Урок литературного чтения КГ Паустовский Кот — ворюга 3 класс


Районное методическое объединение

г. Калининск Саратовской области

Открытый урок

по литературному чтению

в 3 «А» классе

МОУ «СОШ № 2 г. Калининска»

по теме

«К.Г. Паустовский. Кот-ворюга»

Дата проведения: 12 октября 2010 года

Учитель: Нестерова Галина Васильевна

2010 – 2011 учебный год

Кот ворюга 7 класс

Цели:

1) познакомить с произведением; обучать приемам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали; продолжить формирование навыка работы в группах;

2) через учебно-дидактические игры развивать познавательную активность обучающихся, мышление, внимание, творческие способности; содействовать более глубокому и прочному усвоению произведения, усилить эмоциональное восприятие рассказа; активизировать стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, приобретению опыта речевого общения;

3) воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому

Оборудование и оснащение:

Мультимедиа проектор с экраном

Рисунки детей ко всем частям рассказа,

Конверт с заданиями

Костюмы для котов

Выставка книг К. Паустовского

Организационный

этапУ нас урок литературного чтения. И начнем мы его, вспомнив мудрую пословицу

Слайд 1

«Не на пользу книги читать, если только вершки с них хватать»

-Как понимаете ее?

(читать надо вдумчиво, внимательно, запоминать прочитанное, думать о смысле произведения)

-А какой должна быть наша речь?

(правильной, выразительной, лаконичной, т.е. краткой и понятной)

Речевая разминкаСлайд 2

«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах» (Плутарх, древнегреческий писатель, философ)

На уроках литературного чтения мы и учимся такой речи. Чисто, четко, внятно научиться говорить нам помогают разные игры, чистоговорки, а также скороговорки.

Слайд 3

Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить,

И тогда так заговоришь,

Словно реченька зажурчишь.

Мотивационный этапА теперь отгадайте загадку

Красив он и строен, длинноус и мохнат

Он любит мышей, ненавидит собак.

Так вы отгадайте скорей, о ком говорится в загадке моей (кот)

-Давайте скажем отгадку хором

/появляются три кота/

1-йМы все коты усатые,

2-йПушистые, мохнатые,

3-йВеселые, ученые коты.

1-йНас в сказках дети знают,

2-йнас любят, уважают:

3-йУсатые, мохнатые, веселые коты.

1-йВы отгадайте все же

2-йВы отгадайте все же

3-йВы отгадайте все же

Все:Ну, кто же, кто же, ну, кто же мы?

Учитель:Попробуем отгадать наших гостей по репликам из сказок и мультфильмов

1-й-Ты дядя Федор, неправильно бутерброд ешь (кот Матроскин)

2-й-Азбуку! Через это проклятое ученье я глаз лишился…(кот Базилио)

3-й-Ребята! Давайте жить дружно! (кот Леопольд)

Учитель:А я предлагаю дружно провести фонематическую зарядку

Слайд 4

М, Н, Г, Х, Ф, В, Р

Леопольд:Все эти 7 звуков могут издавать кошки

Матроскин:Кстати, гораздо бооольше, чем собаки!

Выход на тему

урока

Кот-ворюга:Слышу, знакомые звуки

Учитель:А вы кто?

Кот-ворюга:Я отчаянный кот-

Ростом с комод,

Усище с аршин,

Глазище с аршин,

Хвост трубой –

Вот я какой!

Учитель:-Уважаемые коты, вы знакомы с ним? (нет)

-Ребята, а вы узнаете гостя? (кот-ворюга)

-А хотите познакомиться с ним поближе? Поможет нам в этом произведение К. Паустовского «Кот-ворюга», которое вы читали дома и рисовали к нему рисунки. А также сегодня мы вспомним одно из правил поведения, отношения ко всему живому.

Слайд 5

Портрет писателя

Константин Георгиевич Паустовский

(1892-1968)

«Кот-ворюга»

С творчеством К. Паустовского мы уже знакомились раньше. Паустовский написал такие книги как «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Растрепанный воробей», «Корзина с еловыми шишками», «Подарок».

У нас получилась целая выставка книг К. Паустовского. Если у вас возникло желание прочитать некоторые из них или перечитать уже знакомые вам, то вы можете найти эти книги в библиотеке.

Работать сегодня будем в группах. Задания вы выполняли дома по группам. Сообщение о писателе нам приготовили 3 группа. Кто у вас будет отвечать?

Константин Паустовский родился в Москве……

Словарная работаПрежде чем прочесть текст, объясните значение некоторых слов.

С толковым словарем работали ребята 1 группы.

Отчаяние – состояние безнадежности, безвыходности

Кукан – веревка, на которую надевали пойманную рыбу.

Тесовая крыша – сделанная из деревянных досок.

Босяцкие (выходки) – поведение невоспитанного человека

Подпалина – рыжеватое пятно.

Слайд 6

Проверяем, правильно ли ребята объяснили нам слова

Чтение рассказаДо чтения.

Откройте тетради на печатной основе.

-Рассказ называется «Кот-ворюга»

-Кого называют ворюгой ? (того, кто ворует)

-Давайте подберем однокоренные слова, которыми можно назвать того, кто ворует

Вор, воришка, ворище, ворюга.

Какой корень? Выделите.

Во время чтения подумайте, почему автор выбрал из этих слов именно слово ворюга?

2 группа готовила выразительное чтение 1, 2, 3 части

4 группа приготовила нам игру «Живая картинка» по 4-й части рассказа. Ребята попробуют мимикой, жестами и звуками показать услышанное.

-Почему так назван рассказ?

Вывод: автор называет кота с презрением – «ворюга». До отчаяния воришка довести не может, это явный ворюга.

Слайд 7

А теперь все вместе делимся впечатлениями о прочитанном и играем в другую игру «Свободный микрофон»

Вы можете воспользоваться словами – помощниками

«Мне кажется…» (с животными так нельзя обращаться, он же был ничей, а этого не должно быть)

«Впечатление произвел….»

«Особенно запомнился….»

«Поразило, удивило…..» (как только кота накормили, он отплатил благодарностью, изменился, не стал воровать)

ФизминуткаСлайд 8

Физминутка «Это про меня»

«Да» — хлопать над головой

«Нет» — хлопать за спиной

-У нее бесшумная походка…

-Она лает, если к дому подходит кто-то чужой

-Она умеет мурлыкать

-С ней человек ходит на охоту

-Она узнает об окружающем мире с помощью усов

-Ее называют другом человека

-Она умывается собственной лапкой…

Работаем вместе

-Отчего люди пришли в отчаяние?

-Как часто кот воровал?

-Что воровал кот?

-Почему герои поклялись поймать кота и вздуть за бандитские проделки?

-Как поймали кота?

Творческая работа

Работа в группах –

Составление портрета

Главного героя в произв.Слайд 9

Составим литературный портрет кота-ворюги

-Что входит в понятие портрет? (портрет – это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться и говорить. В портрете отражаются характер и внутренний мир героя, авторская оценка)

Авторская оценка

Портрет

Внешний вид

Действия, поступки, характер

Продолжим работу в группах

Вашими помощниками будут наши коты

Откройте конверты и прочитайте задания

1 группа находит в тексте описание внешнего вида кота-ворюги

Консультант – кот Матроскин

2 группа находит описание действий и поступков кота, его характер

Консультант – кот Леопольд

3 группа находит в тексте авторскую оценку

Консультант — кот Базилио

Пока составляется портрет кота-ворюги 4 группа работает с рисунками, которые все ребята рисовали к разным частям рассказа Ваше задание: выбрать самые интересные на ваш взгляд иллюстрации и расположить их в той последовательности, в которой идет повествование рассказа (Консультант кот-ворюга)

Проверка.

1 группа — рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий… огненно-рыжий… с белыми подпалинками на животе

2 группа — обворовывал, ловко прятался, воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.

3 группа — кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга и бандит, ворюга, грабеж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки.

Рефлексия

Размышление о своем

внутреннем состоянии,

самоанализ.-В рассказе кота называют то кот-ворюга, то милиционер.

А наш гость, какое имя предпочитает носить? (милиционер)

-Тогда вам стоит внести изменения в его внешний облик. (коты помогают коту-ворюге причесаться, склеивают ему ухо, вместо отрубленного кота приделывают целый, надевают милицейскую фуражку.)

-В рассказе К. Паустовского кот тоже преобразился. А какие изменения еще произошли с котом? (он перестал воровать и стал помогать людям)

Работа в тетрадях на

печатной основеСлайд 10

Каждой птице и каждому зверю нужна людская доброта

-Как вы понимаете эти слова?

-А какой вывод вы сделали для себя? (любить животных, не бросать их в беде, нести ответственность за них)

Выборочное чтениеСлайд 11

Подтвердите правильность следующих утверждений отрывком из

Текста

Паустовский — писатель-пейзажист

Ленька не только бесстрашный и ловкий, но и добрый

Итог урока-Кто и как помог коту в том, что он изменился? (дети. Они

накормили кота, и в благодарность он совершил благородный поступок – прогнал кур со стола)

-Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство?

-В этом и заключается еще одна из тайн преображения кота. Написав этот рассказ Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую? (Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но и добрые дела по отношению к бездомным животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довел ее до такого состояния)

-Скажите, на этот раз удалось ли Паустовскому оставить след в вашей душе?

-О чем задумались вы? (каждый может помочь беззащитным существам, внести посильный вклад в дело защиты)

Послушайте стихотворение

Бездомный кот

Ученица:Однажды я встретила бездомного кота

-Как кот ваши дела?

Ученик:-Ничего, понемножку

Ученица:-Я слышала, что вы тяжело заболели

Ученик:-Болел я.

Ученица:Так значит лежали в постели?

Ученик:-Лежал я на улице много недель

Бездомному некуда ставить постель.

Ученица:Подумала я: «Странно, что в мире огромном

Нет места собакам и кошкам бездомным,

Слышите кот? Пойдемте со мной

Темнеет, и значит, пора нам домой

Мы шли с ним по улице гордо и смело

Я молча, а кот – он тихонечко пел

Пел о чем? Возможно, о том,

Что каждому нужен свой



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика