Урок литературного чтения Коты бывают разные по отрывку из произведения Дом в Черёмушка


УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

Тема: « Коты бывают разные…(М. Коршунов «Дом в Черёмушках»трывок).

( 1 класс)

Система «Школа 2100».

Учитель начальных классов Старикова Лариса Павловна.

Цели урока.

1. Обучающая: продолжить работу над развитием умения правильно и сознательно читать и анализировать художественный текст; освоением социокультурной категории «доброта», «сопереживание»; освоением алгоритма работы в ресурсном круге, в паре.

2. Развивающая: развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь; развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся.

3. Воспитывающая: способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания.

4. Здоровьесберегающая: сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.

Планируемый результат обучения и формирование УУД.

Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Основные понятия: писатель, главный герой, главная мысль, описание героя, отрывок из повести.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.

Ресурсы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение «Капельки солнца», 1 класс; компьютер как средство обучения (использование презентации на уроке); карточки-подсказки: лексическое значение слов; лица, которые выражают настроение людей; карточки самооценки учащихся. Слова – опоры. Лепестки цветка для рефлексии.

Тип урока: изучение новой темы.

Структура урока:

1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

2. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию.

1.Повторение.

2.Правила работы в ресурсном круге.

3.Определение темы и целей урока.

4. Совместное открытие новых знаний.

1. Работа с текстом до чтения.

а) Работа с заглавием.

б) Работа с иллюстраций.

2.Работа с текстом во время чтения. Достижение понимания на уровне содержания.

Физкультминутка

5. Применение знаний.

1.Работа с текстом после чтения.

2.Составление плана текста.

3.Составление характеристики главных героев (по карточкам).

4.Самооценка.

5. Итог.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационные

формы

1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

— Дорогие ребята! Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками. Мы с вами прочитаем интересный рассказ и освоим новые понятия.

— Прочитайте эпиграф нашего урока.

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю.»

Китайская пословица.

-Как вы его понимаете?

— Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления — пустое развлечение.

Высказывания учащихся.

Слайд 2

«Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю»

2. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию.

1.Повторение.

2.Правила работы в ресурсном круге.

— Как называется раздел, в котором напечатаны замечательные произведения о животных?

— Посмотрите на классную выставку рисунков и фотографий «Наши любимцы». Мы видим, как вы любите своих младших друзей, заботитесь о них и можете рассказать о них много интересного.

— Продолжим наш урок, работая в едином круге. Вспомните правила общения в ресурсном круге.

— « Ребятам о зверятах».

Рассказы детей о своих любимцах (внешний вид, повадки, характер, интересные случаи, которые произошли с ними).

Предполагаемые ответы:

— Высказывается каждый участник круга.

— Ответив сам, выслушай других.

— Даем право высказаться каждому, терпеливо выслушивая ответы одноклассников.

— Нам помогут слова «я присоединяюсь», «я согласен (согласна)».

До урока оформляется выставка фотографий и рисунков «Наши любимцы».

Слайд 3

3.Определение темы и целей урока.

— Прочитаем тему сегодняшнего урока.

— Поставьте перед собой цель урока. Чему мы будем учиться?

— Тема урока: «Коты бывают разные…(М. Коршунов «Дом в Черёмушках» (отрывок))».

Предполагаемый ответ:

— Цель урока:

продолжить работу над развитием умения выразительно читать отрывок; вести диалог с автором; анализировать художественный текст.

Слайды 7,8

4. Совместное открытие новых знаний.

1. Работа с текстом до чтения.

а) Работа с заглавием.

б) Работа с иллюстраций.

3.Работа с текстом во время чтения. Достижение понимания на уровне содержания.

Физкультминутка

— Что вы скажете об авторе и названии этого произведения?

— Прочитайте то, что написано в скобках?

— Как вы думаете, события, о которых мы будем читать, происходят в том же месте или в новом?

— Как догадались?

Рассмотрите иллюстрацию.

– Можно ли по иллюстрации сказать, кто будет главным героем произведения?

— Рассмотрите кота. Опишите его.

— Как кот выглядит?

— О каких событиях мы будем читать? Сколько же в нашем классе разных мнений!

Чтение 1 части (вслух «цепочкой»).

Вопросы после чтения:

— Поняли ли вы, как появился кот на даче у Леонида Аркадьевича и Гарьки?

— Зачитайте отрывок, где говорится о том, как Гарька и Леонид Аркадьевич нашли кота под корытом, когда ловили птиц.

— Какие строчки говорят о том, что Леонид Аркадьевич и Гарька впервые увидели этого кота?

— Как выглядел кот?

— Как вы думаете, почему же кот съёжился, внимательно глядел на людей, но удирать не собирался?

— Почему автор пишет, что кот не понравился «даже Гарьке»?

— Можно ли в этой части найти описание внешнего вида кота?

Словарная работа.

Молочница – женщина, торгующая молоком вразнос по домам или с рук.

Несимпатичен – некрасив.

Чтение 2 части (вслух «птичьим базаром»).

Вопросы после чтения:

-Как вы оцениваете поведение кота в доме? Что вас удивило?

— Как вы понимаете слово «бесцеремонный»?

Словарная работа.

Бесцеремонный – беззастенчивый и развязный, выходящий за границы вежливости.

— Докажите словами из текста, что кот сразу как освоился в доме?

— Почему кот себя так вёл, как вы думаете?

Кот Антипка

Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе.)

Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх — вдох.)

В два на кухне крал сосиски. (Наклоны влево-вправо.)

В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.)

В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.)

В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.)

В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.)

В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.)

В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.)

В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте.)

Потому что в час вставать. (Шагаем на месте.)

Чтение 3 части (про себя).

— Как вы понимаете выражение «дерзко во весь рот зевнул»?

— Как вы считаете, кому могут принадлежать слова «сделал верблюда»?

— Как вы понимаете «сделал верблюда”?

Словарная работа.

Поддувало – отверстие в печи под топкой, оно нужно для того, чтобы огонь в печке лучше горел.

Чтение 4 части (в темпе учителя).

— Каким кот здесь показан?

— Что произошло с котом? Прочитайте.

— Как вёл себя при этом кот?

— Кто помог коту освободиться?

— Как вы понимаете значение слова «вызволили»?

— Как вёл себя кот сразу после освобождения?

— Как кот мог ругаться?

— Что значит слово «брезгливо»? Работа с толковым словарём.

— Как вёл себя кот сразу после освобождения?

— Какую кличку выбрали для кота Гарька с дядей?

— Почему?

— Уже знакомы.

— Отрывок.

— На даче в Черёмушках

— На иллюстрации тот же дом. Название произведения тоже даёт подсказку.

— Кот.

— Глаза и уши большие; худой, тощий, грязный, так как с подбородка что-то капает; неухоженный. Сидит в такой позе, будто его только что побили.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

– Кот был облысевшим, с тонким и вытертым хвостом, несимпатичен.

— Он хотел есть.

— Кот был бездомный, худой.

— Несимпатичный.

(Работа по толковому словарю).

— Кот был наглый.

(Работа по толковому словарю).

— Расстелил хвост, отошёл, завалился спать.

— Он привык жить на улице.

— Беззастенчиво.

— Гарьке.

— Сильно выгнул спину.

(Работа по толковому словарю).

— Любопытным.

— Кот случайно толкнул крышку чемодана, и она захлопнулась и захватила голову кота.

— Гарька и Леонид Аркадьевич вызволили его.

— Освободили.

— Ругался, кричал.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика