урок литературного чтения 1 класс по теме Буква ь -показатель мягкости согласного


Открытый урок литературного чтения в 1 б классе

учитель Щербаков Т.П.

Тема: Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука .

Образовательные:

Познакомить с буквой Ь, рассмотреть роль мягкого знака – обозначение мягкости согласного в позиции на конце (и в середине) слова.

Развивающие :

Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: анализа, сравнения, обобщения; фонематического слуха, связной речи, памяти, внимания, мышления, расширению словарного запаса и кругозора. Формировать компоненты учебной деятельности, приёмы рефлексии и самооценки.

Воспитательные:

Воспитывать толерантное отношение друг к другу, культуру поведения при фронтальной и групповой работе,

Формировать УУД:

умение оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);

— умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);

— умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);

— умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Составить рассказ про лося 1 класс

Ход урока:

1 Организационный момент. Актуализация знаний.

Слайд 1

На открытый наш урок

Собрались все гости в срок.

Мамы, папы, есть сестричка

И, конечно же, лисичка..

— К Кто принёс рисунки с лисичками?

-ЧтЧто интересного об этом слове можете рассказать?

( многозначное-1 учащийся у доски составит слово)

Слайд 2

-С -Составьте 2 предложения со словом ЛИСИЧКА.

-Из -Из чего состоят предложения?

-Из чего состоят СЛОВА? Слоги? ( из звуков)

-Че -Чем обозначаются звуки на письме?

— р -Разделите буквы, из которых состоит слово ЛИСИЧКА на 2 группы.

Слайд 3

И, И,А. Какую работу выполняет звук и? Какие ещё гласные умеют смягчать сог солласные)

Л,С,Ч,К

Бу -Буквы, обозначающие согласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки.

— -Подберите звуковичков и дайте характеристику звукам.

К акое правило о сочетаниях с буквой Ч мы знаем?

ЧА ПИШИ с А!

ЧУ пиши с У!

2.Постановка проблемы. «Открытие нового знания». Формулирование

новой темы.

-Гд — где растут грибы, живут животные? ( в лесу)

-От отправляемся в лес. Слайд 4

Фи физминутка.

Здравствуй, лес – чудный лес (развели руки)

Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево)

Ты о чём шумишь листовою? (руки поочерёдно к ушку)

Твой секрет сейчас откроем(руки вверх и покачать)

От открыли тетради, сделали схему слова, 1 на сладе, 1 из карточек. (светофоры)

— напечатаем слово ЛЕС

Произнесите слово ЛЕС.

-Почему звук [Л] -мягкий, звук [С]- твёрдый.

-Как мы узнали, что последний звук в этом слове твёрдый согласный?

(После буквы С никаких других букв нет.)

-А в лесу обитает животное. Отгадайте.

Составить рассказ про лося 1 класс

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(лось)

Слайд 5

-Произнесите слово ЛОСЬ

-Сделаем схему слова. 1 у доски.

-Звук [Л]- твёрдый, звук С -мягко.

-Сравните в этих схемах последний звук. Чем отличаются?

Почему последние звуки в этих словах ЛЕС – ЛОСЬ звучат по-разному?

-Сможем ли мы напечатать слово Лось?

-может у вас есть предложение? Как сделать согласный звук мягким?

-Люди давно договорились использовать букву – знак .

Слайд 6

От -Отгадайте загадку (чтение учителем)

Слайд 7

— Прочитайте букву Ь. (? – проблемная ситуация. Она не читается)

— Какой звук она обозначает? Произнесите его. ( никакой) .

— Почему? (Он не обозначает звука) Сможем ли мы подобрать звуковичка?

— Ребята, а ещё о Ь говорят, что он фокусник. Как вы думаете, почему?

Слайд 8 (наблюдение за произношение звуков)

— Перед нами буквы. Какие звуки они обозначают? ( твёрдые)

(чтение звуков слева)

— А теперь эти буквы попадают в волшебный ящик нашего фокусника,

посмотрите, что с ними произошло? Как мы будем читать эти звуки? Почему?

( чтение звуков правого столбика, наблюдение за цветовым обозначением)

— для чего нам нужен Ь знак? ( чтобы мягко произносить согласный звук)

— какую роль играет Ь знак в словах? ( обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

-какова тема сегодняшнего урока?

Слайд 9

ВЫВОД: Ь не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость

согласных звуков.

Физминутка

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой, вот так.

Букву капелька смягчит,

словно мягко зазвучит.

-Встанем, как мягкий знак

-поставим пальчики в виде мягкого знака.

Слайд 10

Допечатаем букву Ь в слове ЛОСЬ.

3. Первичное закрепление материала.

— Лось — крупное животное, обитающее в Тульском крае. Прочитаем рассказ в «Азбуке» на с.11 и узнаем о лосе ещё много интересного.

-что мы прочитали? (текст)

-Как вы узнали? Сколько предложений? (4) Придумайте название.

-Как понимаете значение первого предложения?

Знаток русского языка читает значение из словаря Ожегова.

— С чем сравнивают лося во втором предложении? Почему?

-Чем лось питается?

-Зачем мальчики насыпали соль?

Поработаем в паре с соседом. Составьте предложение из рассыпанных слов.

Слайд 11

Лось очень любит соль.

-дополните предложение. (Оцените свою работу)

-Подчеркни слова с мягким знаком. Какую роль выполняет мягкий знак?

Слайд 12

ЛОСЬ

СКВОЗЬ

СОЛЬ

МАЛЬЧИКИ

ПЕНЬ

Подбери слово к схеме

-Сколько букв и звуков в этом слове? Почему звуков меньше?

_ А в остальных словах?

— Какой вывод сделаем?

4 Развитие умений. Применение новых знаний.

— Лось предлагает прочитать слова, найти сходства Слайд 13

РЫСЬ

ОЛЕНЬ

КОНЬ

МЕДВЕДЬ

КОНЬКИ

(слова предметы, с ь)

-Какое слово лишнее? Почему?

-Можно ли слова конь и коньки назвать родственными? Почему?

-Все остальные звери.

ЗВЕРЬ

Кто из зверей лишний? ( конь – домашнее)

Послушаем инсценировку были Л.Н.Толстого и запомним слова с ь.

-Что означает слово БЫЛЬ?

Был у Пети и у Миши конь.

Стал у них спор: чей конь?

Стали они коня друг у друга рвать.

«Дай мне, мой конь».-

«Нет, ты мне дай.

Конь не твой, а мой».

Пришла мать, взяла коня,

И стал конь ничей.

-Какие слова с ь запомнили?

-Чему эта быль может нас научить?

— Сегодня у нас ещё один гость – фокусник ь!

(В (Выходит ребёнок с шапочкой на голове) Слайд 14-15

Мягкий знак –хитрый знак.

О себе скажу я так:

«Я – волшебник. Захочу-

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море,

Угол в уголь, брата в брать…

Так что всем не сдобровать

Тем, кто вздумает лениться,

Без старания учиться..

Так что , дети, не ленитесь

И примерно все трудитесь.

И тогда могу сказать:

Все получите вы пять».

Пр -Приготовил ь знак для нас задания. Слайд 16

— На парте лежат у вас солнышки. Напечатайте на лучиках слова с ь,

которые запомнили сегодня на уроке. Начинаем писать от точки к центру.

( Если испытываете затруднения можно посмотреть с обратной стороны)

Кто заполнил все лучики, нарисуйте у солнышка улыбку и покажите мне.

5.Рефлексия

Быстро пролетел урок,

Подведём скорей итог!

Чем сегодня занимались?

В чём с охотой упражнялись?

Что узнали и познали?

Почему умней вы стали?

Преграда-помеха, затруднение, то, что перегораживает путь.

Проносится как ветер- очень быстро.

( в шапочке ь)

Мягкий знак –хитрый знак.

О себе скажу я так:

«Я – волшебник. Захочу-

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море,

Угол в уголь, брата в брать…

Так что всем не сдобровать –

Тем, кто вздумает лениться,

Без старания учиться..

Так что , дети, не ленитесь

И примерно все трудитесь.

И тогда могу сказать:

Все получите вы пять». (показывает5)

Был у Пети и у Миши конь.

Стал у них спор: чей конь?

Стали они коня друг у друга рвать.

«Дай мне, мой конь».-



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика