Урок литературного чтения Малые жанры устного народного творчества


Открытый урок литературного чтения во 2 классе.

Зырянова Марина Сергеевна,

учитель начальных классов

МАОУ «Начальная школа –

детский сад №15» г. Кунгура,

Пермский край.

Тема: Защита проекта. Создадим книг сами.

«Малые жанры устного народного творчества».

Цели урока:

Обобщение изученного материала по данной теме, расширение кругозора учащихся.

Углубление представлений о культуре русского народа, его традициях, обычаях.

Развитие выразительной речи, памяти, сообразительности, фантазии, чувства юмора.

Развитие представлений о красоте, выразительности языка произведений устного народного творчества.

Воспитание эстетических чувств, доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям.

Оборудование: cолнышко, карточки с названиями команд «Гой еси», «Ярило», «Дереза», пальчиковые куклы – баба и дед, ширма, книги – самоделки, подготовленные детьми; заготовки для обложки;

Карточки с темой урока «Малые жанры устного народного творчества» и названием проекта «Создадим книги сами»

Ход урока.

1.Вступление. Беседа о УНТ. (Использование презентацииCлайд 1)

— Отгадайте-ка, загадку, милые ребятки.

— Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком.

— Что же это такое? Правильно!

— Как вы думаете, были ли давно на Руси книги?

(Книг не было, люди писали на бересте, на камнях, но людей было много дремучих – неграмотных, поэтому в старину сказки, песни, потешки, пословицы, поговорки, игры передавались из уст в уста, то есть один человек рассказывал другому, мать — дочери, отец — сыну, дед — внукам. Из села в село, из города в город ходили народные сказители, певцы и рассказывали людям сказки, пели песни.

2.Беседа об УНТ

(игра в «Театр» — пальчиковые куклы – баба и дед рассказывают ребятам, как появилось УНТ)

— Что такое устное народное творчество? (фольклор)

— Назовите произведения фольклора. (потешки, колыбельные, пословицы, скороговорки, прибаутки, сказки, былины).

— Как думаете, был ли фольклор у других народов?

— Для чего народу он был нужен? (чтобы убаюкать в люльке младенца, рассказать сказку детям, вызывать закличками дождь или, наоборот, солнышко, петь песни, водить хороводы, играть в игры.

— Так и появилось на Руси устное народное творчество.

— Лишь спустя много сотен лет люди стали записывать народные сказки, былины, благодаря этому мы можем познакомиться с народным творчеством.

Народное творчество давно привлекает внимание исследователей. Ещё в середине XVIII столетия уральский казак Кирша Данилов стал записывать былины. Веком позже Александр Николаевич Афанасьев собрал русские народные сказки, а Владимир Иванович Даль – пословицы и Толковый словарь живого русского языка.

Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Современная бабушка споёт им песню времён Дмитрия Донского или ещё более древних, языческих времён. Многие современные школьники – и не только сельские, но и такие как вы, — совсем не подозревая того, повторяют заклички солнцу, радуге, дождю, сложенные их сверстниками в эпоху Ярослава Мудрого и Петра Великого. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое.

Ведущий:

— Поэтому объектом нашего проекта мы выбрали малые жанры

фольклора: пословицы, скороговорки, небылицы, прибаутки, старинные слова…

Баба и дед:

— Очень хорошо!

— Сегодня 21 марта. Этот день считается в природе началом весны. С этого момента день равен ночи, называется он день весеннего равноденствия. Дни теперь будут пребывать. Наши предки считали этот день праздником. Все люди веселились и радовались весеннему солнышку.

— А сейчас мы посмотрим на вас, ребятки, хотим вместе с вами поиграть, загадки разгадать.

3.Как появился наш проект «Создадим книги сами»

Тема урока: Малые жанры устного народного творчества.

Проект «Создадим книги сами»

— Давайте вспомним, с чего все начиналось, какова была цель нашего проекта.

Проблема проекта: Cлайд 2

В народном устном творчестве, ребята,

Бывают непонятные слова.

Все любим мы отгадывать загадки,

Читать скороговорки, прибаутки.

Ну, а проблема, лишь, у нас одна.

«Решить ее!» — создать самим проект

И книгу написать при этом.

Цель проекта: Слайд 3-4

И наша цель, и общая работа

Помогут глубже нам познать

Культуру своего народа.

Задачи проекта: Слайд 5, 6, 7

Все вместе мы, работая над этим,

Научимся общению, взаимовыручке,

Самостоятельно решать проблемы,

Анализировать произведения

И творчеством чтения овладевать.

Методы и способы проекта: Слайды 8

И мне нетрудно, дети, вас понять,

Что вам уж очень нравится играть.

Вам в этом нужно только помогать:

Быть слушателями, художниками,

Быть учителями и авторами

Вы хотите стать.

И вот начался творческий процесс — Слайд 9

И с вами много мы загадок отгадали.

Конечно, нам немножко помогалиСлайд 10

Скороговорки «От топота копыт

Пыль по полю летит» и

«Карл у Клары украл кораллы».

Мы в веселые потешки поиграли

И много новых слов узнали.

Батог по-русски палка,

Баса – красота,

Баяли, значит, говорили,

Бутеть – что значит богатеть.

В итоге мы ватажились – Слайд 11

Общались и дружили,

И показали, кто во что горазд

И в светлой нашей горнице

Дремучим никто в итоге

Быть не пожелал.

И каждый все внимательно

Прослушал, в проект вложил

Свое старание и душу.

Результат проекта: Слайд 12

В итоге все у нас, ребята, получилось,

И книги: и скороговорки, прибаутки

И малый наш словарь старинных слов.

4. Представление проектов детской книги.

— Молодцы, добры молодцы и красны девицы!

— Вы работали в группах, в парах и все вместе, поэтому представлять свое детище мы будем командами и посмотрим, чему вы научились.

1) 1 семейка «Дереза» представляют словарь старинных слов и скороговорки (проговаривают быстро одну скороговорку, которую держат в руках)

Работа со словарями.

Физминутка – народная игра «Золотые ворота»

Золотые ворота

Проходите, господа,

Первой мать пройдет,

Всех детей проведет.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

Трое — четверо детей стоят в кругу с поднятыми руками, условно являясь «воротами».

Другая часть детей выстраиваются в «цепочку» под песню.

Впереди стоящий в цепочке водит их в «ворота», Как песня заканчивается «ворота» опускают вниз руке и те, кто оказался пойманными в кругу, присоединяются к «воротам».

Снова поют песню и оставшиеся дети в «цепочке» проделывают то же самое.

Играют до тех пор, пока не останется трое — четверо играющих , которые по желанию становятся «воротами», а стоящие в «воротах» начинают ходить «цепочкой».

Игра в этом случае продолжается.

2) 2 семейка «Ярило» представляют прибаутки.

Танец «Лето» исполняет Дарья Горшкова

3) 3 команда «Гой еси» представляют загадки.

— Проведем с вами игру. Мы будем читать вам загадки, кто первый угадал, поднимает руку и ждет, когда мы дочитаем.

5.Подведение итогов работы.

— Понравились ли вам наши книги? Захотелось ли вам добавить в них новое: считалки, сказки , потешки?

— Можем ли дать нашу книгу вашим товарищам из параллельных

классов почитать?

— А можем мы провести занятие для дошколят?

— Авторы работают над книгами долго, и мы с вами продолжим

работу над нашим сборником. — Какие главы мы могли бы добавить в нашу книгу? (считалки, пословицы, русские народные сказки и др.)

— Что нового и интересного вы узнали, работая над проектом?

(мы сами можем создавать книги, как появился фольклор)

— А сейчас передайте свое настроение солнышку и подарите ему частичку себя. Выберите цветочки желтого и оранжевого цвета.

Желтый — хорошо

Оранжевый — отлично






See also:
Яндекс.Метрика