Урок Кубановедения во 2 классе по теме Казачья хата


Урок Кубановедения по теме: «Казачья хата».

Цели и задачи урока: — знакомство с историей и культурой Кубани, бытом

кубанского казачества на основе изучения внутреннего

убранства хаты,

— развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного

края,

— воспитание любви к родному краю, через познание её

Истории.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация к уроку, «карта-схема», карточки с новыми словами,

иллюстрации по теме, раздаточный материал.

Этапы урока

Ход урока

Примечание

1.Орг.нач урока

Здравствуйте! Меня зовут Наталья Валерьевна.

Покажите мне свои красивые глазки. Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. Присаживайтесь.

Любили казаки свой край

И превратили его в рай.

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили.

Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

Дом казака увидим и в него войдём.

О том, как жили, многое узнаем.

Итак, готовы? Мы начинаем.

Чтение учителем

2.Проверка раннее изученного

Давайте вместе определим тему урока. Для этого выполним три задания.

Подберите подходящее по смыслу слово:

Кубанская

Деревня – корень «дерево», т.е. «место очищенное от леса». А казаки обживались в степи.

Село ср.р.

Станица – большое казачье селение. Казаки в степи выбирали место, останавливались.

Дом казака – это…

Изба – деревянный крестьянский дом в деревне. А казачьи дома были не деревянные

Терем высокий богатый дом в Древней Руси.

Хата — постройки на юге, которые начинались непосредственно на земле.

Я знаю, что на прошлом уроке Кубановедения вы познакомились со способами построения казачьей хаты.

В ходе урока мы будем работать со страничкой из «Казачьего словарика». Она понадобится нам, чтобы выполнить 3-е задание.

Прочитайте первую строчку в словарике. (кирпич из глины с примесью соломы.)

О каком строительном материале идёт речь?

(саман) Запишите, диктуя по слогам.

Прочитайте вторую строчку (частокол, плетень обмазанный глиной.) О чём говорится здесь? Это …Запишите: турлук.

Мы с вами вспомнили эти понятия, для того, чтобы сравнить два текста. Прочитайте.

Саманная хата

Турлучная хата

Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем из них выкладывали стены. Пол — глинобитный. Крыша — из камыша или соломы.

Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша — из камыша или соломы. Снаружи хату белили. Входя в хату, человек крестился повернувшись к иконе. Главным местом в доме был «Красный угол».

Поднимите карточку, где описывается хата из самана? Докажите словами из текста.

Поднимите карточку, где описывается турлучный способ построения хаты. Почему вы так решили? Прочитайте слова из текста.

Что нового вы прочитали в тексте? Прочитайте.

2-3 человека

Слайд 1

2-3 человека

Работа со словариком

Саман, турлук

Работа в парах

(самостоятельное чтение текстов)

Читает 1 ученик

Ответы учеников

3.Сообщение новой темы

4. Физ. минутка.

Мы с вами сегодня представим, как выглядела хата казака внутри. Это и есть тема нашего урока. Нам помогут в этом карточки – путеводитель.

«Красный угол» был центральным местом в доме. «Красный» от слова красивый, нарядный. Ещё его называли «Святой».

В самом освещённом углу комнаты помещались иконы. На угловой столик под иконами ставили свечи, пасхи, книжки с молитвами.

Казаки были верующими людьми и жили по закону божьему, просили помощи в любых делах у бога.

Откройте тетради на стр.42 (2-ой абзац)

Какое слово встретилось впервые?

Найдите в словарике, что называют «божницей»?

Прочитайте.

Запишите.

Как ещё называли «Красный угол»? (Святой)

Молодец!

Мы начнём обустраивать нашу хату. Что поместим в угол хаты? Выберите. (икону)

Чем украшены иконы?

Полотенцем белым, с ярким узором. Такое полотенце расшитое вышивкой называлось – рушник.

Разные рушники имели разное значение.

Давайте посмотрим на другие рушники.

Для чего они были нужны, почему так назывались?

«Крючковые» вешали на гвоздь, на крючок. Они украшали комнату.

«Утирач» — им вытирали лицо.

«Зеркальные» — ими украшали зеркала.

«Церковные» украшали иконы.

Уже с 7 лет в казачьей семье девочки приручались к рукоделию: они вышивали, вязали. К свадьбе девушка должна была вышить не менее 40 рушников на различные праздники.

Вышивкой украшали ещё и одежду, скатерти, наволочки. Считалось, что вышивка защищала от злых духов. В доме были рукодельные половики и одеяла.

Работа с тетрадью стр.44 (1 абзац)

Давайте украсим нашу комнату предметами рукоделия.

Молодцы! Как преображается наша комната.

Найдите в «Кубанском словарике» значение слова «рушник». Прочитайте.

Запишите.

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Присели на свои места.

А вы знаете, что в хате казака называли – «матушкой»?

Чтобы об этом узнать отгадайте загадку:

Если работает она,

Не будет голодная семья.

Можно на неё прилечь,

А зовётся она …печь.

Работа с тетрадью стр.42 (1 абзац)

Ученик 1.

В хате можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё говорили в народе: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».

Ученик 2.

Печь часто оживала в народных сказках. Она укрывала Алёнушку и Иванушку, на печи катался Емеля. А о тех, кто был удачлив говорили, что они «в печи родились».

Давайте посмотрим, где же там лежал Емеля?

Это место так и называется — «лежанка».

Найдите в словарике значение слова «лежанка».

Покажите, где в печи готовили еду?

Посуду ставили в «устье».

Отгадайте загадки и узнаете какой посудой пользовалась казачка.

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (чугунок)

Круглая, глубокая,

Гладкая, широкая,

Гончаром кручённая,

В печи обожжённая,

От кувшина – низка

Глиняная …(миска)

Стоит толстячок, Подбочинивши бочок, Шипит и кипит, Всем пить чай велит. (самовар)

Работа с тетрадью стр.44 (3 абзац)

Как называлась посуда изображённая у вас в тетради?

Все ли названия знакомы?

Объяснение какого слова записано у вас в словарике?

Записали.

Для чего нужна макитра? («Мать» гончарной посуды на Кубани. В ней сквашивали молоко, месили тесто, засаливали огурцы)

Давайте расставим посуду на полки.

Чего в нашей хате не хватает? (стола и лавок)

А сейчас закроем глазки и послушаем, что увидел много лет назад русский поэт М.Ю.Лермонтов:

« Я вошёл в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель».

Откроем глаза. Какую же мебель увидел поэт?

Давайте расставим мебель в нашей хате.

Мебель изготавливал казак. Она была простой и практичной.

Для чего в доме сундук?

Для чего нужна лавка?

Найдите в словаре объяснение слову – лавка.

До широкого распространения кровати люди спали на сундуках, лавках и на полу.

Рассказ учителя

Слайд 2

Работа со словариком

божница

вклеиваем икону

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Вклеиваем рушник, занавески, половичок.

Работа со словариком

рушник

Вклеиваем печь

Работа со словариком

лежанка

Работа со словариком

макитра

Вклеиваем посуду

Вклеиваем стол, стол, сундук

лавка

5.Итог урока

Помните, как описал М.Ю.Лермонтов хату Казака? А можем мы оказавшись сегодня в казачьей хате рассказать, что бы мы увидели?

Ответ ученика.

Выставление оценок.

6.Рефлексия

Ребята, мы воссоздали картину из прошлого. Страничка из «казачьего словарика» помогла познакомиться с новыми понятиями.

Давайте поделимся своими впечатлениями о том, что узнали на уроке.

Возьмите листочки голубого цвета. Начало письма уже есть.

Привет!

Сегодня я был в казачьей хате. Представляешь, я узнал ___________________. Продолжите.

Спасибо за урок.

Что сегодня изменилось в казачьем доме?

6. Домашнее задание

Дома, открыв стр. 42 по 44 вы вспомните, о чём мы говорили на уроке и нарисуете свою хату.






See also:
Яндекс.Метрика