Урок литературного чтения 2 кл УМК Школа России


Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: Е.И.Чарушин «Страшный рассказ».

Цели: познакомить учащихся с творчеством Е.И.Чарушина; развивать навыки правильного выразительного чтения; учить выделять смысловые части и составлять план рассказа, пересказывать по составленному плану; воспитывать доброе отношение к животным.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание рассказа по его заглавию; определять последовательность событий, составлять план рассказа и пересказывать подробно по плану; уметь делать выводы по прочитанному.

Учебные материалы: книги Е.И.Чарушина, учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, презентация.

Ход урока №1.

I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания.

Творческий пересказ текста «Ребята и утята» М.Пришвина от имени ребят.

III.Актуализация знаний.

— Ребята, прочитайте загадку (слайд 1) сначала медленно, а затем быстро. Теперь прочитайте выразительно, выделяя голосом главные слова.

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

— Кто назовёт о ком идёт речь в загадке? Правильно, о ёжике. Что вы знаете о этом животном? (выслушиваются ответы ребят).

(Слайд 2)Рассказ учителя о еже.

У ежа короткое туловище, длиной до 25 см, остренькое рыльце, маленькие глазки, коротенькие ножки. Длина хвоста 2-3 см. Все эти зверьки усыпаны иголками, кроме морды, головы и живота. Мышцы помогают им сворачиваться в колючие шары, когда грозит опасность. Иголки имеют длину до 2 см. Ежики живут на лугах, в степях, в лиственных лесах с подлеском, любят кучи хвороста. На зиму ежи впадают в спячку, отыскивают чужие норы и устраиваются в них. Самка строит гнездо в незаметном месте, устилает его листьями, травой. У нее весной рождается 5-7 детенышей. Ежики рождаются голые и слепые. Только потом они покрываются иголками. Самка кормит их молоком. Ночью ежи выходят на охоту и тщательно ищут добычу. У ежа развито обоняние сильнее, чем зрение. Он часто принюхивается и прислушивается. Питаются жужелицами, лягушками, мышами, насекомыми. Они даже нападают на змей и пчел, так как не боятся их укусов. Могут есть грибы и ягоды. Чтобы достать мышей из-под земли, разрывают их ходы. Но у ежей, даже таких колючих, есть враги. Так, лиса катит ежа в воду – он разворачивается, и она его съедает. Птицы пользуются своими острыми когтями/ Ежи приносят людям пользу, уничтожая мышей, вредных насекомых. Люди ценят это и на дачах часто прикармливают ежей. Им оставляют на ночь косточки, мясо, кашу и молоко, и ежи исправно приходят ночью съесть оставленную им пищу. Ежи легко привыкают к неволе, только зачем же их забирать из леса?

IV.Мотивация учебной деятельности.

— Сегодня на уроке мы будем знакомиться с рассказом Евгения Иванович Чарушина. Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём этот рассказ? (выслушиваются ответы ребят)

— Ваши предположения очень интересны, но правильны ли они мы узнаем чуть позже. Сначала мы познакомимся с писателем Евгением Чарушиным. (слайд 3)

V.Работа по теме урока.

1) Знакомство с писателем.

Материал для учителя.

Всю жизнь с раннего детства Чарушин прожил среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. И потом дома это превращалось в чудо-сад. Здесь он учился наблюдать и работать. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика. А когда он подрос, стал ходить на охоту.

С детства он увлекался рисованием. Наблюдая природу, жизнь, повадки зверей, он всё это рисовал, записывал. Более 30 лет Чарушин писал для детей рассказы о животных и сам делал к рассказам рисунки. И знаете почему? Сам писатель говорит об этом так:

«Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».

Выставка книг Е.И.Чарушина.

2) Первичное знакомство с рассказом.

Прослушивание рассказа на электронном приложении.

— Можно ли на самом деле считать рассказ страшным? Почему же автор дал именно такое название?

3) Словарная работа.

— Какие слова для вас оказались незнакомыми? Обратимся к толковому словарю.

Сени – в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Чулан – помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе.

Клеть – кладовая при избе или в отдельной постройке.

VI.Физкультминутка.

VII.Работа с текстом.

1)Беседа по содержанию.

Прочитайте рассказ самостоятельно.

— Приходилось ли вам оставаться дома одним?

— Чем вы занимались в это время?

— Боязно ли было без взрослых?

— Почему же мальчики испугались ёжика?

— Как вы думаете, сколько им было лет? Докажите словами из текста. (сами умылись, сами разделись и легли спать в постельки)

— Зачитайте, как мальчики уговаривали себя не бояться.

— Прочитайте последние строчки. Почему теперь ежа никто не боялся?

2)Выразительное чтение.

— Прочитайте рассказ так, чтобы слушателям было интересно. На какие знаки препинания нужно обратить особое внимание?

3) Составление рассказов. Работа в парах.

— Вспомните с другом случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Задайте друг другу вопросы.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

— Выберите и продолжите любое предложение. (слайд 4)

1.На сегодняшнем уроке я узнал(а) …

2.На этом уроке я похвалил(а)…

3.Сегодня я сумел(а)…

Домашнее задание: Подготовить рассказ о еже. ( Энциклопедические данные или история из собственной жизни)

Ход урока 2.

I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания.

— Какие рассказы о животных вы подготовили? (выслушиваются ответы )

III.Актуализация знаний.

— Сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом Чарушина, будем делить текст на части и составлять план, который поможет нам при пересказе. Для этого обратимся к рабочей тетради. На с.64 повторим совет «Как составить план».

IV.Работа по теме урока.

1)Деление текста на части.

— В тексте вы видите подчёркнутые слова. С их помощью составьте план рассказа и запишите его в рабочую тетрадь на с.45 (Ребята работают в парах)

— Какой план у вас получился? Кто добавил пункты? Почему?

V.Физкультминутка.

VI. Работа по теме урока (продолжение).

2)Пересказ текста.

— По составленному плану подробно перескажите текст.(выслушиваются рассказы нескольких учеников)

3)Работа над различными видами текста.

— Как вы думаете, к какому жанру мы отнесём прочитанный нами рассказ?

— Откройте учебники на с.155. Прочитайте задание №7. Что нового вы узнали о еже?

— Это научно-познавательный вид текста. Чем отличаются художественный и научный тексты? Прочитайте вывод на с.154.

VII.Рефлексия учебной деятельности.

— Для чего нужно оберегать природу?

Чарушин на этот вопрос ответил так:

«Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

Домашнее задание. Придумать рассказ о своём любимом питомце: о его характере, привычках, о своём отношение к нему.






See also:
Яндекс.Метрика