Урок литературного чтения НАНекрасов Дедушка Мазай и зайцы


Урок литературного чтения (3 класс)

Тема урока: Добро и милосердие в произведении Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством Н.А.Некрасова

совершенствовать навыки выразительного, беглого чтения

пополнить и активизировать словарный запас учащихся

воспитывать доброе отношение к природе

способствовать получению знаний самостоятельно.

Оборудование: аудиозапись музыки «Апрель» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, отрывка из стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы», толковый словарь старорусских слов, карточки со словами для выполнения задания.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

— На прошлом уроке мы начали знакомство с творчеством Н.А.Некрасова, дома вы читали его стихи. Сейчас мы проведём конкурс чтецов.

Подведение итогов конкурса, выставление оценок.

Тема и цели урока.

Изучение нового материала.

— На берегу Волги, недалеко от города Ярославля, в селе Грешнево, стоял серый скучный дом, где прошло детство русского поэта. Детство его было невесёлое. Маленький Коля часто убегал из дома к крестьянским ребятишкам. Ему было с ними интересно. И впоследствии поэт много времени проводил среди крестьян. Слайд №3.

Всех сельских жителей поэт считал своими приятелями. Поэт любил слушать рассказы крестьян, бывалых охотников об их жизни. Многие из этих рассказов стали стихотворениями.

— Прослушивание записи отрывка из стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы».

— Вы услышали много старых русских слов, которые сейчас не употребляют в речи или употребляют очень редко.

-Назовите их (силки, гинут, гуторить, багор, горемыка, зипун, плут, дал стречка)

-Работаем со словарём старорусских слов и находим их толкование.

— Что особенно вам запомнилось в отрывке, который вы слушали?

— Скажите, когда происходили события?

-Знаете ли вы, что такое половодье?

Весной из – за талых вод разливаются реки, выходят из берегов и затапливают низменные места. В этот период особенно страдают люди и тяжело и зверям. Очень красиво изобразил это явление художник И.И.Левитан в картине «Весна – большая вода».

— Что можно рассказать по картине? В каких тонах написана картина?

Верно. Всё находится в плену весеннего половодья. Вода затопила лес, дома. Картина написана в холодных тонах – много синего, голубого, белого цветов. Именно эти цвета присущи весне.

— Сейчас вы прочитаете стихотворение про себя. Ваше чтение будет сопровождать замечательная музыка П.И.Чайковского «Апрель» из цикла « Времена года». Эти искусства – музыка, литература, живопись – перекликаются и помогают людям более полно и точно воспринимать окружающую их красоту.

— А теперь найдите и прочитайте отрывок, в котором Дед Мазай осуждает деревенских мужиков.

— Расскажите, какой случай произошёл с ним, когда он однажды поехал за дровами.

— Посмотрите на иллюстрацию в учебнике и прочитайте отрывок, который соответствует его содержанию.

— Какие черты характера присущи Деду Мазаю?

— Как относились к нему жители деревни, его поступкам?

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Найдите соответствующий ему отрывок.

— Почему в лодке остались две пары зайчат? Прочитайте, что с ними сделал Мазай?

— Для кого характерен такой поступок? Но не всех зайцев спас дедушка Мазай. Посмотрите, остались на пнях ещё зайчишки. Хотите их спасти?

Акция спасения зверей. Физминутка.

Мы гребём и плывём,

Всё плывём и плывём.

Хоть работа нелегка,

Доплывём до островка.

Пот с лица вот так сотрём

И зайчишек всех спасём! (Повторяют движения за учителем).

-А сейчас нам предстоит выполнить ещё одно задание. Мы должны нарисовать портрет человека. Я приготовила карточки со словами, но их размыло частично водой. Нужно их восстановить и соотнести слова парами. (Рисование словесного портрета)

добрый руки

добрая человек

доброе душа

добрые сердце

— Как вы думаете, о ком можно так сказать? Значит, чей портрет мы нарисовали?

— Можно ли сказать, что в произведении изображён не сказочный, а реальный случай из жизни?

— Как относится поэт к главному герою произведения?

5. Отработка навыков чтения

— Сейчас мы выберем отрывок для работы над техникой выразительного чтения.

— Как вы думаете, как надо читать: медленно, быстро или в среднем темпе?

— Какой должна быть сила голоса: громкой, тихой, умеренной?

— Где нужно сделать логические ударения? Обратите внимание на знаки препинания,

делайте нужные паузы.

Выразительное чтение про себя. Чтение вслух. Итоги.

6. Домашнее задание:

Прочитать стихотворение в полном объёме.

7. Итоги урок:

Заканчивается урок и встреча с замечательным литературным героем – дедушкой Мазаем. Что подсказал он своим поступком нам?

Оценивание детей.






See also:
Яндекс.Метрика