подробно не прописана.

Обратите внимание:

Петька в городе. (Примерно две с половиной страницы)

Поездка на дачу. (Четыре с половиной страницы)

После возвращения с дачи. (Одна страница)

Соотношение частей по объёму упрочивает важность центрального эпизода. Рассказ повествует об отчётливо распадающейся на два мира жизни — в городской парикмахерской и на даче.

Почему автор так назвал свой рассказ?

Итог урока

Как же оказался мальчик в городе?

Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. Хотя эти дети жили в ужасных условиях. Одним из таких мальчиков и был Петька, но таких, как он, было очень много, они есть, конечно, и сейчас. Но сегодня родители не отправляют своих детей работать, а просто они сами вынуждены уйти из дома, чтобы хоть как-то прокормить себя. В 83 субъектах Российской Федерации по заказу Минобрнауки РФ был проведен мониторинг положения детей, и в частности детей-сирот, в стране на настоящий момент. По России численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 2,1% от общей численности всех детей в возрасте от 0 до 18 лет. Посмотрите, какая ужасающая цифра перед нами. У таких детей, можно сказать, нет детства. У них трудное детство. А какое оно, трудное детство?

Можем ли мы сказать, что у Петьки трудное детство? (Да) Каждый доказывает эту точку зрения, опираясь на текст.

Домад. прочитать рассказ. Выделить отрывки, по которым можно составить портрет главного героя.

Варианты доп. домашнего задания

Подготовить устный рассказ Николке о даче от лица Петьки.

Письменно ответить на вопрос: “Почему автор назвал Петьку жертвой большого города”?

Нарисовать иллюстрацию к рассказу.






See also:
Яндекс.Метрика