Урок кубановедения в 4 классе Наши земляки в годы Великой Отечественной войны


Урок по кубановедению

«Наши земляки в годы Великой Отечественной войны»

4 класс

учитель начальных классов , Журавлева Надежда Петровна

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своих земляков, любви к своей малой Родине

Задачи:

познакомить учащихся с подвигами героев-земляков, воевавших в годы Великой Отечественной войны;

сформировать чувство гордости за свою страну, свой народ;

развивать умение работать с различными источниками информации, анализировать их, оценивать исторические события, аргументированно отстаивать свою точку зрения, организовывать свою работу индивидуальную, в группе, в парах;

развивать познавательный интерес к изучению истории малой Родины;

способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка рисунков учащихся, информационный раздаточный материал для работы в группах, листы с кроссвордом, словарная работа(бомбардировщик, ДОТ, танкер, танк²)

Ход урока.

Слайд 1.

Постановка проблемы.

Назовите кого вы видите на экране? Как вы думаете к какому времени это относится?

Учитель.

Эпиграф: “Войну нельзя забывать. Хотя бы ради памяти тех, кто ценой тяжких страданий, мук даже собственной жизни даровал нам день сегодняшний. Вечная им слава!»

Звучит «Священная война» ( Слайд 1)

Опрос – фронтальная беседа:

Учитель:

Когда началась Великая Отечественная война?

Ученики:

22.06.1941 г.

Учитель:

Когда закончилась Великая Отечественная война?

Ученики:

09.05. 1945 г.

Учитель:

Какие главные сражения вы знаете в годы Великой Отечественной войны?

Ученики:

Сталинградская битва, битва за Кавказ, битва на Курской дуге.

Учитель:

Назовите города –герои Кубани.

Ученики:

Новороссийск.

Учитель:

Почему Епистинии Федоровне Степановой , женщине, никогда не державшей в руках оружия, был вручен боевой орден Отечественной войны I степени? (Тимашевский район, 1975г. открыт музей одной семьи)

Ученики: Девять сыновей вырастила Епистиния Федоровна Степанова и все они героически погибли , защищая Родину.

Звучат «Колокола России» (Слайд 2, 3, 4.)

Слайд 2. 1 ученик. Мы горды садами белыми,

Красотой кубанских мест,

Тем, что наши парни смелые

Защищали грудью Брест.

2ученик. Под Москвой и под Варшавою

На фашистов шли в штыки,

И в Берлин пришли со славою

Боевые земляки.

3ученик. Им в чужих станицах снились

Лепестки кубанских роз.

Парни с битвы возвратились

Поднимать родной колхоз.

Учитель. Не все кубанцы возвратились с боев сражений землю пахать, детей растить, сады садить. Они полегли смертью храбрых от вражеских пуль.

Величайший героизм проявляли на фронте наши земляки. Свидетельством этого является тот факт, что 25-ти ейчанам было присвоено почетное звание Героя Советского Союза.

Беседа о героях-земляках.

Работа в группах. Организуется работа с выдержками из исторических источников. Пронумеровать материал и рассказать в правильной последовательности, доказать последовательность.

Т. Т. Хрюкин ( Слайд 5)

Ученик . Родился в Ейске, после окончания Ворошиловградской авиационной школы стал лётчиком-бомбардировщиком. Воевал в небе Испании, Китая, Германии, России. За потопление японского авианосца 1939 году Т.Т.Хрюкину присвоено звание Герой Советского Союза. Ему тогда было 30 лет. (слайд 6)

Ученик . Воевал на Украине, на севере страны, под Сталинградом, Севастополем, освобождал Витебск, Минск, Вильнюс. Самая важная операция была штурм Кенигсберга. Советская авиация беспрерывно наносила мощные бомбовые удары по крепости. Родина высоко оценила заслуги Т.Т.Хрюкина, присвоив вторично звание Героя Советского Союза. (Слайд7)

Ученик . В 1950 году на родине героя в соответствии с законом был открыт бронзовый бюст . На открытии присутствовал Тимофей Тимофеевич Хрюкин. (слайд 8)

С.Д. Роман (Слайд 9)

Ученик .Шел 1943 год. После освобождения Ейска вступил в ряды Советской армии. (слайд10)

Ученик . В июне 1944 года войска начали наступление на линии Витебск-Орша-Могилев. Рота, в которой служил Сергей вела наступление на деревню Кобылищино. В первых рядах был Романов, он первым овладел вражеской траншеей. Раненым, он остался в строю. (Слайд11)

Ученик . На высоте у деревни Пружинище рота была остановлена пулемётным огнем немецкого ДОТа. Сергей под огнём противника сумел метнуть в ДОТ гранату (Слайд 12)

Ученик . Увидев, что это не причинило противнику вреда, он бросился вперед и грудью закрыл немецкий пулемет, повторив подвиг Александра Матросова ( Слайд 13)

Ученик . В 1981 году на деньги, заработанные комсомольцами города, у школы-лицея № 4 установлен памятник Герою (Слайд14)

Песня « На безымянной высоте» ( Слайд 15)

Виктор Чаленко ( Слайд 16)

Ученик . Комсомолец Виктор Чаленко вступил в армию добровольцем в августе 1942 года в одно из подразделений морской пехоты. В феврале 1943 года бои шли на Малой Земле у города Новороссийска. Продвижению десанта мешал ДЗОТ. Виктор под покровом ночи забросал его гранатами. Огневая точка была подавлена, но от осколков погиб и сам герой. (Слайд 17)

Ученик В кармане отважного воина был найден блокнот с завещанием: «Если погибну за рабочее дело, прошу командиров зайти ко мне домой в городе Ейске и рассказать моей матери, что сын ее погиб за освобождение Родины. Мой орден, комсомольский билет и этот блокнот передайте моей

мамочке…» (Слайд 18)

Звучит песня «Зажгите свечи» ( дети зажигают свечи , минута молчания»

Ученик Виктор Чаленко посмертно награждён орденом Ленина. Его именем названа одна из центральных улиц пос. Широчанка ( Слайд 19 )

Галкин П.А. (Слайд 20)

Ученик . Звание Героя Советского Союза присвоено в 1944 году за 22 успешных боевых вылета во время которых он потопил 2 подводные лодки, 2 транспорта и танкер противника. (Слайд 21)

Ученик . Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, Орденом Отечественной войны, орденом Красной Звезды, медалями.

В 2010 году присвоено звание Почётного Гражданина города Ейска

(Слайд 22)

Учитель. Послушайте стихи почетного гражданина города Ейска, члена Союза писателей России профессора Евгения Александровича Котенко о военном Ейске. (слайд 23)

Сорок первый.

Городок прифронтовой:

Слева- море, справа- нивы,

Что ни день- налёт, отбой,

Оседает пыль лениво.

Что ни день-бомбёжки гром,

Содрогаются домишки,

Цели- порт, аэродром,

Рвут лазурь зениток вспышки.

Городок прифронтовой-

Чёрных «юнкерсов» наскоки,

Вбит алфавит роковой

В биографий наших строки.

Учитель. Более 350 тысяч солдат и офицеров погибли, защищая родную Кубань.

1 ученик.

Стоят на Кубани курганы,

Плывут облака на закат.

Обняв свою землю руками

Под ними герои лежат.

2 ученик.

И солнце на рисовых чеках,

О жизни поёт вышина.

Они полегли, чтоб навеки

Была на земле тишина.

3 ученик.

Заросли травой- бурьяном на земле окопы,

Вспоминают ветераны горький дым Европы.

Надевают ветераны ордена, медали.

Полегли на поле бранном- землю не отдали.

Сединой виски помыты, смотрят лихо, строго.

Никакие не забыты на земле дороги.

Учитель. Низкий поклон живущим защитникам Кубани! Вечная память отдавшим жизнь на наше мирное будущее.

Минута молчания.(Слайд 22)

Люди!

Покуда сердца стучатся, —

Помните !Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

IV . Итог. Рефлексия.

На доске рисунки детей.

Учитель. Как вы думаете какие рисунки подходят к нашей теме и почему?

Ученики . С.Роман –портрет, звезда героя , самолеты – летчики Галкин и Хрюкин, бронекатер .( вы о нем узнаете и расскажете на следующем уроке

Работа в группах. (Слайд 12)

Учитель. Подводя итог нашего урока, выделим те черты характера, которые подходят к защитнику Родины.

На карточках записаны слова, характеризующие человека. Выберите, черты подходящие защитнику Родины. Расположите эти слова в сетке кроссворда и прочитайте выделенное слово.

Трусость,

патриотизм,

решительность,

слабость,

бдительность,

смелость,

находчивость,

безответственность,

храбрость.






See also:
Яндекс.Метрика