Урок литературного чтения 4 класс_25609


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с Хворостянка муниципального района Хворостянский Самарской области

План – конспект урока-обобщение

« Летописи. Былины. Жития»

Ф.И.О. Терехова Лидия Павловна

Должность : учитель начальных классов

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тема и номер урока: « Летописи. Былины. Жития». 9-ый урок.

Базовый учебник: Родная речь 4 класс. Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Москва « Просвещение» 2009год.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях летописи, былины, жития.

Задачи:

а) обучающие:

— формирование умений анализировать прочитанное;

— правильно читать и понимать исторические события;

— находить аналогии с реальными историческими событиями;

— характеризовать героев;

— высказывать своё суждение о прочитанном.

б) развивающие:

— развивать коммуникативные действия: развивать речь, мыслительные

операции, творческие способности;

— учить детей прислушиваться к мнению товарищей, принимать

правильные решения.

в) воспитательные:

— воспитывать интерес к изучаемому предмету;

— прививать любовь к своей Родине, чувство гордости за свою Родину,

чувство уважение к её прошлому, желание защищать родную землю.

Тип урока: комплексный с применением ИКТ.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Необходимое техническое оборудование:

— мультимедиапроектор, экран, интерактивная доска, диск с музыкальной записью « Богатырская симфония « А.П.Бородина.

Ход урока.

Этапы урока

Формирование УУД

1

Организационный момент

На интерактивной доске запись пословиц:

« Книги сказывают, а не говорят правду».

« Одна тысячу книга людей учит».

Задание: составить пословицы, объяснить смысл пословиц

(Книги не говорят, а правду сказывают. Одна книга тысячи людей учит.)

Умение работать с интерактивной доской. Коммуникативные навыки. Регулятивные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи.

2

Актуализация знаний. Формирование мотивации.

Слайд№1 Чтение темы урока: « Летописи. Былины. Жития».

Учитель: Сегодня наша задача не только вспомнить эти произведения, но и ответить на вопросы.

Учащиеся читают вопросы:

1 Что объединяет эти произведения друг с другом?

2 Для чего надо читать и знать исторические произведения?

Работа в группах.

Учитель: откройте конверты , прочитайте задание, поработайте в парах.

1конверт . Найти в толковом словаре С.И.Ожегова определение летописи, сформулируйте своё определение.

2 конверт. Работая с энциклопедией найдите пояснение слову жития. Сформулируйте своё определение.

3 конверт. Словарь В.Даля. Найти определение былины.

Личностные универсальные учебные действия:

Установление связей между целью учебной деятельности и её

мотивом.

Регулятивные УУД

Прогнозирование, целеполагание.

Коммуникативные универсальные учебные действия6формирование умения договариваться,

Находить общее решение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

3

Работа с произведениями.

Слайд №2

Определить героев произведений:

1 Вещий Олег

2 Илья Муромец

3 Сергий Радонежский.

Слайд 3

В каком веке на Руси появилась летопись?

1 9век

2 10век

3 11 век

Слайд№4

Благодаря кому нам известны содержания самых древних летописей7

1 князьям

2 боярам- летописцам

3 монахам – летописцам.

Слайд5

Как звали одного из первых русских летописцев?

1 Нестор

2 Садко

3 Олег

Выстраивание логической картины событий

Слайд6

Кто такой Олег?

1 Киевский князь

2 монах

3 воин

Учитель: работаем с учебником и дополнительной литературой, которую вы подготовили дома( произведение А.С.Пушкина « Песнь о вещем Олеге».)

Даются разноуровневые задания:

1уровень: найти отрывок, где рассказывается с кем воевал князь Олег.

2 уровень: почему Олега назвали «вещим»?

3 уровень: почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге?

Вывод: Князь Олег объединяет русские племена. Создаёт сильную дружину. Совершает поход в Византию и заключает с ней договоры. Создаёт и укрепляет могущество Древнерусского государства.

Регулятивные универсальные учебные действия: формирование произвольного поведения.Саморегуляция.

Коммуникативные универсальные учебные действия :умение слушать, вступать в диалог, инициативное сотрудничество.

Познавательные универсальные действия: установление причинно- следственной связи. Построение логической цепи повествования

Познавательные универсальные учебные действия: формирование умения работать с дополнительной литературой. Построение логической цепи повествования.

Коммуникативные навыки: умение рассуждать.

4

Физкультминутка:

« Конь копытом застучал,

Головою покачал,

Низко голову склонил

И воды в реке попил.

Снова голову поднял

И по полю поскакал».

Слайд7

Из какого произведения взяты эти строки?

« Прямо ехать- убитому быть!

Влево ехать- женатому быть!

Вправо ехать – богатому быть!

Всё судьбой сие предписано!»

1Ильины три поездочки.

2 Жития Сергия Радонежского.

3 Песнь о вещем Олеге.

Слайд8

Против кого борется Илья Муромец?

1 против князей и бояр

2 против разбойников и воров

3 против иноземных захватчиков

Слайд9

Почему в былине Илья выбирает прямую дорогу?

1 он сильный и весёлый

2 он справедливый и щедрый

3 он смелый и отважный

Логические универсальные действия:

Анализ, с целью выделения главных признаков.

Регулятивные универсальные учебные действия: готовность к преодолению трудностей.

5

Работа с учебным текстом .Работа в парах.

Задание: найти в былине отрывки, где говорится кого защищает Илья Муромец

Вывод: В былине отражена борьба русского народа с иноземными завоевателями. Илья Муромец- русский богатырь, который защищает свой народ.

Познавательные универсальные учебные действия: смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации.

Результативные универсальные учебные действия: констатация достижения поставленной цели.

6

Физкультминутка:

« Раз, два, три,

Мы теперь богатыри.

Мы наклонимся вперёд,

А потом наоборот.

Мы тихонечко присядем

И все молча дружно сядем».

7

8

9

10

Учитель: послушайте отрывок и скажите. О ком идёт речь.

« Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. После этой встречи, Варфоломей решил стать монахом. Он получил новое имя и прославился на всю Россию…»

Слайд10

Чем отличается Сергий Радонежский от предыдущих героев?

1 смелостью и мужеством

2 силой и могуществом

3 обладает даром предвидения.

Слайд11

Какого князя благословил Сергий Радонежский на ратный подвиг?

1 Дмитрий Донской

2 Ярослав Мудрый

3 князь Олег

Учитель: Какова была предназначена Сергию Радонежскому роль на этом свете?

( Помогать страждущим)

Подведение итогов по результатам выполнения поставленных задач.

1 Что объединяет всех героев?

( Любовь к своей Родине, стремление защитить свой народ от врагов, помочь страждущим.)

2 Для чего мы должны читать и знать исторические произведения и документы?

( Знать историю своей Родины, уважать её прошлое., гордиться смелостью русского народа. Учиться на их примерах защищать и любить свою землю.)

Учитель: Благодаря историческим документам мы достоверно знаем о событиях 1812года. 200-летие которого отмечала наша страна в этом году. Знаем о героических подвигах русского народа, о великих сражениях.

Слайд12 Показ картин Бородинской битвы.

( Звучит музыка «Богатырская симфония «)

Творческое задание

Подготовить дома письменный портрет

« Защитники Отечества»

Рефлексия.

Оценка.

Коммуникативные универсальные учебные действия:умение слушать, обсуждать, вступать в диалог.

Познавательные универсальные учебные действия: способность к осознанию и усвоению содержания.

Синтез: Составление целого из частей.

Регулятивные универсальные учебные действия: констатация достижения поставленной цели.

Познавательные универсальные учебные действия: построение письменной монологической речи.

Регулятивные универсальные

учебные действия: формирование произвольного поведения, саморегуляция.






See also:
Яндекс.Метрика