Урок литературного чтения на тему Норка Жулька и кот Васька


Урок литературного чтения.

Тема: «Норка, Жулька и кот Васька». М. М. Пришвин «Норка и Жулька», «Жулька и кот».

Цель: познакомить учащихся с произведениями

М. М. Пришвина «Норка и Жулька», «Жулька и кот»; расширять представление о писателе М. М. Пришвине; развивать творческое мышление и умение его словесно выразить; развивать навыки устной речи при выполнении творческой работы – составлении устного рассказа; воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.

Оборудование: учебник «Родное слово», портрет автора, книги с произведениями М. М. Пришвина для выставки; буквы для составления слова «животные», цветные иллюстрации; карточки для речевой разминки.

Ход урока.

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

— Сегодня мы продолжим чтение рассказов, героями которых являются….Кто?

— Составьте из букв слово – ответ.

(На доске карточки с буквами).

И О Ж Н

Е Ы В Т

п/о Животные.

— Познакомимся с новым писателем, его произведениями, узнаем много нового о жизни животных.

II. Речевая разминка.

(На каждой парте карточки для речевой разминки).

1) — Произнесите стихотворные строки.

— Свосхищением, громко:

У дедушки Дерева

Добрые руки –

Большие

Зеленые

Добрые руки…

2) – Как предупреждение, шепотом:

В лесу есть ворота,

Филины и совы

Берегут засовы,

Так как в каждой щелке

Видны злые волки.

3) – С удивлением, не спеша:

Петр Петров, по прозванию Перов,

Купил птицу – перепелицу;

Понес по рынку – просил полтинку,

Подали пятак – он продал и так.

4) – Наберите воздух! Произнесите на выдохе стихотворение

В. Берестова «Болонка» с осуждением.

Избалована болонка,

Извертелась собачонка.

Сколько шерсти,

Сколько злости

При таком ничтожном росте!

5) – Вот вам и скороговорка. Произнесите скороговорку быстро, отчетливо и весело:

«Сорока с вороной спорила,

Тараторила, тараторила, ворону переспорила».

III. Проверка домашнего задания.

— Что вам было задано на дом?

п/о Прочитать рассказ В. Л. Дурова «У классной доски» и отвечать на вопросы.

(Дети читают рассказ «У классной доски»).

_ Расскажите о «школе» Дурова.

п/о На арене – школа. На партах, будто настоящие школьники, сидят морские львы, свиньи, слон, теленок, ослик, пеликан, фокстерьер и большой сенбернар.

— Кто учился в «школе» Дурова, какие были книги, какие изучались предметы?

п/о В «школе» Дурова учились животные. Книги у них были деревянные, особенные. Они изучали арифметику.

— Какой из цирковых номеров Дурова особенно поразил вас?

(Ответы детей).

— Расскажите про него. Докажите , что животные любили Владимира Леонидовича Дурова.

п/о В. Л. Дуров лаской добивался того, чтобы звери слушались.

Он любил животных, знал их повадки.

— Каким он был дрессировщиком? При ответе на вопрос опирайтесь на содержание рассказа.

(Ответы детей).

IV. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Вправо ниже наклоняйся. (4 наклона)

Влево тоже наклоняйся. (4 наклона)

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгаем.

И работать продолжаем.

V. Работа над новой темой.

1) Вступительное слово учителя.

— Сегодня мы прочитаем заметки, наблюдения хозяина за своими питомцами.

(Открываю портрет на доске и запись:

Михаил Михайлович Пришвин 1873 – 1954 г.)

Жулька и кот Пришвин главная мысль

— Михаил Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи. Получил хорошее естественнонаучное образование, работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем.

Писать начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. Рассказы Пришвина имеют гуманистическое содержание. В них присутствуют герои, которые любят, помогают и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.

— Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

2) Работа с выставкой книг.

— Назовите книги, которые вы видите на выставке.

(Ответы детей).

— Есть ли среди них знакомые вам книги? Докажите.

п/о Книги «Глаза земли», «Вася Веселкин», «Еж», «Лисичкин хлеб», «Гости», «Этажи леса».

3) Подготовка к чтению.

— Прочитайте названия рассказов. Как они называются? О чем эти тексты?

(Ответы детей).

— Эти рассказы открывают новый аспект раздела «О братьях наших меньших» — о повадках домашних любимцев.

4) Словарная работа.

— В новых произведениях встретятся слова, которые требуют нашего внимания. Прочитайте их шепотом, а потом вслух, с нужным ударением.

(Слова записаны на доске).

— в положении стойки – напряженная неподвижная поза собаки, обнаружившей дичь;

— грациознейшим – изящество, красота в движении;

— крендель – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмерку.

5) Знакомство с произведениями и проверка первичного восприятия.

— В начале урока мы предположили, о чем пойдет речь, а теперь давайте проверим, свою правоту.

— Примите позу читателя и помните, что когда читаешь, надо думать, представлять, переживать, понимать, запоминать.

(Учащиеся читают рассказы).

— Почему рассказы так названы? Понравились ли вам они?

(Ответы детей).

— Какую картину вы представили наиболее ярко, читая рассказы?

п/о Страшный вид кота.

6) Повторное чтение произведений. Работа над содержанием.

— Что нового о собаках, об их поведении вы узнали из этих маленьких рассказов?

— Что вы можете сказать об авторе этих рассказов? Какой это человек?

п/о Он очень внимательный и наблюдательный, любит своих питомцев.

— Докажите, что автор – наблюдательный человек.

п/о Автор очень точно описывает позу животного, глаза, то, как меняется их выражение.

— Эти рассказы серьезные или шутливые? А может быть серьезные и шутливые одновременно?

— Что вам показалось особенно забавным?

(Ответы учащихся).

— Проверьте свою наблюдательность. Хорошо ли вы знаете повадки своих питомцев? Попробуйте рассказать о них.

7) Творческая работа.

Устные рассказы детей о повадках домашних животных или о забавном случае из их жизни.

VI. Итог урока.

— С какими рассказами мы сегодня познакомились? Кто автор?

(Ответы детей).

— Пришвин рассказывает о конкретных случаях привычных, повторяющихся. Это говорит о том, что автор внимателен к привычкам и поведению своих домашних друзей, он их любит.

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать…» М. М. Пришвин

— Дома подготовить подробный пересказ текстов.

(Выставление оценок).






See also:
Яндекс.Метрика