Урок литературного чтения 4 класс В гостях у сказки


Учитель Грицевич М.Ю.

Мастер – класс по литературному чтению

4 КЛАСС

ТЕМА УРОКА: В ГОСТЯХ У СКАЗКИ (итоговый урок по народным и литературным сказкам)

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и углубить знания обучающихся о сказках.

Задачи:

образовательные: закрепить умения обучающихся классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать познавательную активность;

развивающие: активизировать творческие способностей обучающихся, продолжить развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры, формировать умения работы с учебником;

воспитательные: способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедиапроектор Презентации к уроку

Учебник

Иллюстрации художников….

Портреты сказочников

Выставка книг по теме

. Детские рисунки

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

Русские народные сказки

(рисунки детей)

ВЕЛИКИЕ СКАЗОЧНИКИ

(выставка портретов и иллюстраций к книгам)

ЭПИГРАФ УРОКА:

А.С. Пушкин: “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!”

Литературные сказки

(рисунки детей)

Название  проекта:     «Сказка  ложь,  да  в  ней  намёк…»

Предмет  и  участники  проекта:   Литературное  чтение,  внеурочная  деятельность,  4  класс

Продолжительность  проекта:  1неделя

Вид  проекта:  практико-ориентированный

Аннотация  проекта:

Проект посвящен сказкам . Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку.

Целью проекта является развитие творческого потенциала детей через изучение сказок, привить им любовь к чтению как к процессу, научить читать вдумчиво, анализировать прочитанное, уметь высказывать свое отношение.

Во время работы над проектом обучающиеся будут развивать навыки и умения решать практические задачи, развивать способности, применять уже имеющиеся умения, знания в поисках решений проблемных ситуаций. У обучающихся будет формироваться познавательный интерес к чтению.

Проект для учащихся 4  класса. Помогает детям понимать выразительность художественного слова. Учит отличать сказку от рассказа, выделять элементы сказки, изменять жанр произведения. Обогащает жизненный опыт учащихся, помогает увидеть положительные и отрицательные качества личности. Учит добру и справедливости.  Развивает речь, воображение.

Задачи проекта:

Обучающие: 

Научить школьников различать виды сказок.

Расширить читательский и культурный кругозор учащихся.

Сформировать у учащихся навыки проектной и исследовательской  деятельности

Развивающие: 

Развивать у учащихся познавательный интерес.

Развивать творческие способности учащихся.

Совершенствовать словарный запас учащихся.

Воспитательные: 

Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре

Совершенствовать навыки совместной коллективной работы.

Приобщить детей к чтению художественной литературы.

Актуальность  проекта:

В настоящее время в нашу жизнь все более прочно входят новые информационные технологии. У большинства школьников имеется персональный компьютер, подключение к сети Интернет. Все  крупные литературные произведения из числа изучаемых в школе  можно найти в сокращенном или  экранизированном варианте. Причем, не всегда хорошего качества. Это приводит к  обеднению  словарного запаса обучающихся, к неумению грамотно и последовательно  анализировать имеющиеся тексты,  составлять самим  объемные рассуждения  по каким-либо проблемам. Задача начальной школы сводится к тому, чтобы помимо  простого научения школьников навыкам чтения привить им любовь к чтению как к процессу, научить читать вдумчиво, анализировать прочитанное, уметь  высказывать свое  отношение к нему. Кроме того, изучение именно русских народных сказок  позволяет отрабатывать все эти навыки в процессе, который большинство школьников воспринимают как   игру, как легкое и приятное занятие. Постепенно эти чувства легкости, интереса, переносятся на  чтение других видов литературных текстов.

Сказки в течение долгого времени передавались от дедов к внукам и правнукам, и каждое поколение вносило в них что-то свое, присущее этому времени. Но неизменным оставалось противостояние добра и зла, светлых и темных сил. Причем  во всех без исключения сказках зло всегда имеет большой арсенал средств, с помощью которых оно вредит людям и животным, но всегда  находятся герои, которые могут все эти средства уничтожить и или полностью победить зло,  или перевоспитать  главного злодея сказки. Поэтому на таких текстах очень легко строить воспитательную работу с классом  по формированию чувства любви к Родине,  толерантности, формировать навыки  справедливости, добра, понимания в ходе совместных действий.

Методы:

Накопление  научного  и  литературного  материала:  изучение  произведений  литературы,  статей  справочников,

Ознакомление  с  теорией  вопроса;

Осмысление  собранного  материала;

Проверка  и  уточнение  фактов:  обсуждение  собранного  материала, корректировка, обсуждение  результатов

Практическая  деятельность.

Гипотеза:

Из сказок можно извлекать жизненные уроки. Сказки влияют на формирование личности.   В  них  заложены  правила  поведения, уважительного  отношения  к  старшим, они учат  нас не грубить взрослым и помогать друг другу  в  трудную  минуту.

Основополагающий вопрос:

Сказки  учат  или  развлекают?

Проблемные вопросы:

—  Чему  учат  сказки?

— Как заинтересовать детей читать?

— Что, если сказок не будет?

Учебные вопросы:

— Что такое сказка?

— Какие  бывают  сказки?

— Как строятся  сказки?

Работа  в  группах

Группа  исследователей:  оформляют  тематическую  подборку  по  видам  сказок,  в  ходе  анализа  выясняют  «сказкины  слова»,  составляют  «Сказочный  словарь».    

Группа  художников:   в ходе  работы  рисуют  рисунки-иллюстрации  к  сказкам  для  выставки,   подбирают  оформительский  материал  для  проекта.

Группа  литературоведов:   на  примере  сказок  разобрать  тайный  смысл,  мораль  сказки  «Чему  учит  сказка?»,  подбирают  загадки  о  сказочных  героях.  

Описание  методов  оценивания.

Вхождение  в  проект  начинается  с  актуализации  знания  о  сказке,  объяснения  видов сказок,  объяснения  темы,  цели  и  задач  проекта,  деление  учащихся  на  группы.

Критерии оценивания будущих  работ обсуждаются с  учащимися в начале  проекта. На  всём протяжении работы  над  проектом критерии используются для организации контроля со стороны  учителя и самоконтроля в мини-группах.

После завершения  работы  над  проектом учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности.   Это, кроме предметных знаний, позволяет оценить развитие у учащихся коммуникативных навыков, умения аргументировано и чётко излагать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать мнение и анализировать выступления других, формирует  навык выразительного  осознанного чтения, приводить примеры  по  видам сказок, знать структуру сказок,  умения  определять основную  мысль  сказки  её  значение.

Создание  комфортных  условий  для  дифференцированного  обучения.

Возможности  для  всех  учеников

Работа  в  группах  позволяет  учащимся  выбрать для себя  роль в  соответствии со  склонностями. Интересами, чтобы  быть успешным и внести свой вклад  в итоговую работу:

анализ  источников;

поиск  и  обработка необходимой  информации  по  теме  проекта;

поиск  и подготовка к представлению  иллюстративного  материала  по  теме  проекта;

организация и проведение совместного  обсуждения результатов  работы  группы;

обработка  результатов и представление их средствами компьютерных технологий;

представление результатов  работы

Для  одарённого  ученика

Для  одарённого  ученика  можно  использовать самостоятельные  исследования,  проведение  опросов,  подбор  примеров  сказок   по  видам.  Можно предложить сочинить  свою  сказку.

Этих  учеников  можно  ставить во  главе  группы.

Для  учеников, испытывающих  трудности в обучении

Проблемному  ученику можно  дать  задания  по  работе с художественной  литературой по подбору  загадок  о  сказочных  героях,  найти  «сказкины  слова»

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент. Рефлексия.

1.Вступительное слово учителя .Видеофрагмент «В гостях у сказки»

2.Определение темы урока и его целей

3.Беседа по сказкам.

4.Сравнение народной сказки с литературной.

Выполнение заданий.

Итог урока. Оценивание. Рефлексия.

Домашнее задание по выбору учащихся.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу — класс наш хоть куда!

Мы начнем урок, друзья.

РЕФЛЕКСИЯ – Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. Выберите себе смайлик, подтверждающий ваше настроение в начале урока.

II.1.Вступительное слово учителя.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Поэтому и символ нашего урока тоже солнце. Вы получаете сейчас много разной информации: смотрите различные фильмы, читаете книги, общаетесь и сети Интернет. Получаете информацию и на уроках литературы. И, наверное, после каждого урока литературы вы мечтаете стать смелыми, сильными, отважными. А кто вас учит быть такими? (герои книг, сказок..).

Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент и вы сможете догадаться о теме нашего урока.

2.Определение темы урока и его целей

— Как же будет называться наша тема урока? («В гостях у сказки»)

— Почему? Только ли по названию видеоролика?

Где же и какая ожидает нас сказка? Где – в нашем школьном кабинете. Оглянитесь вокруг себя: на стенде волшебные книги. Стоит только любую из них раскрыть – и ты окунешься в увлекательное содержание, познакомишься с забавными героями и их таинственными похождениями.

Как часто на уроках литературы мы с вами говорим о сказках! Мы любим читать их и пересказывать, иллюстрировать и инсценировать и даже сочинять.

Я предлагаю пройти сегодня еще раз по страничкам сказок, изученных на уроках.

Зачинается рассказ

От Ивановых проказ,

И от сивка и от бурка,

И от вещего каурка.

Козы на море ушли;

Горы лесом поросли;

Конь с златой узды срывался,

Прямо к солнцу поднимался;

Лес стоячий под ногой,

Сбоку облак громовой;

Ходит облак и сверкает,

Гром по небу рассыпает.

Это присказка: пожди,

Сказка ждет нас впереди.

-Но прежде вам предстоит пройти первое испытание- ответить на мои вопросы. А сколько я вам могу задать вопросов? Вспомним народные сказки! (3 – сказочное число).

Первый вопрос: Что такое сказка? (СКАЗКА Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях)

Второй вопрос: На какие две группы делятся сказки? (народные и литературные)

Третий вопрос: Какие виды народных сказок вы знаете? (бытовые, волшебные и сказки о животных).

— Почему яблоко падает на землю? — спросят тебя на уроке физики.

— Потому что на него действует сила тяжести, — ответишь ты.

Спросим о том же волшебную сказку — и получим иные ответы:

— Яблоко упадёт или по воле главного героя сказки, или по воле его противника, или же по воле самого яблока.

При этом если сказка захочет, чтобы яблоко не упало, а, например, взлетело вверх, то оно непременно взлетит.

Мы видим: многое в сказке совершается вопреки законам природы. Каким же законам она подчиняется?

Закон 1: закон счастливого конца, или восхождения от несчастья к счастью.

Как правило, сказка начинается плохо, а заканчивается хорошо.

Закон 2: закон сказочной справедливости.

Этот закон вытекает из первого. Всем известно: добро в сказке торжествует, зло должно быть повержено и посрамлено; герой оказывается победителем, его противник — побеждённым. При этом за добрые поступки и качества в сказке обязательно следует награда, за злые поступки и дурные качества — наказание.

Основные качества героев, за которые полагается награда, — это простота, смирение, милосердие, честность и бескорыстная преданность; наказание же полагается, конечно, за всевозможные злодейства, но также и за такие качества, как неблагодарность, зависть, гордыня и леность; за такие поступки, как обман, неверность и клевета.

Вот в зачине сказки появляются хорошая работница и её завистливые, ленивые сестры. Исход известен: первую должны одарить золотом, а последних — смолой.

Допустим, сказочная ведьма приготовила для героя ловушку. И что же? Она сама должна попасть в печь, в которой она собиралась зажарить свою жертву.

Представим себе коварную старую королеву, которая люто ненавидит свою невестку. Конечно же, злодейка сама сгорит на костре, который приготовили для оклеветанной ею молодой королевы.

Закон 3: закон превосходной степени

Согласно сказочному закону, в сказке всегда всё “самое-самое”.

Красавицы — “первые красавицы на всём белом свете”. Страшилища такие, “каких свет не видывал”. Путь в дальнюю сторону столь далёк, что ни солнце, ни месяц не знают, как туда идти. Волшебное окно столь дальнозоркое, что в него можно видеть “всё и на земле, и под землёю”. Самый толстый может выпить море, самый чуткий услышать, как растёт трава, самый длинный — выше самой высокой горы на земле.

Мальчик-с-пальчик встречает великана (контраст высокого и низкого). Некий человек чувствует себя тем холоднее, чем жарче его печёт, и тем жарче, чем холоднее его морозит (контраст холодного и жаркого). Гордая красавица может отыскать всё на земле и под землёю, но не может найти то, что ищет, у себя под косой (контраст далёкого и близкого). Самые бедные превращаются в самых богатых; те, кого считают самыми глупыми, оказываются всех умнее — так положено по закону наибольшего контраста. Под мерзкой личиной лягушки скрывается прекрасный принц (контраст уродства и красоты). Добрый принц должен принять образ ужасного на вид медведя (контраст привлекательного и страшного).

Закон 4: закон всесильного желания и слова.

Чего мы прежде всего ждём от сказки? Разумеется, чудес. А в чём причина этих чудес? Волшебное желание.

Сказочный закон требует, чтобы желание героя в конце концов непременно осуществилось, вопреки всем препятствиям и испытаниям. Когда он говорит: “хочу!”, невозможное становится возможным, несбыточное сбывается.

От него требуют исполнения невыполнимых заданий — и он выполняет их. Ему угрожают коварные замыслы или злое волшебство — он спасается. Ему противостоит волшебная сила заклятия (“принцесса уколется веретеном и умрёт”) или запрета (“не срывай двенадцать цветов”, “не открывай запертую дверь”) — его расколдовывают. Когда герой не может справиться с вражеской волей сам, его выручают волшебные помощники и волшебные предметы.

Такую же волшебную силу имеет в сказке и сказанное слово. Слова в сказочном мире — это не просто слова. Всё сказанное, произнесённое прямо воздействует на то, о чём идёт речь, или на того, о ком идёт речь.

Поэтому если герой дал словесное обещание, то он должен выполнить его — иначе последует наказание. Если герою загадали загадку, то он должен разгадать её — иначе смерть. Предсказания в сказке всегда сбываются, заклинания достигают своей цели, произнесённые заклятия — не отменить.

Если мы говорим, что слёзы подобны жемчужинам, то сказка превратит их в жемчужины. В том, как сказочное слово становится делом, мы можем убедиться на примере эпитета “храбрый” из сказки «Храбрый портняжка». В начале он “храбрый” только на словах. Так, когда он хвалится: “Побил семерых одним махом”, это значит, что он прихлопнул семь мух. Но чем ближе к концу сказки, тем портняжка становится храбрее на самом деле: он побеждает свирепых великанов, единорога и вепря, с которыми никто не мог справиться.

В нашей речи постоянно встречаются фразеологизмы — устойчивые образные выражения, такие как “потерять голову от любви”, “отправиться к чёртовой бабушке”. Так вот: в сказке они сбываются, прямо воплощаются в действие.

Бесчисленные персонажи сказок действительно теряют голову от любви — поскольку им её отрубают. Когда же героям сказок хотят задать невыполнимое задание, их действительно отправляют к чёртовой бабушке — и те прекрасно находят с ней общий язык.

Такова сила сказочного слова.

Перечисленные нами законы определяют мир народной сказки. Кто же творец народной сказки? Конечно, не кто-то один, а многие и многие. Прилагательное “народная” подсказывает: народ. А существительное “сказка” добавляет: сказители. Народная сказка потому так и называется, что её рассказывают в народе, передают из уст в уста, из поколения в поколение.

— А вот и эпиграф нашего урока:

СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК – ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ — УРОК!!!

— Как вы понимаете эти слова? Какой урок может дать сказка?

— Какую из этих пословиц вы считаете моралью к сказке?:

Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.

Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

Рад не рад, а говори: милости просим!

Гостю щей не жалей, а погуще лей.

У жадного среди зимы снега не допросишься.

Сметлив и хитер – пятерым нос утер.

А какую из пословиц вы возьмете для себя, как гостеприимного хозяина или хозяйки?

(сказка открыто учит, как надо вести себя в обществе, учит русскому гостеприимству).

— Вспомним события сказки «Царевна-лягушка». Как вы думаете, какие секреты о жизни древней Руси может поведать нам эта сказка? (ответы детей).

Оказывается, немалые. Например, из нее мы узнаем, что за требования предъявляла семья мужа к будущей жене сына (невестке). Чего только она должна была уметь: и вкусно готовить, и дом чисто убирать, и рубашки шить, и вышивать. Да еще во всем отцу и матери мужа подчиняться.

— Какой же предстаёт перед нами царевна – лягушка, красавица Василиса Премудрая? (внимательная, добрая, заботливая и скромная).

— Какой она предстает на пиру? ( Красота царевны открылась всем. Она трудолюбивая:

Где кольнет иглой раз –

Цветок зацветает.

Где кольнёт другой раз –

Хитрые узоры идут.

Где кольнёт третий –

Птицы летят).

— Вспомните, какие поступки совершает Иван – царевич?

(Пощадив зверей, Иван – царевич совершает добрый поступок, вызванный душевным порывом: «Пожалел Иван – царевич селезня – не тронул его, пошёл дальше голодный… сжалился Иван – царевич над щукой, бросил её в море…»).

Именно эти поступки и раскрывают внутренний мир героя, его доброту, отзывчивость и доброжелательность. Поэтому и помогают Ивану – царевичу и звери, и люди найти Василису Премудрую.

А как появились литературные сказки?

(сообщение ученика: «Сначала сочинял сказки народ, мечтая о лучшей своей доле. Но позже, когда люди научились писать, сказки начали записывать, чтобы лучше

сохранить их до наших дней. По Германии ходили с перьями и бумагой братья Гримм,



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика