Урок литературного чтения 1 класс УМК Школа России по теме Звуки и краски весны


Тема урока: «Путешествие в мир звуков и красок весны»

Ползюкова Ольга Николаевна, учитель начальных классов

Цели: (учебные задачи):

познакомить с разными по жанру произведениями о весне, разных авторов – С. Я. Маршак, И.Токмаковой, Е. Трутневой, А. Плещеева;

учить сравнивать произведения разных авторов, схожие по теме;

обогащать читательский опыт детей;

развивать внимание, память, интерес к предмету, обогащать речь учащихся, расширять словарь;

пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому;

учить бережно относиться к растениям;

учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении.

Осуществлять связь содержания уроков чтения с изобразительным искусством и музыкой.

Воспитывать чувство прекрасного и любви к природе в процессе общения с музыкой и изобразительным искусством.

Оборудование: репродукция картины А. Саврасова “Грачи прилетели”, запись музыки П.И. Чайковского “Времена года” и С.В. Рахманинова “Концерт для фортепьяно с оркестром №2”, запись “Птичьи голоса”, картинки первых цветов, портреты композиторов, детские рисунки о весне.

Оформление доски.

“Все весны дыханием согрето, все кругом и любит и поет”.

А.Толстой

Ниже доска разделена три части.

Март

Апрель

Май

Март с водой,

В апреле земля преет.

Как в мае дождь,

апрель с травой.

так будет рожь.

Под каждой пословицей размещены соответствующие месяцу детские рисунки. Подготовлена выставка книг о весне.

Ход урока

I. Организация класса.

Вход учащихся под музыку С. Рахманинова.

Учитель. Дети, послушайте стихотворение.Прозвенел звонок для нас.Все зашли спокойно в класс.Встали все у парт красиво,Поздоровались учтиво.Тихо сели, спинки прямо.Вижу, класс наш хоть куда.Мы начнем урок, друзья.

II. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим и обобщим все знания, которые вы получили при работе над разделом:

Для этого мы совершим увлекательное путешествие в мир красок и звуков весны.

Помогут нам в этом произведения УНТ, проработанные на уроках чтения и незнакомые пока ещё произведения мастеров художественного слова А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, М.М.Пришвина, В.В.Бианки, Л.Н.Толстого, С.Я.Маршака; музыкальные произведения П.И.Чайковского из цикла “Времена года” и произведения художников — пейзажистов А.К.Саврасова, И.И.Левитана, Н.И.Остроухова.

Я раскрою почки,В зеленые листочки,Деревья одеваю,Посевы поливаю,Движения полна.Зовут меня …. (весна)

Загадка: Прилетела пава, села на лаву, распустила перья для всякого зелья. (Весна)

Чтение эпиграфа с доски.

На уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла, достойна того, чтобы о ней, дикой, было рассказано по-человечески, доброжелательно и красиво.

Чтение детьми стихов о весне.

Пали морозы. Звенит капель. Земля скидывает с себя белые простыни снега и лежит влажная, тяжелая. Сырой и хмурый лес, вздрагивая от падения капель с ветвей, прислушивается к неумолчному рокоту талой воды. Природа просыпается. Послушайте, как просыпается природа.

Звучит запись птичьих голосов.

Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес на поляну.

III. Обобщение изученного материала.

Месяц март.

Теперь послушайте загадку из знакомой вам сказки “Старик- годовик”.

“Махнул старик-годовик второй раз и полетела вторая тройка птиц. Снег стал таять, на полях показались цветы.”

— Назовите этих волшебных птиц. Правильно, это март, апрель, май (обращаю внимание на доску).

Наступила весна. Три долга у весны, три завета. Первый — тьму зимнюю одолеть, с этим март справляется. Второй — снег согнать, землю разбудить и отогреть, для этого апрель ее из ручьев теплой водой отпаивает. Третий долг — теплую землю в зелень убрать — достается маю, который лес наряжает, лето в гости ожидает. Какой первый месяц? Март. Теперь прочитаем первую запись на доске и объясним ее смысл. (Чтение и объяснение детьми смысла пословицы)

А сейчас мы узнаем, откуда произошло название месяца, и что оно означает.

Ученик.

В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался он богу Марсу, покровителю полей и стад. В честь него месяц так и назвали.

Прочитайте стихотворение А. Майкова « Ласточка примчалась» и ответьте на мои вопросы.

Что услышал поэт в пении ласточки? Чем пахнет весна?

Весной пробуждается природа. А как весна поднимает настроение! Хочется жить, работать, радоваться и, кажется, что жизнь прекрасна.

Даю прочитать отрывок из стихотворения ученику. Он читает.

Весна, весна кругом живет и дышит.Весна, весна шумит со всех сторон!Взлетел петух на самый гребень крыши.Да так поет, что слышит весь район.Раскрыты окна. Веет теплый ветер.И легкий пар клубиться у реки.И шумно солнцу радуются дети,И думают о жизни старики.

2. Многие композиторы в своем творчестве обращались к природе. Это Чайковский, Рахманинов, Григ (показываю портреты). Композитор П.И. Чайковский очень любил русскую природу и посветил ей цикл пьес “Времена года”. Сейчас мы послушаем его пьесу про месяц март, которая называется “Песня жаворонка” (прослушивание записи).

— Что вы услышали? (пение жаворонка)

— Какое настроение передается мелодией? (В этой мелодии передаются различные оттенки весеннего настроения, то грустного, то радостного)

“Прощай, зима, здравствуй, весна!” — такие чувства, такие мысли вложил композитор Чайковский в свою музыку.

3. Картину родной природы особенно чувствуют художники. Левитан, Юон, Саврасов (показываю на картины художников).

Посмотрите на репродукцию знакомой картины Саврасова “Грачи прилетели”. Художник воспринимает природу как живое существо, даже камень неподвижный у него может смеяться от солнечного тепла или страдать от зимней стужи. “Грачи прилетели” — лучшая работа Алексея Кондратьевича Саврасова.

Работа над картиной «Грачи прилетели».

Как ты думаешь, каким настроением проникнута картина?(Несмотря на серое небо, тёмный снег, картина проникнута настроением ожидания, пробуждения. Радостно, светло, немного грустно. Снег, небо, деревья, начало весны – всё проникнуто большим и сильным чувством.)

Что изобразил художник на картине?

Что ты можешь рассказать о снеге?

О берёзах? Об облаках?

Чем заняты грачи?

— Какое время года изобразил художник? Почему ты так думаешь?

— Что изобразил художник в своей картине? (Русскую деревню с небольшой церковью, деревянным домом, нераспустившимися березами. Прилетели первые весточки весны — неугомонные грачи. С весенним криком они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Снег едва начал таять, образуя теплые лужи.)

Давайте мысленно переместимся в то место на картине. Закройте глаза. Слышите, как перекликаются птицы и звенит капель, как шелестит ветер в мокрых ветках, и как поскрипывают кривые стволы, как звучит колокол.

Взгляните на ваши рисунки. Какие краски выбраны для изображения месяца марта? (Ответы детей.)

.Месяц апрель.

1. Второй месяц вены — апрель.

Ученик.

Родина слова “апрель” — Древний Рим. Оно означает “теплый”, “солнечный”.

Прочитаем и разберем вторую пословицу, записанную на доске: “В апреле земля преет”. Дети объясняют смысл пословицы.

— Какие еще пословицы вы знаете об этом месяце? (Ответы детей.)

— Прочитайте стихотворение С Маршака“Апрель”и ответьте на вопрос: “Как поэт рассказывает о пробуждении природы?- Каким настроением окрашено это стихотворение?

(на доску вывешивается рисунок “Подснежник”, под рисунком — слова:

“Если я сорву цветок,Если ты сорвёшь цветок,Если все: и я, и ты,Если мы сорвём цветы –Опустеют все поляныИ не будет красоты!”Т. Собакина

Красота нежна, беззащитна и уязвима. Только любовь к прекрасному, нежное и бережное отношение к окружающей природе спасёт красоту.

— Какое настроение создается при чтении?

— Откуда идут запахи весной?

— Взгляните на рисунки. Какие вы краски использовали, чтобы нарисовать “апрель”? (Ответы детей).

3. Прибавиться еще тепла, и на пригретых солнцем пригорках вспыхнут золотые звездочки мать-и-мачехи — самого раннего первоцвета. А под пологом леса, где еще не сошел снег, распустятся подснежники. (Показываю картинки первоцветов). Каких только потом не будет цветов, но эти — истинное чудо природы.

Своё стихотворение Белозёров так и назвал « Подснежники».

Кто прочтет наизусть? Ульяна

Нравится ли вам сравнение подснежников со снегурочкиными слёзами?

Свою пьесу об апреле П.И. Чайковский так и назвал “Подснежник”.

Мягкие, нежные волны мелодии поднимаются все выше, сама мелодия плавная, чуть робкая. В ее вальсовом движении журчит ручеек, звенит капель (звучит запись).

Месяц май.

1. А сейчас мы узнаем, откуда произошло название месяца “май”.

Ученик.

Название пятого месяца года — май. Оно произошло от собственного имени Майя. Так в Древнем Риме звали богиню земли и плодородия.

— Прочитайте написанную на доске пословицу о мае и поясните ее смысл (чтение и объяснение пословицы)

— Прочитайте стихотворение Е. Трутневой «Когда это бывает… ”, ответьте на вопросы:

— Как вы понимаете « Луг, совсем как ситцевый

Всех цветов платок…»

— Какие звуки слышны в этом стихотворении?

— Кто издает звуки?

— А теперь послушайте пьесу о мае П.И. Чайковского. Она называется “Белые ночи”. Природа в мае уже проснулась, и вы услышите движение волн, набегающих на берег. (Прослушивание записи.)

Обратите внимание на ваши рисунки. Какие краски вы взяли, чтобы нарисовать весну в мае? (ответы детей)

Восстановление деформированного текста.

— К нам из весеннего леса пришли телеграммы. Наша задача прочитать и ответить на них стихотворениями из раздела « Апрель, апрель! Звенит капель…»

Телеграмма 1.

Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У ней строгий распорядок работ. Первым делом она освобождает землю, делает проталинки.

Какое стихотворение выберем для ответа?

Стихотворение И. Токмаковой « К нам весна шагает…» Лиля.

_ Почему?

Телеграмма 2

Весна освобождает из — подо льда воду. Ручейки талого снега тайно сбежались в реки. Река поднялась и сбросила с себя ледяной гнёт. Зажурчали вешние потоки.

Какое стихотворение выберем для ответа?

— стихотворение И. Токмаковой « Ручей». Артём Комышан.

IV. Проверка домашнего задания.

— Мы продолжаем путешествие. Пригласите нас послушать ваши стихотворения о весне и прочувствовать его настроение.

— Дети читают стихи о весне.

V. Подведение итогов, выставление оценок.

— Какие же звуки весны вы сегодня слышали? (Шум ручьев, капели, пение птиц, гром.)

— Какие у весны запахи? (Оттаявшей земли, молодой травки, зеленых листьев, птичьих гнезд, почек.)

Путешествие на уроке подходит к концу. Спасибо за хорошую работу и помощь. (Выставление и комментирование оценок.)

Наше путешествие подошло к концу, но путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски — вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья березы. Слушайте и смотрите весну! И на основе своих наблюдений продолжите предложение : Мне нравится весна……

Под запись музыки С. Рахманинова ребята покидают класс.






See also:
Яндекс.Метрика