Урок литературного чтения 2 класс ЭЭКац


Пояснительная записка.

Урок литературного чтения проведён 7 сентября 2010 года во 2 А классе МОУ СОШ №5 города Слободского Кировской области.

В классе 27 учеников (16 девочек и 11 мальчиков, 1 ученик прибыл во 2 класс из гимназии)). Воспитываются в благополучных семьях, где детям уделяется много внимания и заботы, 22 из них – полные. С первого класса сложилась доброжелательная атмосфера работы на уроках и во внеурочное время. Дети усидчивы и прилежны, но пока не все достаточно внимательны и активны. Все по-доброму общаются между собой, нет в классе изолированных и непринятых детей. С большим уважением и любовью относятся к учителям. При этом дети разного уровня интеллектуального развития. По результатам диагностики, проведённой в конце 1 класса, 11 человек – высокого уровня развития, 5 – выше среднего, 8 – среднего, 3 – ниже среднего уровня развития.

Обучение литературному чтению идёт по УМК «Планета знаний» под редакцией И.А. Петровой, который реализует принцип деятельностного

подхода. Автор учебника – Кац Элла Эльханоновна. К учебнику прилагается рабочая тетрадь в 2-х частях. Кроме того, используется тетрадь «Читая – думаю», разработанная на кафедре педагогики и методики дошкольного и начального образования ВГГУ под руководством Бершанской О.Н. к учебнику Кац Э.Э.

В учебнике «Литературное чтение» (в 2-х частях) представлены произведения разных жанров. Весь материал разделён на инвариантную и вариативную части. В инвариантной части находятся тексты и задания, обязательные для всех учащихся. В вариативной части – задания, выполняемые по выбору учителя. Система вопросов и заданий нацелена на обучение эмоционально-эстетическому восприятию художественных произведений, развитие способностей детей к литературному творчеству, обогащение словарного запаса учащихся, формирование навыков выразительного чтения и коммуникативных способностей. Структура учебника помогает формированию детской самостоятельности через:

работу в парах,

дифференцированные задания,

творческие задания;

проекты по объёмным темам.

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 136 учебных часов, 4 урока в неделю.

Урок по теме «М.М.Пришвин. Полянка в лесу» включён в раздел «Осень пришла». Пройдена 1 часть – «Вспомним лето». Произведение М.М.Пришвина открывает 2-ю часть – «Здравствуй осень». По типу – урок изучения нового материала, поэтому в своей структуре содержит все основные этапы:

Организация.

Эмоционально-деловая подготовка через стихи.

Проверка выполнения домашнего задания.

Работа в парах, взаимоконтроль по опорным листам.

Мобилизующий этап.

Через практические задания выяснить тему урока, сформулировать цель.

Знакомство с новым произведением.

Компьютерная презентация о М.Пришвине, словарная разминка (работа с толковым словариком учебника), первичное чтение учителем, проверка восприятия.

Физкультпауза.

Спортивно-игровые упражнения, связанные с содержанием произведения.

Работа над текстом.

Повторное чтение детьми, анализ по вопросам учебника: работа в парах, дифференцированные творческие задания, осмысление художественных приёмов автора.

Подведение итогов.

Обобщающие вопросы по теме урока.

Рефлексия.

Самооценка деятельности на уроке и уровня сотрудничества через игровой элемент с осенними листьями.

Информация о домашнем задании.

Дифференциация задания.

Урок прошёл живо и интересно. Все дети получили оценки за домашнее задание. За творческие работы – индивидуально на следующем уроке. Благодаря смене видов деятельности, дети не почувствовали усталости, было достаточно одной физкультпаузы. Работа в парах дала возможность включиться в работу всем учащимся, а дифференциация заданий – проявить свои индивидуальные способности. Дети легко справились с обобщающими вопросами по теме урока и уверенно оценили свою деятельность. На доске появился пейзаж-иллюстрация к рассказу Пришвина: под силуэтом берёзки лежал ковёр из берёзовых листочков. А после урока дети рассматривали книги, представленные на выставке, и попросили их для домашнего чтения.

По результатам урока в классе появился стенд с детскими рисунками и сочинениями.

Конспект урока.

Тема: М.М.Пришвин «Полянка в лесу».

Цели: познакомить учащихся с новым произведением М. Пришвина;

создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы:

анализ сюжета;

выборочное чтение;

определение художественных приёмов;

развивать эмоциональное отношение к произведениям искусства, устную и письменную речь учащихся;

воспитывать любовь и внимательное отношение к природе.

Оборудование: мультимедиа, презентация о М. Пришвине, выставка книг писателя, раздаточный материал для учащихся (карточки для контроля, тексты с заданиями), учебник и рабочая тетрадь №1 к учебнику Э.Э. Кац «Литературное чтение» 1 часть, словарь фразеологизмов, кленовые и берёзовые листочки, рисунок-силуэт берёзки.

Продолжительность урока: 45 минут.

Ход урока.

Организация.

Проверка готовности.

Эмоционально – деловой настрой:

Уч . Птицам – время улетать,

Листьям – время опадать,

Тучам – плыть, дождям – пролиться,

Ну, а нам пора … ( учиться!)

О каком времени года эти стихи?

Да, сегодня мы шагнём в раздел «Здравствуй, осень».

Проверка выполнения домашнего задания.

Уч. Мы прощаемся с летом. Давайте проверим, как научились красиво читать стихотворение О. Дриз «Кончилось лето».

(Работа в парах по карточке контроля.)

Имя чтеца.

Темп.

Выразительность, тон.

Паузы.

Ошибки в произношении.

оценка

Словесная характеристика учениками 1-2х ответов по карточке.

Мобилизующий этап.

Уч. О чём же мы узнаем сегодня на уроке? Давайте определим тему сегодняшнего урока чтения.

(Выполнение заданий.)

Прочитай пословицы и приметы. Собери имя и фамилию автора из пропущенных букв.

Если лист на зе…лю лож…тся ввер… изн…нкою – к урожаю.

Упал с дерева од…н …ист – жди осени.

Поздний листо…ад – к су…овой з…ме.

Если листья берёзы осенью начинают желтеть с верху…ки, то …есна будет ранняя, а если сн…зу, то позд…яя.

Прочитай стихотворение, подбери слова в рифму. Из подобранных слов составь название произведения.

«Как хорошо, что есть в

Чудесная

И я грибы домой несу»,

Сказала мне Татьянка.

Обозначение темы урока.

« … … и его произведение «… … …»

Уч. Определим жанра произведения. ( Предположение учащихся).

сказка стихи рассказ

Каким цветом закрасим? Зелёным – о природе.

Уч. Сформулируем цели урока.

познакомиться……

учиться….

4.Знакомство с новым произведением.

Уч. Давайте поближе познакомимся с автором.

Рассказ – презентация о М. М. Пришвине (5 кадров, читает подготовленный ученик)

Уч. Откроем учебник и встретимся с новым произведением. Страница 12.

Нас ждёт словарная разминка.

Что значит слово ОСТРОВ? (опора на знания детей)

Найди его в толковом словаре учебника.

Как ты понимаешь выражение «сделать что-то под шумок»?

( сначала предположения детей, затем обращение к словарю фразеологизмов)

Уч. Ребята, настал наш любимый момент на уроке. Сейчас вы впервые услышите новый рассказ. Сядьте, как вам удобно слушать, можно прикрыть глаза, представляя услышанное, можно смотреть на иллюстрацию в книге, можно читать беззвучно вместе со мной…

( Чтение текста учителем).

Проверка первичного восприятия:

— Что происходит в осеннем лесу?

( уточнение жанра – рассказ)

Физкультпауза.

Уч. А давайте мы все отправимся на эту полянку.

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше.

Дружно, весело шагали,

Не споткнулись, не упали. (Шагаем, высоко поднимая колени.)

На лужайке красота!

Ах, берёзка высока.

Чтобы веточки достать,

Не носочки надо встать. (Руки в стороны, вверх, поднимаемся на

носочки.)

Ствол берёзы обнимаем,

Крепко глазки закрываем.

Поморгали раз-два-три,

Вправо-влево посмотри. (Упражнения для глаз.)

Работа над текстом.

Уч. Вы меня очень внимательно слушали, молодцы. Теперь я также внимательно послушаю ваше чтение. ( Чтение по цепочке).

Вопросы после прочтения (выборочное чтение):

Что слышит писатель в осеннем лесу?

Что он видит?

Уч. Очень хочется узнать, все ли запомнили содержание рассказа? Давайте выполним работу на карточках.

Прочитай отрывки из текста. Определи их порядок.

«Слушает заяц, встал на задние лапки, огляделся: везде шелест, куда идти?

«…оглянется храбрый заяц на шелест, а тут тебя под шумок и схватит рыжая кумушка»

«Слушает заяц, …будто кто-то шепчется сзади и крадётся»

« …они встают и уходят куда-то из леса»

«… а пошёл вокруг всей поляны, от берёзки к берёзке»

Какие художественные приёмы использует писатель? (Работа по карточкам.)

Прочитай фразы. Определи, какой художественный приём использует автор? Соедини стрелочками.

«… полянка в лесу – как остров…» сравнение

«… как шепчутся, падая, осенние листики»

« осенний лес мне становится как море» олицетворение

Уч. А что думает об этом рассказе ваш сосед по парте? Хотите узнать?

Найдите в учебнике условный знак парной работы и обсудите вопросы 3, 4, 5.

(Работа в парах).

Почему зайцы осенью куда-то уходят из леса? Обсуди этот вопрос с товарищем.

Что, по-твоему, писатель чувствовал в осеннем лесу: радость, грусть, удовольствие, страх? Объясни своё мнение.

Лес напоминает Пришвину море, а полянку он сравнивает с островом. Объясни, почему?

( Когда пара готовы – встают на ножки – своего рода физпауза и таймер для остальных).

( Заслушать ответ 1 пары.)

Уч. М. Пришвин своим рассказом показал нам прекрасный пример описания осенней природы. Давайте и мы попробуем выполнить творческие задания.

(Дифференцированные творческие задания в рабочей тетради).

Продолжи предложения:

Осенние листья летели по ветру, как_________________________

Облака плыли по голубому небу, словно____________________

Струйки дождя стекали по оконному стеклу, будто____________

М. Пришвин написал: «Слышу, как шепчутся осенние листики».

Напиши, о чём они могли шептать.

_______________________________________________________________________________________________________________

Заслушать 1-2 работы.

Подведение итогов.

Уч. Вот и подошёл к концу наш урок.

С каким произведением мы познакомились?

Что новое узнали о природе осенью?

8. Рефлексия.

Уч. Возьмите берёзовый листочек, если вы довольны своей работой на уроке.

Возьмите кленовый листочек, если вы неудовлетворенны своей работой.

Посмотрите, какой у нас получился пейзаж. (Добавить силуэт берёзки.)

9.Информация о домашнем задании.

Страница 13, задание 6 –выбор из трёх вариантов:

-продолжи предложения;

-напиши мини-сочинение;

-нарисуй иллюстрацию.

Дополнительный ресурс к уроку.

Отгадай загадку и ты узнаешь любимое животное М. Пришвина.

Хмурый Антипка в доме сидит.

Лохматая шуба, острые зубы.

На кого рявкнет – тот задрожит.

Пришвин очень любил этих животных. Все

о которых он рассказывал, принадлежали ему или его друзьям. Он немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил бы интересные мне запахи!»

Приложение.

Мини-сочинения на тему: «О чём шепчутся осенние листики».

№1.

Шепчутся листики между собой. Рассказывают они о том, что летом видели.

Шишкин Роман

№2.

Жалко, жалко, что лето кончилось. Вот что говорят упавшие листочки.

Кашина Настя.

№3.

Как хорошо было летом. Мы видели красную земляничку и чёрную черничку. Их собирали дети. Как было шумно и весело.

Филимонова Диана

№4.

Шепчутся осенние листики, говорят друг другу:

— Вот и осень. Закончились весёлые деньки. Скоро снег нас укроет, мы уснём.

Менщикова Ксения

№5.

Летом было очень хорошо. Пели птички. Лил тёплый дождик. А мы были зелёные. Сейчас мы стали ещё красивее. У нас золотой наряд.

Кропачева Настя

№6.

Шепчутся листочки. Жаль им, что лето прошло. Смотрят, как птички улетают. Хочется и им полететь в тёплые страны.

Савельева Настя.

№7.

Я подслушал, о чём шепчутся листья на полянке. Они рассказывают про зайчика. Как он летом ел зелёную травку на полянке.

Пырегов Серёжа

№8.

Писатель сидел на полянке и слушал, как листики шептались. Потом он сочинил рассказ для нас. Очень интересно!

Костина Катя






See also:
Яндекс.Метрика