Урок литературного чтения 3 класс ИАКрылов Ворона и Лисица


Тема : И.А. Крылова «Ворона и Лисица» 3 класс.

Цели урока:

Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»; продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста; продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; дать образец выразительного чтения басни.

Задачи:

Образовательные задачи: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к прочитанному.

Развивающие задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение, развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас, развивать умения и навыки анализа басни.

Воспитательные задачи: содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интереса к предмету.

Оборудование: 1) Портрет И.А.Крылова

2)Маски животных из басен

3)Иллюстрации к басням.

4)Рисунки учеников- выставка.

5)Выставка книг И.А.Крылова.

6)Учебник: «Литературное чтение . В 2–х частях: 3 класс»,

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, М: Просвещение, 2011 г.

Ход урока.

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что – то новое и важное о себе и людях. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души самыми прекрасными чувствами.

На сегодняшнем уроке будем Думать, размышлять, На вопросы отвечать,

Выразительно читать.

2 Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжаем работать над баснями И.А.Крылова. Обращаясь к его портрету, мы видим мудрого проницательного, доброго к людям человека. В народе его называют дедушкой Крыловым.

И.А.Крылов родился в семье военного. С детства был одаренным ребенком. В 11 лет уже начал работать. Хорошо знал французский язык и итальянский. Занимался математикой, играл на скрипке.

И.А.Крылов написал очень много стихов, пьес, издавал журналы, но его любимым делом стало сочинение басен. И басни принесли ему такую известность, каким успехом не пользовался ни один писатель.

Уже при жизни И.А.Крылова знала вся Россия. Его басни прозвали книгой мудрости самого народа, ведь басни понятны всем, язык басен прост, ясен, стихи звучат как живой простой разговор. И.А.Крылов так рассказывает о различных поучительных происшествиях, что читая басни мы не только узнаем, что случилось с героями, но и видим перед собой яркую, живую сценку в своем воображении.

3. Проверка домашнего задания.

И вот на ваших рисунках мы видим героев басен, с которыми мы уже познакомились и, конечно, мы их знаем. (Описание некоторых рисунков)

Молодцы, ребята, очень интересные рисунки. Это было частью домашнего задания. И еще вы выучили наизусть басню «Зеркало и Обезьянка».

Чтение наизусть и оценивание.

Итак, обезьяна была глупой, несообразительной. А какими еще чертами отличалась эта Мартышка?

— А какой совет дал Медведь?

Чем кумушек… Эти строки стали пословицей, в них заключается главная мысль басни.

А как сказать по другому то, что посоветовал медведь?

— Выражения из басен Крылова очень созвучны с народными пословицами.

Чтение хором пословицы Других не суди , на себя погляди.

— А была ли польза от совета Мишки? (нет, глупую обезьяну не перевоспитаешь)

Работа с толковыми словарями С.И. Ожегова и В.И Даля по понятию «басня».

— Кто из вас знает, что такое басня? (ответы детей)

— Найдите в толковых словарях, какое определение дает Ожегов и В.Даль.

(Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

Басня (по В.И. Далю) — вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными).

— Сравним эти два определения. Что общего? Чем отличаются?

— Составим свое определение басни.

Задание: вставьте пропущенные по смыслу слова. (Басня – короткий, нравоучительный рассказ в стихах, в скрытой форме изображающей людей и их поступки. Главные герои: животные и растения»

— На какой жанр литературы похожа басня, если животные разговаривают или действуют как люди? Чем? (на сказку, главные герои – животные, которые могут разговаривать).

— Еще в басне всегда есть нравоучение или, по – другому, мораль. В морали осуждаются плохие или глупые поступки.

3. Первичное знакомство с басней.

— Сегодня я предлагаю вам, продолжая разговор о творчестве И.А.Крылова, ещё раз познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, перечитать её и попытаться открыть что-то новое в содержании басни и художественных законах этого жанра вообще

Итак, басни — это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, вещи, но под их поведением мы видим людей, их поступки, их недостатки. Вместе с Крыловым мы смеемся над ними, т.е. мы смеемся сами над собой. Ведь у всех людей есть недостатки. А И.А.Крылов помогает открыть их.

-А как вы думаете, легко ли написать басню?

Оказывается это очень трудно. И.А.Крылов был очень трудолюбивым человеком. Иногда, чтобы написать 20 строк хороших, таких, чтобы ему понравились, он написал черновых, пробных 200 строк.

А он написал более 200 басен. Представляете, как много он трудился.

И.А.Крылова «Ворона и лисица» слушание басни в аудиозаписи

-Герои этой басни Ворона и Лисица. Беседа о Вороне (показ иллюстрации)

-Ребята, ворону все видели? — Какое у неё оперение? Красивое? Привлекательное?

-А как «поет» ворона вам нравится? (кричит)

Беседа о лисе. (показ иллюстрации)

-А что мы знаем о лисе?

-Что мы знаем о её поведении? (хитрая, плутовка, обманщица) Очень трудно за лисой наблюдать в природе. Она быстро скрывается, чуткая, близко к себе не подпускает.

— Какие из этих качеств характеризуют Ворону, а какие Лисицу?

Ворона

Хитрая

Добрая

Неуклюжая

Растяпа

Умная

Простофиля

Тщеславная

Глупая

красивая

Лисица

Коварная

Хитрая

Неискренняя

Плутовка

Добрая

Льстивая

Умная

Честная

Глупая

Физкультминутка от Вороны.

Вот под елочкой зеленой (Встали.)Скачут весело вороны: (Прыгаем.)Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Чтение басни учителем. Обмен впечатлениями по прочитанному с выборочным чтением.

-Какие картины вы увидели?

Словарь: 1)сырный дух; (слова на доске)

2)сыр пленил;

3)плутовка;

4)на цыпочках;

5)ангельский голосок;

6)вещунья;

7)лесть, гнусна.

1 картина. “Ворона перед завтраком.”

-Скажите, что нам сообщает автор о Вороне в начале басни? (зачитывают 4 строчки) просто повествуем.

2 картина. “Появление лисы.”

-Кто появляется во 2 картине? (Зачитывают 4 строчки)

3 картина. “Обращение Лисы к Вороне”.

-Какие льстивые слова подобрала Лиса, чтобы похвалить Ворону?

-Как надо читать слова Лисы?

-Почему так часто мы видим восклицательный знак?

4 картина. “Сыр выпал- с ним была плутовка такова”

-Как повлияли льстивые слова восхваления лисы на Ворону?

-Сыр Выпал? – как вы понимаете?

-Почему же не удалось Вороне позавтракать?

-Благодаря чему Лиса — плутовка присвоила сыр?

-А поверила ли Ворона речам Лисы?

-А сейчас прочитаем мораль басни, где И.А.Крылов делает вывод: к чему приводит человеческий недостаток — лесть.

Чтение морали.

— Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).

— О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам).

— Какими хотел видеть Крылов людей? (Искренними, честными, скромными).

В этих словах главная мысль басни: что льстить — это плохо, некрасиво. Надо помнить, что льстец обязательно что-то ждёт, надеется взамен за ложную похвалу получить себе награду.

-Добилась Лиса своей цели с помощью лести? -Сочувствует ли автор Вороне?

Работа по иллюстрации.

-Какой момент из басни запечатлен?

Самостоятельное чтение басни, готовясь к выразительному чтению.

Чтение морали.

Чтение «Живая картина» (маска лисы, сыр, ворона и автор).

Чтение произведения по ролям.

Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую лживую плутовку Лисицу.

Взаимооценка детьми.

I Викторина. Из каких басен эти строки?

Вперед чужой беде не смейся, голубок?

Что это там за рожа?

Какие у неё ужимки и прыжки?

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настаёт.

Ворона каркнула во все воронье горло

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватило их.

II Басни И.А.Крылова очень созвучны с народным творчеством. Подумайте, какая народная пословица к какой басне подходит?

1.На языке мёд, под языком лёд. (Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и ждала, чтобы она каркнула, и сыр выпал)

2.Лениться да гулять – добра не видать.

3.Дружно нетрудно, а врозь – хоть брось.

4.Чужую беду, руками разведу.

5.У лисы плутовки 33 уловки

Верь своим очам, а не чужим речам. (Ворона должна знать, что она некрасивая. Нужно было верить своим глазам, а не льстивым речам Лисы).

У лести нет чести. (Лиса льстила, обманывала Ворону, про ее внешность. Лесть — хитрость и обман).

III О ком можно сказать «осталась с носом»?

-Когда так говорят?

-В какое время суток происходила история Вороны и Лисицы? Как определили?

Подведение итога. Рефлексия.

-С какой басней И.А.Крылова мы познакомились?- Какой человеческий недостаток выслеживает автор?

Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

«Было интересно ….»

«Урок дал мне для жизни…..»

Оценивание.

Домашнее задание: Выучить басню наизусть. Выписать из басни текст, который подходит к иллюстрации в учебнике.






See also:
Яндекс.Метрика