урок литературного чтения обучение грамоте Знакомство с буквой Д


Урок литературного чтения «Знакомство с буквой Д, д».

Цели:

— познакомить с буквой Д, д;

— учить давать характеристику звукам;

— формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами;

— развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.

Планируемый результат:

— повышение активности на уроке;

— научить проводить звуковой анализ слов.

Инновационные технологии:

— личностно-ориентированное обучение;

— объяснительно-иллюстрированное обучение.

Оборудование урока:

презентация в Power Point «Знакомство с буквой Д, д»;

карточки с текстом;

фишки;

конверты с фишками для индивидуальной работы;

картинки-раскраски.

Литература:

«Букварь I ч.» Л.Е.Журова, А.О. Евдокимова. Москва: Вентана-Граф, 2011

Ход урока:

I. Создание атмосферы психологического комфорта.

(Слайд 1).

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

— А девиз у нас такой: «То, что знаешь – не скрывай, на вопросы отвечай!»

— И начнем наш урок с хорошего настроения и улыбки.

II. Введение в тему урока.

(Слайд 2-4).

— Посмотрите в деревне дом, двор, во дворе – девочка Аня и ее брат Даня.

У Ани – удочка, у Дани – дудочка.

В доме резная дверь.

Аня называет ее: верь.

Брата Даню зовет: Аня.

Про двор говорит: вор,

Про дудочку: уочка.

— Какой звук не умеет произносить Аня?

— Правильно, звук д. Давайте поможем Ане. Я вам прочитаю стихи, а вы закончите предложения словами со звуком д.

В этом доме ты мне верь,

Заперта надежно… (дверь).

Если влезть захочет вор,

Он не попадет во… (двор).

Здесь живет малышка Аня

И ее братишка… (Даня).

В руках у Ани удочка,

В руках у Дани… (дудочка).

— С какого звука начинаются вставленные нами слова? (Со звука д).

— Можем мы его петь? (Нет).

— Значит, какой это звук? (Согласный).

— Как он звучал – твердо или мягко? (Твердо).

— Как можно одним словом назвать Аню и Даню? (Дети).

— Какой здесь слышим первый звук? (Звук д – мягкий).

Вывод: Звук [д] может быть твердым и мягким [д’].

— Определим – звонкий или глухой звук [д]. Для этого кладем пальчики на горлышко и, если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий.

(Дети определяют, что этот звук звонкий).

— Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д] и [д’]. (Буква д).

III. Сообщение темы урока.

(Слайд 5).

— Тема нашего урока «Знакомство с буквой Д, д».

(Слайд 6).

— На что похожа буква д?

IV. Работа по теме урока.

Звуковой анализ слова «душ».

— А теперь Аня хочет загадать вам загадку.

Вот какой забавный случай!

Поселилась в ванной туча.

Дождик льется с потолка

Мне на спину и бока.

До чего ж приятно это!

Дождик теплый, подогретый.

На полу не видно луж,

Все ребята любят … (душ).

(Слайд 7).

(Работа у доски с фишками).

Звуковой анализ слова «дятел».

(Слайд 8).

(Чтение загадки, отгадывание,

самостоятельное составление звукового анализа слова «дятел»).

— Разделите слово «дятел» на слоги.

— Определите, какой слог ударный.

3. Игра «Закончите предложения».

(Слайд 9).

4. Работа в парах.

(Слайд 10).

Правила работы в парах:

— думаю сам

— высказываю свое мнение;

— выслушиваю соседа;

— приходим к общему мнению.

— Посчитайте, сколько слов с буквой д в этом стихотворении.

(Слайд 11)

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

День долбил, два долбил

Дырку в дубе он пробил. (11 слов).

5. Чтение слогов, слов, предложений.

— Назовите слоги с буквой д.

(Слайд 12).

Прибежал веселый а, прочитали дети — да!

Прибежал зазнайка я, прочитали дети – дя!

Прибежал задорный о, прочитали дети — до!

Прибежал задира е, прочитали дети – де!

Прибежал пузатый ы, прочитали дети – ды!

Прибежал игривый и, прочитали дети – ди!

Прибежал угрюмый у, прочитали дети — ду!

Прибежал тихоня ю, прочитали дети – дю!

Прибежал обжора э, прочитали дети – дэ!

Прибежал звонкий е, прочитали дети – де!

(Чтение слогов в учебнике)

— Прочитайте слоги по строкам.

— Прочитайте только те слоги, в которых буква д обозначает мягкий согласный звук [д’].

— Прочитайте только те слоги, в которых буква д обозначает твердый согласный звук [д ].

(Чтение слогов по тренажерам)

— Прочитаем все слоги с буквой д по тренажерам сначала медленно, затем быстро – на одном дыхании.

Буква Д – наш дружный дом,

В нем мы весело живем.

Каждый день по вечерам,

В дом друзья приходят к нам.

(Чтение строчки слов в учебнике)

Дом дома дома

— Придумайте предложения, включив в них эти слова.

(Прослушивание предложений детей)

Физкультминутка.

У оленя дом большой.

Он глядит в свое окошко.

Зайка по полю бежит

В дверь к нему стучит.

— Тук, тук,- открой скорей!

— Там бежит охотник злой!

— Зайка, зайка, забегай,

— Лапу мне давай!

— Ребята, а к вам часто приходят в гости друзья?

— Давайте узнаем, кто пришел к нам в гости сегодня. А для этого прочитаем столбики слов

в учебнике.

(Чтение столбиков слов)

— Кто же пришел в гости? Как эти слова назвать одним словом? (Имена).

— А как мы называем имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия? (Имена собственные).

— Но в гости приходят с подарками. Давайте узнаем, какие подарки принесли нам.

(Чтение предложений с. 99)

(Слайд 13).

5. Отгадывание ребусов.

— Девочки не только принесли подарки, но и захотели узнать, умеете ли вы отгадывать ребусы.

— А что такое ребусы? (Загадки в картинках).

(Ребус 1)

(Слайд 14).

Букву «Д» на дне пруда

д + раки = драки Отыскали раки.

С той поры у них беда:

То и дело драки.

(Ребус 2)

(Слайд 15).

1

2

3

4

5

с

р

е

д

а

5

4

3

2

1

— Что обозначает слово «среда»?

— Составьте новое слово, поставив буквы в том порядке, который задают числа справа.

(Дети составляют слово — адрес).

— А вы знаете свой домашний адрес? А для чего его надо знать?

V. Обобщение.

— А теперь проведем тест. Вы должны выбрать один из трех вариантов ответа. Если выбрали правильно, то вам откроется буква, и в конце вы прочитаете слово.

(к) – красный, (ж) – желтый, (з) – зеленый.

(Слайд 16).

1. Укажите букву, которая обозначает гласный звук:

(к) д (ж) а (з) л

2. Укажите букву, которая обозначает звонкий согласный звук:

(к) к (ж) с (з) д

3. Назовите букву, которая обозначает два звука:

(к) ю (ж) ы (з) у

4. Найдите лишнее слово и обоснуйте свой выбор:

(к) дом (ж) ягода (з) Дима

5. Назовите слог с мягким согласным:

(к) да (ж) дя (з) до

6. Найдите слово, которое правильно разделено на слоги:

(к) ды – мок (ж) дымо – к (з) дым – ок

— Вы умницы! И я хочу вам подарить картинки с кроссвордом, которые вы можете раскрасить.

VI.Рефлексия.

(Слайд 17).

— А теперь сами оцените свою работу.

Я доволен собою, я все запомнил – зеленый цвет.

Не все получилось, как хотелось бы – желтый цвет.

Получилась только часть задания, не все понял – красный цвет.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика