Урок литературного чтения 2 класс Д биссет Под ковром


Технологическая карта изучения темы «Фантазия. Д. Биссет « Под ковром»».

Тема

Фантазия. Д. Биссет « Под ковром»

Цель темы

Отметить одну из важнейших особенностей литературы, как мира, который создаётся фантазией автора.

Формировать: умение формулировать свои мысли и аргументировать их, практический навык чтения.

Воспитывать бережное отношение к книге.

Планируемый результат

Знать , что способность мечтать и фантазировать, необходима любому человеку.

Уметь различать фантазию и ложь по их основным признакам.

УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Основные понятия

Фантазия, воображение, автор, герои.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

Учебник В.Ю. Свиридова «Литературное чтение»

Раздел 1 «Границы страны Литературы»

Методическое пособие, мультимедийное оборудование

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Применять правила поведения на уроке

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок.

I этап. Организационный момент.

Личностные УУД

II этап.

Актуализация знаний

Цель – побуждать детей к свободному высказыванию

III.Изучение нового материала.

Цель показать литературу, как мир, который создан фантазией писателя , художника; что фантазия является одной из

движущих сил в развитии человечества

ПР: будут знать, что именно умение фантазировать, помогло сделать людям множество научных открытий

Учатся решать проблемную ситуацию, синтезировать, делать выводы

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать создание проблемной ситуации

включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Показать

литературу, как мир, который создан фантазией писателя , художника; что фантазия является одной из

движущих сил в развитии человечества

II этап. Актуализация знаний

Последний наш урок закончился ответом на вопрос автора учебника-А что ты любишь делать с книгами? Может у вас появились новые варианты ответов?

Для чего человек создавал книги?

Чему они нас учат? (…, мечтать , фантазировать)

III.Изучение нового материала.

А что такое фантазия? (…)

Слово это пришло к нам из греческого языка. Оно обозначает способность к творческому воображению, т.е. умение создавать нечто надуманное, несбыточное, неправдоподобное.

А знаете, однажды в разговоре я услышала такие слова: «Придумывать то, чего не существует – это пустая трата времени. Это занятие для детей. А взрослые пусть создают нужные, реальные вещи, делают научные открытия»

А вы согласны с этим утверждением? (…)

Не будем спорить, а чтобы разобраться в этом: нужно или не нужно фантазировать взрослым, мы сейчас отправимся в страну, которая и создана фантазией и воображением . Она так и называется «Страна Больших и Маленьких Фантазий».

-Как вы думаете , сможем ли мы найти эту страну

на географических картах?

-Почему?

-А как мы попадём туда?

И в этом нам помогут те воображаемые волшебные входы, которые вы дома нарисовали потому, что только такой вход сможет открыть нам путь в эту страну? (только воображаемый)

Итак, вход у нас есть, а что же мы увидим там, за ним? (…)

-У меня сейчас возник вдруг такой вопрос, а в каком возрасте человек лучше всего умеет мечтать и фантазировать? А бывают люди, которые даже став взрослыми, могут заглянуть за нарисованную дверь? Кем становятся взрослые, не забывшие детство, умеющие представить себе будущее, видеть несуществующий мир? (Писателями, художниками)

Пожалуй, я с вами соглашусь. Художники, писатели именно те взрослые, которые видят то, чего не видят другие. Они путешествуют в мире фантазий, совсем не боясь заблудиться. Их воображение творит чудеса: луковичка превращается в озорного мальчишку, в оловянном солдатике начинает биться живое сердце и сгорать от любви, с далекой планеты прилетает Маленький принц.

Как чудесно, что художники и писатели, не желая путешествовать в одиночестве, приглашают и нас с вами в эту удивительную страну. И попасть туда очень легко. Надо только… (пауза) открыть книжку.

Посмотрите, какие знакомые симпатичные гости пришли к нам сегодня на с.6.

-Узнаете? (Дети называют героев сказок.)

-А вы знаете, кто привел этих героев из мира фантазий в наш мир, кто их придумал?

(Дж. Родари, Астрид Линдгрен, Шарль Перро…)

-А вот вот эта дама в желтом, с длинным носом , что-то я никак её не могу узнать? Это Баба Яга?!

-Что-то не похоже.

-Какая Баба Яга в сказках? (Злая, коварная…)

-А эту как изобразил художник?

-Что это с ней случилось?

(С ней любезничает и вежливо ей кланяется Кот в сапогах.)

-Ай да кот, ай да молодец, какие же комплименты он говорит Бабе-Яге, что она так растрогалась?

-Однако Кот нарушил правила этикета (правила хорошего тона). Не знаете, какие?

(Кот кланяется даме, а шляпу не снял).

-Чей портрет вам больше всего понравился? Почему?

-А мне больше всего понравился портрет Бабы Яги.

Потому что он меня больше всего удивил. Злая Баба Яга превратилась в очень милую и добродушную особу.

Замечательная фантазия художника. Давайте мы тоже пофантазируем. Так… (Задумываюсь.) Баба Яга у нас уже превращенная, пусть она немного с Котом полюбезничает; других злодеев мы пока трогать не будем, а то сказки расстроятся: мы все зло победим, что же тогда богатырям и добрым молодцам делать придется, заскучают они у нас, квалификацию потеряют.

-И знаете, какие у меня вдруг возникли мысли? А могут ли в Стране Больших и Маленьких фантазий подружиться отрицательные герои с положительными или хищные животные с травоядными?? ().– А могут ли подружиться, например,   лошадь и тигр? ().-А давайте проверим наши мысли, для этого прочитаем рассказ английского писателя Дональда Биссета «Под ковром». Хотите послушать этот рассказ?

Коммуникативные УУД–выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

–аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ;

–учет разных мнений;

–использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные УУД

Познавательные УУД

–анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

–извлечение необходимой информации из текстов ;

–осознанное и произвольное построение

речевого высказывания ;

IV этап. Закрепление изученного.

Цель – Научить отличать безобидную фантазию от корыстного обмана и лжи и обосновывать свой выбор. Отрабатывать практический навык чтения

ПР: уметь различать безобидную фантазию от корыстного обмана и лжи и обосновывать свой выбор.

Осуществлять анализ, классификацию, работать в парах

формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Учатся работать самостоятельно по инструктажу

Организовать работу по анализу и классификации, работу в парах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Организовать самостоятельную работу в парах после предварительного инструктажа

IV этап. Закрепление изученного.

Работа по учебнику стр. 6-7

1) Первичное знакомство со сказкой (чтение учителем)

– Понравился рассказ? Вы внимательно его слушали?

-Тогда я предлагаю вам ответить на некоторые вопросы.

— Назовите главных героев этого рассказа (может возникнуть коллизия, кто именно является главным героем рассказа)– Где живут тигр и лошадь?– Кто их туда поселил?– Как они туда поместились?– Что значит «воображаемые»?– Что можете сказать о девочке? Какая она? найдите и отметьте в списке слова подходящие к описанию характера девочки ( Работа в парах, на каждой парте список слов) (Обманщица, фантазёрка, мечтательница, лгунья , выдумщица)

Фронтальная проверка.

Почему вы выбрали именно эти слова? Разве они обозначают не одно и то же? (Здесь может возникнуть коллизия, дети могут засомневаться )

В чём же отличие фантазии от обмана?(безобидная выдумка, приносящая радость и выгода, корысть, которые могут причинить страдания другому)

2) Повторное чтение

Вы меня уже послушали, а теперь и я хочу послушать ваше чтение. В рассказе встречаются очень длинные и сложные слова, давайте прочтём их все вместе.

Подготовительная работа к чтению.

На слайде трудные слова разделённые на слоги:

Во-о-бра-жа-е-мы-еПо-хру-пы-ва-ни-еУ-до-воль-стви-еЗа-шу-шу-ка-лись

– Все ли слова вам понятны?

(чтении цепочкой)

Беседа после чтения:

– Что девочка рисовала для лошади?– Кто любит бутерброды с сеном? – Что вы можете сказать о характере лошади? (Проказница, весёлая, игривая).– А тигр какой? (Скромный).– Ну, а что же любят тигры? А давайте вообразим, что у нас есть возможность пообщаться с тигром. Спросите у него, что он любит.(Дети наклоняются над книгой, шёпотом спрашивают у тигра, что он любит, затем высказываются в слух)

IVэтап. Закрепление изученного.

Вывод: фантазия и ложь совершенно противоположные нравственные понятия.

Познавательные УУД

–подведение под понятие;

–установление причинно-следственных связей ;

–выполнение действий по алгоритму;

–осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

–построение логической цепи рассуждений, доказательство ;

Коммуникативные

УУД–формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации ;

–учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций ;

–использование критериев для обоснования своего суждения .

–достижение договоренностей и согласование общего решения ;

Личностные УУД–осознание ответственности за общее дело;

Контролирующее задание

Разве можно все узнать о человеке, то есть о тигре и лошади, пообщавшись с ними не больше пяти минут. Надо познакомиться с ними поближе. Пошушукайтесь с ними ещё немножко, может быть, они вам еще что-нибудь о себе расскажут. Чтение рассказа про себя

– А сейчас задание для самых внимательных. Сосчитайте, сколько раз девочка заглянула под ковёр.– Так сколько же раз девочка заглянула под ковёр? (Дети отвечают: « 3 раза»).– Зачитайте. (Дети зачитывают те эпизоды, где говорится, что девочка клала под ковёр)– А где здесь сказано, что девочка туда посмотрела? Какие слова указывают на это действие? (Ищут слова, указывающие на данное действие).– Встретились ли здесь слова: посмотрела, заглянула, увидела, обнаружила,…?– Какой вывод из этого следует? (Девочка ни разу не заглянула под ковёр)

– Почему девочка подсовывала записки не заглядывая под ковёр?– Что бы она там увидела? (Она придумала сказку и верила в неё. Она не хотела, чтобы сказка исчезла).

Коммуникативные УУД

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

–формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений ;

–использование критериев для обоснования своего суждения;

Познавательные УУД

-рефлексия способов и условий действия;

–контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные УУД

–самооценка на основе критерия успешности ;

–адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

–следование в поведении моральным

Нормам и этическим требованиям .

Вывод: только от самого человека зависит, появится рядом с ним сказка или нет

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика