урок литераткрного чтения в 3 а классе


Урок чтения в 3 а классе

Тема : Что скрыто между строк?( японские хокку: законы жанра)

Цели :

— познакомить с творчеством классиков японской литературы Мацуо Басе и Кобаяси Иссы

— формирование представлений о жанре хокку, о способах построения трехстиший, тематике, истории возникновения и развития

— наблюдения за особенностями национального мироощущения японского народа

— развивать навык выразительного чтения и свободного высказывания, творческую активность учащихся

Оборудование: учебник « литературное чтение» ,3 класс, автор Н.А. , Чуракова, словарь, тексты хокку, иллюстрации икебаны, образец оригами.,презентация « японские хокку»

Словарь: хокку( хайку),икебана( икэбана), танка, Япония, миниатюра, Мацуо Басе, Кобаяси Исса, литературные тропы, иероглифы, оригами.

Орг. Момент.

Актуализация .

Карээда ни

Карасу но томиратару я

Аки но курэ

— Поняли вы, что я сказала?

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

— А теперь вам понятно, что я сказала?

( это хокку, потому – что трехстишие. Нет рифмы)

— Как вы думаете, почему я прочитала именно эти стихи?

3 . Работа по теме.

Правильно, мы сегодня опять будем говорить о хокку, о законах этого жанра.

— Еще раз — Что мы знаем о хокку?

1. хокку – стихи без рифмы

2.Авторские стихи.

3.Хокку по другому называют хайку

4.Хокку – это жанр японской поэзии.

На доску – ворона прикрепить.( оригами)

Уродливый ворон —

И он прекрасен на первом снегу

В зимнее утро!

— что скажете ? ( Уродливый – прекрасен).

— правильно – Сочетание двух цветов.- черного и белого. Как называется такой прием в литературе? ( контраст)

— использует ли автор литературные тропы?

(нет )

— изумительные стихири строки. А как точно создан литературный образ, настоящая картинка- миниатюра. Исксство писать хокку умение сказать многое в немногих словах. Хочется их читать еще и еще

НА ДОСКЕ: Наша жизнь – росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь- и все же…

( читают выразительно)

— какое настроение у вас сейчас? Почему? ( когда- то жизнь кончается, но сейчас есть еще время сделать что-то достойное)

-Дети ,есть ли в хокку что-то недоговоренное?Могу ли я сказать,что автор будит мысль читателя, дает определенное направление, свою точку зрения не навязывает?

Читая хокку, мы можем спорить, отстаивать совою точку зрения.

Поводом написания этого хокку была печаль.Исса потерял любимую дочь. Буддизм учит не горевать об умерших, но очень трудно смириться с потерей любимого человека.

Как вы думаете ,почему такой жанр ,как хокку зародился в Японии?

РАССКАЗ О ЯПОНИИ – дети готовили материал ( с показом на слайдах)

По легенде Япония образовалась из вереницы капель, скатившихся с богатырского копья бога Изанаги, отделившего земную твердь от морской хляби. Изогнутая цепь островов действительно напоминает застывшие капли.

Японский дом не имеет ни дверей, ни окон в нашем понимании. Три стены из четырёх можно всегда раздвинуть или совсем снять. Исчезли перегородчатые створки – и «природа вошла в дом», и ты оказываешься в своеобразной беседке и любуешься старым камнем, поросшим мхом, соловьём на ветке…

Необычно восприятие мира и человека в этом мире в понимании японцев. Японцы заботятся о чувстве собственного достоинства даже незнакомого им человека, с особым уважением относятся к старшим, даже если они неправы, внимательны к окружающей природе.

японцы очень наблюдательны и любопытны

— Любят все маленькое. Сами небольшой народ.

— У них мало земли .Бережно относятся ко всему.

— Япония – страна восходящего солнца( расположена на востоке)

-Япония расположена на островах

Столица – Токио

Существет обычай любоваться сакурой. Японцы считают, что любоваться поэтическими явлениями природы лучше всей семьей, целым городом. Зимой прекрасен первый снег, весной принято любоваться цветением сливы, вишни, осенью – огненно-красной листвой горных клёнов. Японцы по-настоящему поклоняются красоте.

Показ – иллюстраций икебаны, оригами, и т.д.

— А это хокку чем – то отличается от других?

На слайде

В хижине, крытой тростником

Как стонет от ветра банан,

Как падают капли в кадку,

Я слышу всю ночь напролет.

ПОСТРОЕНИЕ ХОККУ

5+7+5,но у нас не всегда совпадает, потому — что они переведены

Поэты авангардисты отступали от такого правила. например, Басе

ХОККУ Строятся на основе одного поэтического образа, одной детали, мысли и при этом таят в себе много неожиданного. Оно зовёт нас вдуматься в смысл строк, почувствовать красоту. Открыть внутреннее зрение и внутренний слух. Ведь многое скрыто, недоговорено.

Первая строка в хокку рисует нам общую картину, созерцаемую автором. Вторая обращает наше внимание на то, что привлекло внимание самого поэта. Третья же – это след, который оставила картина в душе художника.

Творческая работа

Составление хокку( хайка)

Учебник ,стр 113 ,чтение хокку (разбор)

Итог урока

— выберите фразу, которую вы считаете наиболее приемлемой для хокку.

НА СЛАЙДЕ

— Что дает вам чтение хокку?

А)Они заставляют читателя задуматься о многом.

Б) Они будят мысль читателя.

В) Они дают возможность высказать свою точку зрения.

Г) они создают точный поэтический образ

О чём вы думали, когда слушали эти стихи?

Я начала урок на японском языке и закончу тоже на японском.

— ГОКУРАСАМА

— Что я сказала?

( Спасибо за помощь)






See also:
Яндекс.Метрика