Урок литературного чтения 2 класс по УМК Гармония


Урок литературного чтения 2 класс по УМК «Гармония»

Тема урока: Авторская сказка. В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

Характеристика персонажа на основе его поступка. (урок 2)

Тип урока: УР (урок рефлексии)

Цель: Проверить знание содержания сказки, учить детей давать характеристику персонажа на основе его поступков;

Задачи:

Формирование умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание и форму художественного произведения;

Воспитание негативного отношения к хвастовству, нравственного сознания и эстетического вкуса;

Обучение умению выделять художественные детали текста, раскрывающие образы героев, определять главную мысль;

Развитие речи, воображения, умения рассуждать, выражать свою точку зрения, творческих способностей, памяти, внимания, мышления учащихся;

Совершенствовать навык выразительного, вдумчивого, осознанного чтения, его беглости;

Воспитание коммуникативных навыков, интереса к чтению литературных сказок и урокам чтения;

Оборудование:

Портрет В. Гаршина;

Выставка книг, рисунки к произведению;

Учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» 2 класс;

Мультимедийная презентация к уроку;

Тестовая работа по сказке;

Карточки со словами для характеристики героя;

Карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы;

Ход урока.

I.МОБИЛИЗАЦИЯ К КОНКРЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (3 мин)

Снятие напряжения: Громкий слышится звонок,

Начинается урок.

Каждый хочет получать, Только лишь оценку пять!

Желаю вам, мои юные читатели,

Чувствовать себя комфортно,

Но быть внимательными, доброжелательными

И, конечно, трудолюбивыми.

Приветствие гостям. Развитие мимической выразительности.

— Ребята, у нас сегодня гости. Поприветствуем их. Приветливо улыбнитесь. Глубоко вздохните, выдохните. Садитесь.

— Итак, начинаем наш урок речевой разминки.

Слайд- 1

Речевая разминка.

Чьи там крики у пруда:

— Квасу, квасу нам сюда!

Ква-ква-квасу, простокваши,

Надоела нам вода!

— Кто лучше? Прочитать – выразительно; весело; грустно; быстро, как скороговорку;

На доске карточки со словами: Винни-Пух, Незнайка, старик Хоттабыч,

Дюймовочка, Баба-Яга, лягушка, барон Мюнхгаузен;

— Прочитайте слова, записанные на доске.

Подумайте, что у них общего? (это всё сказочные герои)

— Какое общее действие объединяет этих героев? (летали)

— Какой «транспорт» использовали герои сказок? (воздушный шарик, воздушный шар или ракета, ковёр-самолёт, ласточка, метла или ступа, утки, ядро и утки)

Кто из сказочных героев, изобрёл новый, необыкновенный способ путешествия на утках? (лягушка)

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (10 мин)

Какое произведение читали на прошлом уроке? Кто автор? Назовите жанр произведения? (литературная сказка «Лягушка-путешественница», Всеволод Михайлович Гаршин)

Слайд 2

Сказка литературная или народная? Докажите. (литературная сказка о животных)

Литературная сказка

1.Автор – конкретное лицо (писатель)

2. Создаётся в письменной форме

3. Внесение изменений не допускается

4. Время создания сказки известно

5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной. И сказки о животных, и даже фантастику

-По каким признакам определили, что это сказка? ( животные разговаривают, зачин сказки похож на начало русских народных сказок «Жила-была», счастливый конец).

Почему автор назвал её путешественницей? (тот, кто путешествует, т.е. совершает поездки или передвижения по каким-либо местам, странам, обычно для ознакомления или отдыха.)

Слад- 3

— Как путешествовала лягушка? (на прутике, который держали две утки.)

— Давайте вспомним, о чём эта сказка.

Слайд — 4

Рефлексия (проектирование своей деятельности) – на первом этапе

Карточка самооценка (у каждого ученика)

Что мне нужно делать?

Что я могу сделать?

Что я не смогу сделать?

Оценка действия

1. Рассказать от лица лягушки о необыкновенном путешествии.

2.Ответить на вопросы теста по сказке.

3. Дать характеристику главному герою сказки. Составить модель описание лягушки.

4. Определить основную мысль сказки.

5. Ответить на вопросы:

— Что вам нравиться в характере и поведении лягушки?

— Какие недостатки людей осуждаются в сказке?

— Какие черты характера лягушки находите у себя?

— Чему учит автор на примере лягушки?

Проверка домашнего задания.

1. Взаимопроверка домашнего задания. Устный рассказ от лица лягушки – о необыкновенном способе путешествия на утках. (3мин)

Послушайте образец рассказа. (1 уч-ся у доски)

— Оцените свою деятельность в первой строчке карточки самооценки.

Слайд- 5-11

2. Проверить, как внимательно вы читали сказку и что вы запомнили о лягушке, поможет нам тест.

Тестовая работа по сказке (слайды 10 -16). (Выбери правильный ответ, запиши букву правильного ответа напротив вопроса).

— Оцените свою деятельность во второй строчке карточки самооценки.

III. ЛОКАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ. ( 2 мин)

— Как вы думаете, почему получились разные ответы в карточке самооценке?

— В каких пунктах карточки возникло больше затруднений? Я предлагаю вам самим подумать и предложить свой вариант. Посмотрите у всех разные варианты.

— Вы испытали трудность, почему? (Еще учимся давать характеристику герою, оценивать его поступки)

— Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснить, почему эта трудность возникла.

Затруднение – Причина – Цель

Я не могу?- Я не знаю? – Узнать!

IV. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА КОРРЕКЦИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ ( 2 мин)

Слайд — 12

— Кто попробует назвать тему урока? (Авторская сказка. В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Характеристика персонажа на основе его поступка. )

— Какую же цель вы перед собой поставите? (научиться давать характеристику персонажа на основе его поступков; умению выделять художественные детали текста, раскрывающие образы героев, определять главную мысль сказки;)

Слайд 13

— Итак, мы определили цель урока — научиться давать характеристику персонажа на основе его поступков.

Словарная работа (слова на доске на карточках):

— Прочитайте слова. Как вы понимаете значение этих слов?

Осторожный – крайне осмотрительный в своих действиях.

Любознательный – стремящийся к приобретению новых знаний.

Изобретательный — находчивый, быстрый на выдумку.

Смелый – не поддающийся чувству страха, не боящийся опасностей.

Честолюбивый – стремящийся к славе.

Хвастливый – склонный к восхвалению своих достоинств (часто мнимых)

Индивидуальная работа. (1 уч-ся)

Используя эти слова, докажите словами из текста, что они подходят к описанию характера лягушки.

V. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА. ( 15 мин)

Работа над образом лягушки.

Выборочное и поисковое чтение. (Карточки на доску. Составление модели – описания.)

1. — Какой вы увидели лягушку в начале сказки? (тихой, скромной, незаметной)

Слайд — 14

— Какие выражения использует автор для описания первоначального образа лягушки?

Лягушка-квакушка (простая)

Громко квакала вместе со всеми (обыкновенная как все)

Жила благополучно, наслаждалась тёплым дождиком (довольствовалась тем, что есть, она восхищалась и любовалась тем, что видела вокруг).

Чтение с. 101 — 102

— Как автор относится к лягушке? Для ответа на этот вопрос, прочтите начало сказки до слов: “…продолжала нежиться”.

(Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается, умиляется над ней, мол какая хорошенькая).

— Назовите выражения, которые использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке (наслаждалась, восхитительно приятно, продолжала нежиться).

Слайд — 15

2. — Как меняется характер лягушки с момента знакомства с утками?

Чтение с. 102 — 103

Чтение с места в тексте « И лягушка сейчас же спряталась… Возьмите меня с собой!»

Какие черты характера лягушки вы увидели? (любопытная, но осторожная; вежливая, тактичная, рассудительная)

Чтение с. 104

3. — Найдите отрывок текста, который рассказывает о том, что лягушка сообразительная. «-Я придумала! Я нашла!…до….всё будет превосходно»

Почему утки согласились на предложение лягушки? (Она сумела их убедить, говорила решительно, уверенно и утки ей поверили; они удивились её умной головой).

Слайд — 16

Чтение с.104-105

4.- Прочитайте выражения использует автор описывая состояние лягушки в воздухе?

(захватило дух от страшной высоты, бедная лягушка болталась в воздухе, однако скоро привыкла к новому положению, даже радовалась и гордилась).

— Как он относится к ней в данный момент? (Автор жалеет квакушку, одновременно восхищается её мужеством «Нужно было иметь присутствие духа, и она его имела.)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА: Звуковая «4 шага»

5 — Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей. Она поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга.

— Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).

— Так ли это? А вы уверены?

Чтение с.105 — 106

— Давайте обратимся к тексту. « Хотела послушать, что о ней говорят…», «…от высоты кружится голова, и я боюсь, вдруг мне сделается дурно…».

Чтение с.106

Как изменился характер лягушки с момента, когда её начали хвалить сначала утки, потом люди? Чтение отрывка «-Смотрите, смотрите!… до … Это я! Я! (лягушка необыкновенно хвастливая, нескромная, тщеславная)

На доске два новых слова. Как понимаете их значение?

ТЩЕСЛАВИЕ — стремление к славе, почестям, почитанию.

ЗАЗНАЙСТВО – возомнить о себе, стать высокомерным, хвастливым.

— Помогло лягушке хвастовство или навредило?

7. — Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по тому, как он описывает падение?

Слайд- 17

Чтение с.106

— С каким чувством автор описывает падение лягушки? Чтение абзаца « И с эти криком она полетела вверх тормашками…… и бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни». (Чувствуется в словах автора лёгкая ирония, он заранее задумал, что лягушка не разобьётся, останется цела и поэтому улыбался над хвастливой героиней).

На доске два новых слова. Как понимаете их значение?

ИРОНИЯ – тонкая, скрытая насмешка.

Слайд —18

— У Гаршина в тексте есть особые слова, сочетания слов, которые помогают нам понять иронию, с которой автор относится к лягушке. Вот эти словосочетания.

Шлёпнулась с сучка,

выражение морды было самое сияющее,

полетела вверх тормашками,

называет бедной спутницей,

дрыгая всеми четырьмя лапками,

быстро падала,

бултыхнулась в грязный пруд,

боялась уронить лягушачье достоинство,

болталась таким образом целый день.

— За что автор наказал лягушку? (за хвастовство и тщеславие)

— Итак, Гаршин даёт нам новую характеристику лягушки:

Главным отрицательным качеством её было ХВАСТОВСТВО (ЗАЗНАЙСТВО, ТЩЕСЛАВИЕ), которое её погубило. Ведь именно оно помешало ей довести до конца хорошо начатое дело.

Слайд — 19

8. — Перестала хвастаться лягушка после падения? (Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но хвастаться не перестала).

Слайд- 20

Проверка индивидуальной работы.

Какое описание характера лягушки, получилось, используя представленные слова…?

VI. ОБОБЩЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ. (2мин)

Выделение главной мысли произведения.

— Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью поведения лягушки? (хвастовство, нескромность, тщеславие, зазнайство).

Вывод:

— Рассказывая о поведении лягушки, автор видит в ней не только тщеславие и хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость, любознательность. Показывая недостатки лягушки, автор всё же испытывает к ней симпатию, вероятно, поэтому он сохраняет ей жизнь в конце сказки.

Гаршин иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых. Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница».

Слайд —21 — сигналы

— Почему не состоялось путешествие Лягушки? Что погубило мечту главной героини?

а) лягушки не умеют летать; б) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным; в) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

VII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика