Урок литературного чтения 2 класс по программе ДБЭльконина — ВВ Давыдова


Урок литературного чтения

Тема урока: Слово в русской народной сказке. Бытовая сказка «Мужик и медведь».

Урок входит в цикл уроков «Слово в сказке»

Задача учителя: создать условия для формирования представления о жанровых признаках бытовой сказки;

Задача обучающегося: вывести основные признаки бытовой сказки.

Ход урока:

Орг. момент

Артикуляционная разминка

Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.

Начнем с разминки. Прочитайте предложение. Что записано? Докажите.

-Читаем медленно по слогам,, целыми словами, быстро, вдох — читеам быстро.

Прочитайте быстро сами, кто попробует вслух?

Ситуация успеха.

Хорошо читаете, прочитайте глазами слова на стенах. Как вы думаете, какое задание?

-Поработайте в паре и распределите жанры произведений на 2 группы.

-Проверка. Представим результат на доске. Почему сказку отнесли в 2 столбика?

-Вы много знаете сказок. Какие основные признаки сказки, как ее отличить от других жанров? Назовите сказки, у которых эти признаки существуют.

4. Постановка учебной задачи.

-Послушайте моё чтение. (Читаю сама)

-Что вы сейчас прослушали? Докажите по признакам волшебной сказки. (указываю на признаки).

-Может это не сказка?

-подходят признаки волшебной сказки к этой сказке?

-Другая сказка, а как доказать, что другая сказка? (указать признаки другой сказки)

— Какая перед нами задача?

5. Решение поставленной задачи.

-Давайте разберёмся. На некоторое время я оставлю вас с произведением наедине, для того, чтобы внимательно прочитали его самостоятельно, значение незнакомых слов в тексте вы найдете в сносках.

(- Вершки (стебель и листья корнеплодов)

— Дуброва (дубрава)

— Ботва (верхняя часть растения)

— Накласть (положить)

— Жать (срезать под корень стебли зерновых культур)

— Доля (часть чего-то))

— После прочтения я задам вам вопрос: Какие события описываются в этой сказке? В волшебной – волшебные, а в этой?

Разминка для глаз.

Дети читают текст.

-Какое событие описывается? Какую проблему решают медведь и мужик? (Главная проблема в этой сказке житейская, бытовая – договориться с медведем о дележе урожая.)

— Есть ли волшебство в их дележе? Значит какая ситуация, если не волшебная? (обычная, повседневная, житейская)

-К слову житейская подберите синоним — бытовая. Вы слышали слово быт?

-Что обозначает? Быт – часть жизни человека, при которой он не испытывает нужды в еде, одежеде, уюте. Ученые так и назвали сказку, в которой описываются обычные, житейские события – бытовой.

-Это достаточно, чтобы отличить этот вид сказки от другой?

-Кто является главным героем сказки? (обычные люди)

-какой он мужик? Какие черты характера? (находчивый, умный)

-Что помогло герою в сказке?

-По каким признакам мы отличим бытовую сказку от волшебной?

Итог.

-Какую задачу урока мы ставили?

Что мы читали? Какую сказку?

-Для чего люди придумали бытовые сказки? (учиться у героев выходить из трудных ситуаций)

-какую работу будем выполнять на следующем уроке?






See also:
Яндекс.Метрика