Урок литературного чтения 3 класс Канакина ВП


Шевцова О.А

учитель начальных классов

МБОУ «Волоконовская СОШ №1»

Конспект урока по литературному чтению

УМК «Школа России»

В.П.Канакина, В.Г. Горецкий

3 класс

Тема: И.А. Крылов «Ворона и лисица»

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

образовательные – создать условия для анализа художественного произведения, определения основной мысли через работу с художественным текстом; способствовать формированию умения выразительно читать произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях.

развивающие – способствовать развитию умения правильного выразительного чтения через взаимодействие в парах в работе с художественным текстом; развитию творческих умений через содержание материала урока, через создание творческих работ; содействовать развитию коммуникативных навыков через форму организации учебной деятельности.

воспитательные — создать условия для воспитания интереса к литературному слову, развития чувства прекрасного через содержание учебного материала.

Оборудование к уроку:

Портрет И.А.Крылова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого.

Учебники, тетради с рисунками детей, ручки, цветные карандаши.

Компьютер, проектор.

Карты контроля на каждого ученика.

Магнитная доска.

Карточки с изобразительными выразительными средствами языка.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок.

Мы пришли сюда учиться,Не лениться, а трудиться!Работаем старательно.Слушаем внимательно! (повторение правил посадки);

Речевая разминка.

На лужайке, на ромашке

Жук летел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу

— Прочитайте выразительно, шепотом, с постановкой логического ударения на последнее слово.

III. Проверка домашнего задания.

Из рисунков учащихся организуется выставка.

– Посмотрите, какая Мартышка получилась у вас. Нравится она вам? Почему?

– Легко ли было изобразить отрицательные черты Мартышки?

– Так же непросто и не сразу удавалось И. А. Крылову подбирать наиболее точные определения, такие, которые впоследствии становились пословицами и поговорками.

– Какую пословицу вы нашли в басне «Зеркало и Обезьяна»?

– Но Иван Андреевич был очень трудолюбивым человеком; например, к одной из своих басен «Кукушка и Петух», в которой всего 21 строка, он сделал около 200 строк черновых набросков. Басни Крылов писал для того, чтобы коротко и доходчиво сказать людям, что хорошо, а что дурно…

– А какие человеческие качества высмеивает Иван Андреевич в басне «Зеркало и Обезьяна»?

– Но сначала послушаем басню еще раз.

Учащиеся рассказывают басню наизусть или читают. Также дети могут прочесть басню по ролям.

Физкультминутка

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Изучение нового материала.

— Ребята, посмотрите на доску и найдите среди этих 3 портретов — Ивана Андреевича Крылова. (на доске портреты — И. А. Крылов, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой).

— Правильно, молодцы! (Оставляю портрет И. А. Крылова, остальные портреты убираю).

— А что вы можете рассказать об Иване Андреевиче Крылова? (ребята рассказывают

факты из биографии)

— Иван Андреевич Крылов — великий русский баснописец. Александр Сергеевич Пушкин очень любил басни И. А. Крылова и назвал его «истинно народным поэтом». Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть, хохоча, друг другу и генералы, и солдаты, и простые люди, и даже императоры ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и бедному, и богатому — все они видят себя как в зеркале.

— Закончите предложения — баснописец пишет :. (басни).

— И. А. Крылов был басно:..! Скажите какие вы знаете басни Крылова?(ребята называют изученные раннее басни, а учитель вывешивает карточки с их названием на доску вокруг портрета автора)

— Что такое басня? (небольшой нравоучительный рассказ или стихотворение, в котором высмеивают недостатки, пороки людей, который всегда поучителен, помогает бороться нам со своими недостатками, подсказывает, как должен вести себя человек в этом мире.)

— На какой жанр литературы похожа басня? (на сказку)

— Почему? (животные разговаривают)

— Главные герои басни животные, но под ними подразумеваются, кто? ( люди)

— Что обязательно есть в басне? (мораль)

— Ребята, а что такое мораль? (мораль- это поучительный вывод, поучение; слова, которые нас учат, наставляют).

— Сегодня мы познакомимся еще с одной басней Ивана Андреевича Крылова, а её название вы узнаете отгадав загадки:

«Шапочка серенькая, Жилеточка нетканая, Кафтанчик рябенький, А ходит босиком. (Ворона)

Рыжая хозяюшкаИз лесу пришла,Всех кур пересчиталаИ с собой унесла. (Лисица)

 — Верно отгадали! Басня так и называется «Ворона и Лисица»! Мы будем учиться читать её выразительно по ролям и узнаем, какая в этой басни мораль. (учитель вывешивает карточку с названием басни к остальным басням и к портрету Крылова).

1. Первичное восприятие (читает басню учитель)

— Послушайте басню и скажите: «Понравилась ли вам басня?»

Учитель выразительно читает басню!

— Понравилась басня?

— Что запомнилось?

2. Самостоятельное чтение басни учащимися.

— Ребята, прочтите басню теперь самостоятельно. Назовите слова, значение которых вам непонятно.

3. Словарно-лексическая работа.

ЛЕСТЬ — лицемерное, угодливое восхваление;

ЛЬСТЕЦ — льстивый человек.

ГНУСНЫЙ — внушающий отвращение, омерзительный;

ВЗГРОМОЗДИТЬСЯ — взобраться с усилием на что-то высокое;

ПЛЕНИЛ — очаровал, привлек внимание;

ВЕЩУНЬИНА — принадлежащая вещунье;

ЗОБ — у птиц: расширенная часть пищевода.

4. Анализ содержания басни.

— Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу.

(Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:)

— Прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне. (Дети читают эти слова).

— Какими качествами обладает Ворона? (глупая, медлительная, доверчивая)

— Какими качествами обладает Лисица? (хитрая, коварная, лживая)

— Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей — Ворона?

(В сказках лисица, как правило, чаще изображается как хитрая, ловкая, коварная. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека

— Почему И. А. Крылов говорит, что лесть вредна, ведь любому человеку приятно слушать о себе хорошие слова? (Каждый должен знать свои достоинства и недостатки, чтобы не быть обманутым. Приятно, когда о тебе говорят правду.)

— Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (читают отрывок)

— Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (она поверила неправде, всем хочется, но возможности у всех разные)

V. Закрепление изученного материала.

– Найдите и прочитайте мораль басни.

– Прочитайте басню друг другу.

VI. Итог урока.

— Итак, наш урок подходит к концу. Верно ли моё высказывание, что мы на уроке читали сказку? (нет, это басня, так как в ней есть мораль; под животными подразумеваются люди)

— Как называется басня?

— Что такое басня? Какова мораль басни? Что осуждает Крылов в басне «Ворона и Лисица»?

— Какими мы не должны быть? (мы не должны льстить и поддаваться льстивым речам)

— Мы сегодня познакомились ещё с одной басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица».

— Посмотрите на доску и посчитайте, сколько басен мы с вами уже знаем? (6)

— А кто помнит, сколько всего басен написал И. А. Крылов? (205 басен)

— Вот сколько ещё вы можете прочитать басен!!!

— Басни Ивана Андреевича Крылова читали, читают и будут читать. Порой в этих баснях

мы узнаем самих себя, они помогают нам бороться со своими недостатками и помогают нам узнавать жизнь!

VII. Домашнее задание:

1.выучить басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица»,

2.подготовиться к чтению басни по ролям.

3. Сделать иллюстрацию к басне.

VIII. Рефлексия.






See also:
Яндекс.Метрика