Урок литературного чтения АС Пушкин Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем


Литературное чтение, урок — новой темы.

Продолжительность 45 минут.

Класс 4.

Тема: А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.

Цели:

Учить детей искать противоречия между добром и злом в характерах героев сказки А.С. Пушкина, в музыкальных и художественных произведениях.

Развивать речь, мышление, выразительность чтения, умение сравнивать и наблюдать.

Воспитывать добрые черты характера, любовь к чтению.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский.

Оборудование: учебник чтения, магнитофон, мультимедийная установка, видеофильм “Сказка о царе Салтане”, отрывки из музыкального произведения Римского-Корсакова “Полет шмеля”, “Три чуда”, картина М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”, репродукции художников: “Три чуда”, “Город на острове Буяне”; портреты: А.С.Пушкина, М.А.Врубеля, И.Я.Билибина, Н.А. Римского-Корсакова.

Ход урока.

(Слайд 2, музыкальный фрагмент).

Организационный момент (на экране портрет А.С.Пушкина, ученик читает стихотворение))

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

   К нему не зарастет народная тропа,

   Вознесся выше он главою непокорной

               Александрийского столпа.

  

   Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

   Мой прах переживет и тленья убежит —

   И славен буду я, доколь в подлунном мире

               Жив будет хоть один пиит.

  

   Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

   И назовет меня всяк сущий в ней язык,

   И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

               Тунгус, и друг степей калмык.

  

   И долго буду тем любезен я народу,

   Что чувства добрые я лирой пробуждал,

   Что в мой жестокий век восславил я Свободу

              И милость к падшим призывал.

  

   Веленью божию, о муза, будь послушна,

   Обиды не страшась, не требуя венца,

   Хвалу и клевету приемли равнодушно

              И не оспаривай глупца.

Учитель Назовите тему сегодняшнего урока (Сказки А.С. Пушкина)

Проверка домашнего задания

Тест по биографии А.С. Пушкина

Слайд №3

Когда и где родился А.С. Пушкин?

Варианты ответов:

1. 1 января 1800 года в Москве.

2. 31 декабря 1799 года в Петербурге.

3. 31 декабря 1799 года в Москве.

4. 1 июня 1799 года в Москве.

5. 6 июня 1799 года в Москве.

Слайд №4

Назовите имена родителей А.С. Пушкина

Варианты ответов:1. Иван Андреевич, Надежда Константиновна2. Владимир Ильич, Вера Федоровна3. Михаил Иванович, Арина Родионовна4. Сергей Львович, Надежда Павловна5. Сергей Львович, Надежда Осиповна

Слайд№5

Кто привил любовь к родному языку маленькому Пушкину ?

Варианты ответов:1. Родители2. Его друзья3. Бабушка и дедушка4.Бабушка и мама5. Бабушка и няня

Слайд№6

В каком учебном заведении учился А.С. Пушкин?

Варианты ответов:1. В университете имени Ломоносова2. В сельской школе3. В лицее4. В Сельскоцарском лицее5 В Царскосельском лицее

Слайд№7

Как звали жену А.С. Пушкина?

Варианты ответов:

Марина Александровна Петрова

Ольга Николаевна Иванова

Наталья Владимировна Ганнибал

Наталья Алексеевна Гончарова

Наталья Николаевна Гончарова

Слайд№8

У А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей.

Назовите их имена ( Мария, Алексей, Наталья, Григорий)

Слайд№9

Кто изображен на портрете? (Дантес-Геккерн. Французкий барон). Какое событие изображено на картине? 8 февраля 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.

Слайд№10

Оценивание в виде самоконтроля (55555 Мария, Алексей, Наталья, Григорий. Дантес-Геккерн. Французкий барон. 8 февраля 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.)

Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами проведем небольшое исследование: найдем сходства и различия авторской сказки с народной, а также дадим характеристику некоторым героям сказки

С какой сказкой мы начали знакомство на прошлом уроке? ( Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)

Слайд№11

Вам понравилась сказка?

Многих впечатлила эта сказка- художников, композиторов, кинорежиссеров и сегодня вы в этом убедитесь.

Дома вы должны были дочитать сказку до конца.

Назовите главных героев этой сказки ( Царь Салтан, царица, Князь Гвидон, царевна- лебедь, ткачиха с поварихой, сватьей бабой Бабарихой)

Слайд №12 Прослушивание отрывка (Три девицы под окном… до момента В сени вышел царь – отец. Все пустились во дворец)

Анализ прослушенногоотрывка.

1.Как вы думаете, можно определить по этому сюжету, кто из них положительный, а кто отрицательный герой сказки? ( царь Гвидон, третья сестрица, отрицательные обе сестрицы)

2. О чем мечтала каждая из них? (соткать полотно, приготовить пир, родить богатыря)

3.Сбылась ли их мечта? (у всех)

4. Стали ли они счастливыми?

5. Какие строки доказывают, что они не обрели счастья? ( В кухне злится повариха, плачет у станка ткачиха. И завидуют оне государевой жене)

6. Найдите строчки в которых , показаны как они добиваются того чего хотели?

«Делать нечего: бояре, Потужив о государе И царице молодой, В спальню к ней пришли толпой Объявили царску волю Ей и сыну злую долю, Прочитали вслух указ, И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в Окиян -… »

6. За какие черты характера автор их наказал в сказке? ( зависть, обидчивость, злопамятность, мстительность)

7. К каким героям можно отнести сестер и их мать? ( к отрицательным)

Скажите, антоним отрицательным героям -( положительные герои)

Есть в сказке положительные герои? ( Да, первый -князь Гвидон.)

— Дайте характеристику этому герою (князь Гвидон отважный, смелый, настойчивый, гостеприимный)

— Подтвердите строчками из сказки свои слова. ( К морю лишь подходит он, вот и слышит будто стон…), 4 подтверждения

Следующий герой, героиня царевна- лебедь.

Какие черты характера подойдут ей? царевна – Лебедь благородная, мудрая

( Век тебя я не забуду, Ты найдешь меня повсюду…) и другие.

— Вспомните, как Лебедь отблагодарила князя Гвидона?

Дети зачитывают отрывки о 3 чудесах

— О каком числе идет речь? Как можно назвать данное число? ( магическим) Назовите сказки в которых встречается число 3 .

Слайд №13 Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение “Три чуда” Римского-Корсакова. А вы постарайтесь определить характер музыки:

1) белочка;

2) тридцать три богатыря;

3) Царевна-Лебедь.

-Какая музыка была у белки?

–Почему у белки такая музыка? Композитор взял за основу мелодии белки русскую народную песню “Во саду ли, в огороде”.

— О каком чуде говорится во втором отрывке ( 33 богатыря)

— Какая музыка была самая нежная?

– Какого персонажа нам она показала?

– Почему она такая?

Слайд №14 Знакомство с художником Михаилом Александровичем Врубелем.

На экране слайд “Великий русский художник Михаил Александрович Врубель”

Великий русский художник М.А.Врубель(1856-1910) специально к этой сказке написал прекрасную картину “Царевна-Лебедь”.

Слайд №15 На экране картина М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь”

Перед вами репродукция этой картины. Давайте посмотрим на неё и скажем, в каких тонах она написана: холодных или теплых? Конечно в холодных. Но это совсем не значит, что художник относился к этой героине плохо. Просто такова техника исполнения. Это одна из любимых картин художника.

Прекрасная девушка-птица плывет по безбрежному морю навстречу надвигающейся ночи. Лицо у неё нежное, задумчивое с большими темно-синими глазами. Оно полно грусти и печали. Она удаляется, уходит от нас.

Лучи солнца скользят по драгоценным каменьям, которые на руке и на головном уборе-кокошнике. Такой красивый головной убор носили раньше сказочно богатые женщины. По легкой прозрачной одежде Царевны, дымчатого цвета, так же пробегают лучи солнца, делая ее нежно- розовой, и напоминая оперенье птицы. А вдали мы видим свинцовое небо, сливающееся с морем. Говорят, что художник написал эту картину с лика своей жены.

— Найдите строки, в которых Пушкин описывает красоту царевны- лебеди. ( читают)

Стал ли Гвидон счастливым, получив от лебедя столько богатства?

( Не богатство делает его счастливым, не в нем он видит свое счастье.)

— В чем видит свое счастье он?

Музыкальная дорожка (Физкультминутка)

Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.) Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки в перед.) Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.) Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.) Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)Ищем ракушки в песке (Наклоны.) И сжимаем в кулаке (Дети сжимают кулачки.) Чтоб побольше их собрать,- Надо чаще приседать. (Приседания.) Сядем дружно на песок. Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)

Вспомните, сколько раз помогала царевна- лебедь князю Гвидону? ( три)

В кого она превращала его, чтобы он смог осуществить свое желание? ( комар, шмель, муха)

Вновь возвратимся к композитору Николаю Андреевичу Римский-Корсакову;

Слайд №17 Выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков в 1889 году, к столетию со дня рождения А.С.Пушкина, написал музыку к сказке “О царе Салтане”.

Слайд №18 Сейчас вы послушаете музыку “Полет шмеля”.(1 мин)

— Какая музыка по характеру?

– Почему композитор написал такую музыку?

– Какие чувства передает эта музыка?

Найдите отрывок в сказке, в котором описывается полет шмеля.

О чем мечтает князь Гвидон? Счастлив он? Почему? ( он стремится жить вместе с отцом и матерью) Что делает князь Гвидон чтобы его желание исполнилось? ( чудесами зазывает своего отца приехать) Докажите , прочитав строчки из сказки Сбывается его мечта? ( докажите строчками из произведения)

«Князь Гвидон тогда вскочил, Громогласно возопил: «Матушка моя родная! Ты, княгиня молодая! Посмотрите вы туда: Едет батюшка сюда». «К морю сам идет Гвидон, Там царя встречает он С поварихой и ткачихой, С сватьей бабой Бабарихой; В город он повел царя, Ничего не говоря.

— Счастлив ли богатый отец Гвидона, который сидит, “весь сияя в злате”?

— О чем грустная дума царя? (О семье. Вот сколько горя принесли злые завистливые люди. Они готовы были погубить свою сестру и дочь, своего племянника и внука.) О и он безвольный хотя и царь.

— Что победило добро или зло?

Почему царь Салтан отпускает злодеек домой? Как это его характеризует?

Как наказывает поэт злых женщин? (Он наказывает стыдом. Пушкину не хочется жестокого наказания. Он добрый, великодушный человек

Еще одним важным фактором в сказке является вымысел и волшебство не хочется думать где правда а где выдумка. А хочется читать, и верится, и представляется, что действительно Найдите эти строчки

(«Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там Не по дням, а по часам».

«Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны как на подбор С ними дядька Черномор». )

Слайд №19 На экране портрет Ивана Яковлевича Билибина.

Иван Яковлевич Билибин тоже нарисовал много художественных произведений к сказкам А.С.Пушкина.

Слайд №20 Картина “33 богатыря”

-Почему автор использовал в этой картине такие холодные тона?

Найдите строчки, которые описывают данную иллюстрацию

Обратите внимание на иллюстрации, которые имеются в нашем учебнике. Давайте рассмотрим их и найдем строчки , которые подходят к иллюстрациям.

Откуда Пушкин брал сюжеты для своих сказок?

На какую народную сказку похожа сказка о царе Салтане…? ( По колено ноги в золоте)

Докажите сходства нашей сказки с народной. ( 3 сестрицы, 3 раза летал, 33 богатыря, 3 желания, отличия зачин- другой) )

Работа в тетрадях с печатной основой

Выпишите из сказки Пушкина слова и сочетания слов, которые встречаются в народных сказках. Стр 16 №2 ( проверить)

Скажите, на чье творчество оказала влияние сказка « О царе Салтане …»

Сегодня мы с вами создадим чудесный сказочный город, в котором поселилось добро. Какие вы будете использовать краски: теплых или холодных тонов?

Слайд №21 Посмотрите, как художник Билибин изобразил сказочный город князя Гвидона. Ведь это город-мечта, в котором царит мир и благодать.

Картина “Город князя Гвидона”.

Самостоятельная работа Музыкальная дорожка (777)

На столе у детей готовые вырезанные из цветной бумаги здания с разнообразными башенками. Ученики выбирают свою башню и прикрепляют на картину с изображением острова. Каждый ребенок комментирует свою крепость. Таким образом, на острове появляется город, в котором поселилось добро, город дружбы.

Домашнее задание

1 уровень выполнить задания в тетрадях с печатной основой стр 17.

2 уровень — выучить отрывок из сказки,

3 уровень — написать сочинение о добрых и злых поступках.

Итог урока Рефлексия

Наш урок подошел к концу. Мы сегодня много говорили о добре и зле. Какие впечатления у вас остались после урока? Ели вы получили больше положительных эмоций, то прикрепите на небосклон нашей картины розовые облака, а если больше отрицательных, то синие облака.






See also:
Яндекс.Метрика