Урок литературного чтения ИБунин Листопад


Открытый урок по литературному чтению во 2 б классе.

Тема: Анализ стихотворения И.А.Бунина «ЛИСТОПАД».

Цель: продолжать формировать у детей умение

анализировать стихотворный текст;

развивать художественный вкус и пробуждать

эмоциональные чувства;

вырабатывать правильное выразительное чтение;

знакомить с сезонными явлениями природы.

Оборудование : выставка книг со стихами русских поэтов

об осени;

иллюстрации осенних пейзажей;

портрет И.А.Бунина;

музыка П.И.Чайковского «Октябрь.

Осенняя песня» из цикла «Времена года».

Ход урока. 1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания (чтение детьми

стихотворения А.С.Пушкина «…Унылая пора! Очей

очарованье» наизусть)

— Что вы чувствуете, когда читаете или слушаете это произведение? (Радость от красоты осенней природы. Печаль от того, что это всё скоро пройдёт, что это «увяданье».)

— А что вы можете сказать об отношении автора к осени? (Он любит осень, восторгается ею.) Докажите. («очей очарованье», «люблю я пышное природы увяданье», «приятна мне твоя прощальная краса»).

Да, действительно, А.С.Пушкин любил это время года и часто в своих произведениях воспевал это «пышное природы увяданье».

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

… Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,

В ней много доброго…»

— Но осень вдохновляла не только Пушкина. Ей посвящали свои произведения художники, музыканты, поэты. Давайте вспомним стихи об осени, которые мы с вами учили, читали. (чтение наизусть стихотворений).

— А теперь посмотрите на репродукции картин «Золотая осень» И.Левитана, «Осень» И.Шишкина и другие.

— Какие краски использовали художники? (желтые, золотые, лиловые, багряные и т.д.).

Затем включаю музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песня». (на фоне музыки ученица читает произведение И.С.Соколова-Микитова «Русский лес.»).

3. Работа над новым материалом.

— Сегодня, ребята, мы познакомимся с произведением И.А.Бунина «Листопад». Как вы думаете, мы будем продолжать тему осени? (Да.)

Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 году. Детство его прошло в деревне «в глубочайшей полевой тишине» (вспоминал он). В 10 лет его отдали в гимназию. Писать он начал рано. В 1891 году была напечатана его первая книга стихотворений. Свои произведения он посвящал и взрослым и детям. В 1920 году он покинул Россию и жил во Франции.

Чтение стихотворения учителем.

— Понравилось ли вам стихотворение? (Да.)

— Что особенно понравилось?

— Какие чувства, ощущения у вас возникли?

Словарная работа. (Запись на доске слов и словосочетаний: «терем расписной», «желтою резьбой», «лазури голубой», «завороженный», «вдова» и т.д.).

Чтение стихотворения учащимися.

Беседа о прочитанном.

— каким настроением проникнуто описание осени? (автор восхищен красотой осеннего леса)

— в чем это проявилось? (он использует яркие сочные краски «лиловый, золотой, багряный», сравнивает лес со сказочным расписным теремом).

Чтение стихотворения по частям и разбор его.

1 часть. – О чем здесь идет речь? Какое настроение? (торжественное. Лес – терем, который стоит веселой пестрою стеной.)

2 часть. Автор продолжает 1 строфу: березы блестят, ёлочки – темнеют; просветы – оконца и т.д.

3 часть. – Что хотел показать автор в этих строчках? Что олицетворяет собой здесь Осень? (смерть-вдова).

Здесь красота (пестрый терем) и смерть (вдова) встречаются. Природа умирает, и, перед смертью, она поражает своей красотой.

— Почему здесь Осень написана с заглавной буквы? (ответы детей).

Чтение следующей строфы.

— Меняется ли описание осени после визита «вдовы» в терем свой? Да.

— В каких словах это проявилось более всего? Яркая красочность уступает место холодным цветам – белый, синий, серебряный. Ощущается беспокойство: «пустой», «последний», «мертвый».

Радостное светлое настроение сменяется грустью, печалью, т.к. красота скоро пройдет, природа «замирает», «умирает».

Чтение последних 4 строк.

— Почему идет повторение? Как при повторе меняется смысл?

Строки, которые завершают стихотворение, возвращают нас к теме торжественной красоты осеннего леса. Речь идет о вечном обновлении жизни в природе, ее бессмертии и величии.

Выразительное чтение стихотворения.

Попробуйте изобразить на бумаге (нарисуйте) то, что увидели в стихотворении.

Итог урока. Понравилось ли вам стихотворение И.А.Бунина? Что узнали нового?

Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.






See also:
Яндекс.Метрика