Урок литературного чтения для 4 класса на тему Художественный образ в поэтическом текст


Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трёхстишия , хокку Басё и Тиё.

Цель: формировать понимание художественного образа как некого целостного художественного впечатления.

Ход урока

Организационный момент (слайд №1,№2)

2.Проверка домашнего задания. Оценка.

3.Сообщение цели урока

— Завершив изучение прошлого раздела, как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня?

4. Подготовка к восприятию

— Как вы понимаете эти слова? Приходилось ли вам создавать красоту? Например ,украшать комнату?

— А знаете ли вы, как называется профессия человека, который занимается украшением жилых помещений? (дизайнер, декоратор)

— А что помогает видеть красоту даже в обычных окружающих нас вещах? (фантазия и воображение)

5. Работа по новой теме ( Открыт учебник с.45)

— Прочитаем комментарий автора к этому разделу по частям. Прочитайте первое предложение.(«Ты умеешь действовать как художник?»).

— А кто такой художник? Оказывается , у этого слова целых три значения!(слайд№4)

Это тот , кто работает в какой-нибудь области искусства; тот , кто создает произведение живописи или графики; а так — же тот , кто выполняет что-нибудь с большим мастерством.

— Прочитайте второе предложение.(«Можно ли писателя, поэта, музыканта, живописца назвать художниками?»). (Да , они создают произведение искусства.)

— Прочитайте первый абзац до конца. Что заметили? (Есть слова, похожие по звучанию.)

— Найдите их. (слайд №5)

(Запись на доске: «изобразят», «отобразят», «вообразят», «образ».)

— Что у них общего? (Все связаны с образом.)

— Найдите определение, что такое образ? (Это не сам предмет, а его изображение.) (слайд №6)

— Давайте подумаем ,а чем эти слова отличаются друг от друга? (Изобразить и отобразить — наглядно показать (например, нарисовать или описать словами).Вообразить-представить мысленно.)

— Выступим в роли художников и поиграем с вами в игру «На что похоже».

(Учитель показывает изображение некоторых деревьев. Например, березы, дубы, другие.) (Слайд№7,№8).

-На что похоже? (Дуб — богатырь, гора, старик и другое. Береза- молодая девушка….)

— Какой же вывод можно сделать? (У каждого в мыслях возникает свой образ.)

6.Физкультминутка.

7.Тема: Чтение и анализ хокку Басё и Тиё (слайд№9)

Вот и японские поэты Бсё и Тиё создали свои образы, глядя на самые обыкновенные предметы и явления природы. Вспомните про икебану. В композицию из трёх веточек её создатели вкладывали большой смысл. Например , противостояние земли, неба и человека.

Произведения, которые мы будем изучать- трёхстишия — отличаются простотой поэтического языка и свободой изложения. Японский поэт 18 века Бусон подчёркивал, что при создании миниатюры «стихотворение должно складывать сразу». Нельзя думать, как и что говорить, в какой последовательности, а процесс совершается согласно мгновенному озарению.

— Найдите , кто автор первых двух трёхстиший? (Басё). Стр.45

Информация об авторе (слайд №10)

МАЦУО БАСЁ (1644-1694)- японский поэт, создал высокие образы жанра хокку ,наполнив его философским содержанием. Стиль Басё- изящная простота, ассоциативность, гармония прекрасного, глубина постижения гармонии мира.

-Прочитаем первое произведение Басё. (чтение учителем.)

— О чем оно? (о луне)

— С чем обычно сравнивают луну? (С головкой сыра, с фонарём…) (слайд №11)

— А с чем её сравнивает поэт Басё? (Со срезом только что спиленного дерева.)

-Почему? (Хочет показать, что луна только что родившаяся, свежая, чистая, как срез только что спиленного дерева.)

— Какой приём использует автор? ( Приём сравнения)

— Таким образом создаётся ощущение настоящего чуда, когда настолько красиво, что земля и небо могут поменяться местами. Прочитайте второе произведение. О чём оно? (Об иве и соловье.) (Слайд №12)

— Соловей – красивая птица? (Нет, невзрачная птичка.)

Да, он красив, когда поёт ,красивая его песня ,тогда раскрывается настоящая красота соловья. Так и душа человека красива тогда, когда понимаешь её.

— Как понимаете выражение «с открытой душой»? (Искренне, доверчиво.)А «раскрывать душу?» (Откровенно рассказывать о своих заветных мыслях , переживаниях, чувствах.) Вот и автор перед нами раскрывает свою душу, рассказывая о своих переживаниях и чувствах.

— Прочитайте третье произведение. О чем оно? Кто его автор? (Тиё-это японская поэтесса.)

— Что вы заметили в записи? (многоточие)

— Как вы думаете, что нам хотел сказать автор? (Может быть, впереди ждет неожиданный поворот?)

— Можно ли назвать концовку неожиданным поворотом? (Можно, так как герой пойдет за водой к соседу, хотя имеет свой колодец.)

— Почему? (Хотел сохранить красоту)

— Что хотела сказать нам поэтесса? (Берегите красоту!)

— Что объединяет все эти стихи? (Это хокку.)

Дополнительная информация (слайд №13)

ХОККУ (ХАЙКУ)- жанр японской поэзии. Нерифмованное трёхстишие ,состоящее из 17 слогов (5+7+5). Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения. Последняя строка-вывод.

8.Динамическая пауза

Работа по группам. Каждая группа вытягивает карточку с одним из слов: «огонь», «игра», «ночь», и готовит «живую» картинку-образ того слова, какой себе представили. Остальные пытаются отгадать.

9.Домашнее задание (Выразительно читать хокку)

10. Обобщение

– Мы прочитали произведения японских авторов, которые они написали в традициях своего народа. (слайд №14,15).Найдем на карте ,где живет этот народ. (Прикрепляется макет флага Японии.)

— А хотите больше узнать о японской культуре?






See also:
Яндекс.Метрика