Урок литературного чтения Колыбельные песни 2-й класс


Урок литературного чтения «Колыбельные песни».. 2-й класс

Тип урока: открытие нового знания.

Использование технологий: проблемно-диалогическая технология.

Уровень обученности школьников: средний

Форма учебной работы: классно-урочная.

Форма проведения: интегрированный урок.

Цель урока:

1)образовательная

раскрыть особенности жанра колыбельные песни;

формировать умение сравнивать народные и авторские колыбельные песни;

2)развивающая

развивать воображение, речь и память, коммуникативные умения;

формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;

развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением;

3)воспитательная

воспитывать любовь к русскому языку и уважение к другим народам, чувство гордости за свой народ, интерес к чтению

продолжать работу по усвоению общечеловеческих ценностей.

 Задачи урока:

познакомить учащихся с колыбельными песнями, их возникновением и значением для человека с целью пробуждения интереса к устному народному творчеству и более прочного усвоения программного материала;

показать влияние колыбельных песен на чувства людей;

развивать умение видеть изобразительные средства языка, учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности

Форма проведения: интегрированный урок.

Формы организации: ИКТ, фронтальная и индивидуальная формы работы.

Оборудование: компьютер; проектор; иллюстрации к произведениям, детская (игрушечная) колыбель, кукла.

Приложение: Презентация 19 слайдов (среда POWER POINT)

Ход урока

Этапы урока, хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы

1

Организационный момент

Здравствуйте, ребята (Слайд1)

Я рада вас видеть. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь, посмотрите, улыбнитесь им. Мы рады видеть их. А во время урока мы будем все внимательно слушать друг друга.

Садитесь

2

Самоопределение к деятельности. (2 мин.)

(слайд 2)

Наш урок начнём с пожелания добра. Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и пожелайте друг другу добра.

– Я желаю тебе добра,

– Ты желаешь мне добра,

– Мы желаем друг другу добра,

– Если тебе будет трудно, я помогу.

фронтальная.

3

Актуализация знаний. 5 мин.

(Слайд 3)

Сегодня мы с вами поговорим о жанрах устного народного творчества. Вы уже знаете, что этот жанр очень разнообразен.

– Что значит устное народное творчество?  (слайд 4)

Во саду ли, в огородеДевица гуляла,Во саду ли в огородеЦветочки поливала.Один цветочек сорвалаИ нам в класс передала.Лепестки здесь не простые,

С надписями жанров устного народного творчества (слайд 5)

– Какие мы жанры изучили?

(появляется цветик-семицветик с 6 лепестками)

– люди передавали из уст в уста то, что им рассказывали, передавали из поколения в поколение, нет определённого автора

сказки

загадки

пословицы

считалки

скороговорки

небылицы

Последний лепесток пустой

Фронтальная,

репродуктивный,

подводящий диалог

4

Постановка проблемы. (2 мин)

—Давайте определим, о каком жанре мы будем сегодня говорить. (слайд 6)

Предлагаю вам шифровку 17, 6, 19, 15, 10,(песни)

— Конечно вы правы, это песни. Но песни бывают разные и каждая песня имеет своё назначение.

Предлагаю всем сесть удобно, расслабиться, можно закрыть глаза и послушать одну песню. (слайд 7)

(Песня «Колыбельная Медведицы»)

— Что вы сейчас прослушали? (Колыбельную песню)

-Это еще один жанр устного народного творчества.

— А как вы это определили, что это колыбельная песня?

– Значит, какая тема нашего урока?

(Слайд8)

песни

— Колыбельную песню.

(ответы детей)

— Колыбельные песни.

частично-поисковый,

подводящий диалог

5

“Открытие” нового знания

-Слышали ли вы раньше колыбельные песни?

— А вам ваши мамы пели колыбельные?

-О чем эти песни?

— Как вы думаете, а откуда пришли к нам колыбельные песни и кто их сочинял?

-Какие чувства в человеке вызывает колыбельная песня?

(Слайд из http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0efdf856-d843-432f-aa94-603e7a3ad130/%5BNS-LIT) задание 1)

— Да, слышали.

-Наши мамы пели нам колыбельные песни.

(ответы детей)

Рассказ учителя о колыбельной.

Наши предки – славяне относились к рождению ребёнка очень трепетно. Родители с нетерпением ждали появления малыша и заранее готовили всё, что будет необходимо ребёночку.

(Слайд 9) Первое, что делали родители – готовили кроватку – колыбельку, люльку, качалочку.

-А что такое колыбель?

(Рассказ подготовленных детей

1 ребёнок).

Колыбелька изготавливалась из липы, берёзы, из деревьев, которые называли экстресенсами. Они отдавали силу ребёночку и оберегали от сглаза.

(Рассказ подготовленных детей

2 ребёнок).

— Мамы желали своему ребёночку счастливой жизни.

На ночь мама поёт своему сыночку или своей дочке колыбельную.

Колыбельную песню мама поёт не просто так. Наши предки считали, что колыбельная – это заговор в тот мир сна, который был им не понятен.

Колыбельной мама уговаривала, утешала и успокаивала ребёночка и конечно оберегала его сон.

-Сейчас я предлагаю вам послушать ещё одну колыбельную песню и определить а какая она по характеру?

(Прослушивание колыбельной без музыкального сопровождения (Слайд из http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0efdf856-d843-432f-aa94-603e7a3ad130/%5BNS-LIT) задание 2)

Какой характер?

— А в каком темпе исполнялась колыбельная в быстром или медленном?

Услышали ли вы в исполнении звучание инструментов или колыбельная пелась без сопровождения?(речетативом)

-Мелодия простая или сложная? Легко ли её запомнить?

-Самое важное в колыбельной это слова или мелодия?

-Как исполняется громко или тихо?

Возможные ответы: (чтобы ребёночек играл) (погремушка нужна для того, чтобы отгонять злых духов)

(защита от мух и света)

(грустный, печальный)

(медленном)

(без сопровождения)

(простая, её легко запомнить)

(слова)

(тихо)

6

—В какое время суток мама пела колыбельную,?

— А когда ребёночек просыпался, мама делала с ним зарядку, в народе говорили пестует мама ребёночка. Так появился ещё один жанр устного народного творчества – пестушка.

И сегодня мы одну из них разучим и отдохнём.

(ФИЗМИНУТКА) (слайд10)

Потягу-потягунюшки,

Порасту- порастунюшки,

Ножки- ходунюшки,

Ручки-хватунюшки,

В роток – говорок,

А в голову – разумок.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы щечки горели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

— вечером.

Дети разучивают физминутку.

(поднимают руки вверх, потягиваются,

Ходьба на месте, сжимание и разжимание пальцев рук, поглаживание рта и головы, частей лица.)

7

Развитие умений

1. Работа с авторским текстом.

— Откроем учебник на странице 50-51

1. Рассматривание иллюстрации в учебнике. (На доске)

— Кто изображен на иллюстрации?

-Какое время суток изобразил художник?

-Что делает мама?

-Кто помогает маме укачивать ребенка?

2. Чтение авторского текста.

3. Вопросы после чтения:

– Из каких слов песни видно, что это колыбельная?

– Что вы узнали о быте норвежской семьи?

(Сравнение прозвучавших песен.)

– Чем похожи эти песни?

(Напевностью, необычным ритмом, особыми словами и оборотами…)

– В чём особенность ритма колыбельной песни? Объясните, как ритм этих песен связан с качанием детской колыбели.

3. Работа с текстами литературных колыбельных песен.

1. Работа с текстом до чтения.

– Литературные колыбельные песни появились позже. Давайте их

послушаем и обсудим, о чём они, как построены, сравним с народными.

2. Работа с текстом во время чтения. (Слайд11)

1) чтение колыбельной песни Валерия Брюсова «Спи, мой мальчик! Птицы спят…» подготовленным учеником.

2) Обсуждение услышанного:

– Какие картины вы представили? Расскажите.

– Почему так много картин?

3) Чтение вслух по строфам.

1-я строфа.

– Косули робкие, то есть какие? (Они всего боятся.)

– Почему в песне называется столько животных? (Чтобы убедить мальчика, что надо спать.)

– В русском языке много синонимов к слову спать. Найдите их в тексте.

-Каково значение каждого слова? (Заснули, дремлют, почивает.)

– Почему так уважительно сказано о соме? (Он старый, мудрый, всеми уважаемый.)

2-я строфа.

– Почему мальчику не надо ничего бояться?

3-я строфа.

– Как понять слово роздых? (Передышка, кратковременный отдых.)

-А что значит: звери, лёгкие на роздых? (Они легко засыпают.) Почему заканчивается многоточием?

– О чём просит мама сына? (Заснуть.)

3. Работа с текстом после чтения.

1) Вопросы после чтения.

– Какие чувства надо постараться передать при чтении? (Любви, покоя, тепла, готовности защитить.)

2) Упражнение в выразительном чтении.

4. Работа с текстом песни Яниса Балтвилкса «Где ночует дрёма?»

(Слайд 12)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика